ГлавнаяСтатьи

Предупреждение и устранение трещин и зазоров в деревянных конструкциях

Своевременно устраняя неплотности и зазоры подтяжкой или постановкой дополнительных хомутов и болтов, заполнением зазоров дубовыми или металлическими прокладками можно предупредить расстройство врубок и сопряжений и значительно повысить срок службы мостов.

Болты и хомуты надо подтягивать ежегодно, а в мостах, построенных из сырого леса, не реже двух раз в год в течение первого двухлетнего периода эксплуатации. После подтяжки болтов резьбу надо смазать автолом или солидолом. Шайбы под гайки должны быть толщиной не меньше 4—5 мм и не должны вминаться в древесину. Болты с короткой нарезкой меняют, ставить в них пачку шайб нельзя.

Хомуты, стягивающие стыки свай с наростами, должны быть из полосовой стали толщиной не меньше 8—10 мм.

Все оставшиеся после подтяжки болтов неплотности в сопряжениях плотно заполняют металлическими прокладками или прокладками из хорошо просушенного дуба. Зазоры перед этим тщательно промазывают или заливают разжиженной антисептической пастой. Поставленные в зазоры прокладки закрепляют гвоздями или другим способом. Необходимо следить за тем, чтобы в наличии были все поковки в сопряжениях элементов.

В проезжей части деревянных мостов всех систем прежде всего изнашиваются доски верхнего настила. В перилах ослабляются крепления перильных стоек, образуя наклон перил в наружную сторону. Доски верхнего настила быстрее изнашиваются на мостах с интенсивным движением транспортных средств и особенно гусеничных нагрузок. Для уменьшения износа настила в этих случаях нужно поливать проезжую часть битумом и посыпать сверху песком (поверхностная обработка); изношенные доски заменять полностью. Ставить короткие доски на изношенные места не рекомендуется.

Для оперативного ремонта рекомендуется на каждом мосту или вблизи его иметь небольшой запас сухих досок.

Выдергивание гвоздей из настила при проходе транспортных средств свидетельствует или о сильном загнивании нижележащих элементов проезжей части, или о неплотностях в опирании. В первом случае проезжую часть ремонтируют, во втором случае вскры-настил и заполняют образовавшиеся зазоры прокладками необходимой толщины.

В пролетных строениях с разбросанными прогонами при большой подрубке комлевой части прогона в опирании на насадку иногда наблюдается отслоение нижних волокон древесины. Развитие этого дефекта можно предупредить установкой в этом месте двух-трех стяжных болтов.

В пролетных строениях с балками на колодках особое внимание надо обращать на подтяжку стяжных болтов, которые воспринимают распор колодок и удерживают их от выворачивания, а также на зазоры по плоскостям смятия, колодок с бревнами. Ослабление стяжных болтов из-за усушки большого пакета деревянных элементов изменяет работу балок и резко снижает их грузоподъемность. Поэтому болты в балках на колодках должны быть всегда туго натянуты. Зазоры по плоскостям смятия колодок и поясов плотно заполняют дубовыми или металлическими прокладками, так как выключение колодки из работы приводит к перенапряжению соседних колодок и может вызвать сколы.

В подкосных мостах при отсутствии скоб, соединяющих подкосы с подбалками, подкосы иногда частично выходят из врубки, уменьшая тем самым рабочие площади смятия и скалывания и способствуя появлению сколов. Сколы могут возникать также из-за неточной пригонки врубки при постройке моста. Все болты в пролетных строениях с ригельно- раскосными и дощато-гвоздевыми фермами являются рабочими элементами и поэтому должны быть туго затянуты. В дощато-гвоздевых фермах, кроме того, надо следить, чтобы не было зазоров между опорными стойками и под балкой.

Фермы Гау — Журавского имеют большое количество узлов и стыков, элементы которых работают на скалывание древесины вдоль и поперек волокон, и поэтому надзор за ними должен быть особенно тщательным. Самый слабый элемент ферм Гау — Журавского это стык растянутых поясов на гребенчатых стыковых накладках. При недостаточно точной врезке шпонок в пояс усилия ежду ними распределяются неравномерно и участки пояса у перегруженных шпонок могут сколоться. Сколу способствуют и тре-ы от Усушки, совпадающие с площадками скалывания. Чтобы нР®дУпредить расстройство стыков на гребенчатых подкладках, До зазоры между шпонками и поясом тщательно заполнять тонкими металлическими прокладками и не давать болтам, стягивающим стык, ослабнуть.

Стыки нижнего пояса, перекрытые деревянными накладками на болтовых нагелях, работают в лучших условиях, но и для них необходима регулярная подтяжка болтов, так как образование зазора между поясом и накладкой при усушке древесины отражается на работе нагелей и увеличивает деформацию стыка. В основных узлах ферм Гау — Журавского необходимо следить за тем, чтобы раскосы опирались на подушки всей площадью торца, чтобы между подушкой и поясом не было зазоров по плоскости смятия и болты, стягивающие бревна пояса у подушек, были туго затянуты.

В клееных пролетных строениях наиболее опасны трещины по клеевым швам, которые могут появиться в балках, заготовленных на заводе с нарушением технологии изготовления. Такие трещины наиболее опасны, если они возникли у нейтральной оси элемента.

В течение первого года эксплуатации необходимо не меньше четырех раз осматривать пролетные строения— зимой, весной, летом и осенью. Наиболее вероятно появление усушечных трещин в период резкого изменения температурно-влажностного режима воздуха. Все трещины нужно замерять щупом; при- глубине трещин больше 7з толщины элемента, если эта трещина находится в зоне больших скалывающих напряжений, ее надо перекрыть фанерной накладкой. Для этого поверхность балки прострагивают рубанком и наносят слой клея, клей наносят также и на накладку, прижатую к поверхности балки шурупами. Расстояние между шурупами должно быть не больше 20 толщин фанеры. Ширина накладки должна быть равна примерно ширине балки. В качестве клея применяют клеи КБ-3 (табл. 33). Все работы по склеиванию должны производиться в сухую погоду при сухих накладках и поверхности балки. Если усушечные трещины образовались вне зоны рабочих участков, их зашпаклевывают во избежание попадания влаги в трещину.

Большое значение имеет также обеспечение проветривания элементов моста. Между главными балками и проезжей частью должны быть щели для циркуляции воздуха и проветривание низа плиты проезжей части и верхней полки главной балки. Для проветривания торцов главных балок в клееных пролетных строениях между ними над промежуточной опорой должен быть зазор в 10—15 см, между концом балки и шкафной стенкой крайней опоры — тоже 10—15 см.

В опорах и ледорезах все элементы соединены простейшими врубками. Правильная работа этих врубок возможна только при затянутых болтах или хомутах и поэтому подтяжка болтов и хомутов в период эксплуатации имеет важное значение. Особенно

важна подтяжка болтов высоких опор, связи которых выполнены в виде диагональных схваток из пластин или тонких бревен, нарубленных на сваи «в чашку». При слабо затянутом болте такое соединение расстраивается, горизонтальная жесткость опоры уменьшается, и при возникновении горизонтальных сил опора может наклониться в ту или другую сторону. В опорах и ледорезах распорные кресты должны быть обязательно соединены со сваями скобами, иначе расстройство неизбежно.

В сваях с наростами, стыкованными вполдерева, нужно следить за тем, чтобы не было зазоров как по плоскостям сплачивания, так и по плоскостям смятия. Обнаруженные зазоры надо туго заполнить прокладками. Стойки с большими усушечными трещинами, совпадающими с плоскостью стыка, надо стягивать дополнительными хомутами, чтобы при работе на горизонтальную силу стойка могла расщепиться. Необходимо также следить за состоянием подводных связей опор и ледорезов и регулярно подтягивать их тяжи.

В пучинистых грунтах верхние слои грунта, смерзаясь со сваями, приподнимают их, перекашивая опоры и расстраивая врубки и сопряжения. Известны случаи, когда выпучивание свай за несколько лет достигало 1,5 см и более. Для борьбы с пучением в эксплуатируемых мостах применяют ряд мер.

Грунт у опоры на глубину промерзания заменяют крупным песком и галькой, заливая их мазутом или отработавшим маслом. Такая мера дает хороший эффект на три-четыре года. В дальнейшем песок заиливается и его защитные способности резко падают. Чтобы уменьшить заиливание, над засыпкой устраивают дощатую пирамиду (рис. 106,а), а над ней рубашку из мятой глины. Уменьшить глубину промерзания грунта у опоры можно, устраивая вокруг нее термоизолирующую отсыпку из шлака или снега. Шлаковую засыпку устраивают высотой до 40% глубины Н промерзания грунта (рис. 106,6). Так как термоизолирующие свойства снега хуже, высоту снежной отсыпки у опоры принимают не меньше 60% глубины Н. Снеговая отсыпка может уменьшить пучение в 2—3 раза, однако она эффективна только в случае, когда снег отсыпают на непромерзшую землю. Возможны также комбинированные меры борьбы с пучением; например заменить пучинистый грунт в нижней зоне промерзания, а в верхней зоне дать термоизолирующую шлаковую отсыпку (рис. 106, в).

Рис. 106. Конструктивные меры защиты свай от сезонного пучения:
1 — пирамида из досок; 2 — мятая глииа; 3 — песок с мазутом; 4 — шлак

Рис. 107. Схема к расчету величины подтяжки

В процессе подтяжки в тяжах и других элементах фермы возникают дополнительные осевые усилия тем большие, чем жестче связаны между собой отдельные фермы и чем больше изменяется конфигурация одной фермы относительно других. Чтобы уменьшить эти дополнительные усилия в пролетных строениях с ездой поверху при значительных провисаниях ферм, тяжи подтягивают в несколько приемов последовательно во всех фермах, начиная с наиболее провисших. В пролетных строениях с ездой понизу это необходимо только при значительных провисаниях. За один прием в фермах с ездой поверху можно устранять провисание в 2—4 см, а в фермах с ездой понизу — в 6—8 см.

Второй этап подтяжки включает создание в тяжах дополнительных усилий для предотвращения выключения обратных раскосов из работы. Дальнейшая подтяжка тяжей после ликвидации зазоров в обратных раскосах создает во всех элементах ферм значительные дополнительные осевые усилия — в поясах и тяжах растягивающие, а в раскосах сжимающие.

Рис. 108. Дополнительные инвентарные тяжи, установленные на ферме:
1 — инвентарный тяж диаметром 30 мм; 2 — рабочий тяж фермы

Конфигурация ферм на втором этапе подтяжки изменяется незначительно, дополнительные усилия от перераспределения постоянной нагрузки и изгиба поясов поэтому невелики, и тяжи можно подтягивать в один прием в направлении от середины к опорам.

Во вновь построенных мостах с фермами Гау — Журавского тяжи в течение первых двух-трех лет эксплуатации подтягивают ежегодно, а в дальнейшем по мере необходимости. В пролетных строениях с ездой понизу удобнее затягивать верхние гайки, устроив для этого дощатый настил. В пролетных строениях с ездой поверху нижние гайки подтягивают с передвижной вышки. Чтобы обеспечить подвертывание гаек и частично разгрузить тяжи и подгаечные брусья ферм от дополнительных приемов при пролетах более 30 м, необходимо устанавливать дополнительные инвентарные тяжи, а при подтяжке с вышки винтовые домкраты. Дополнительные тяжи пропускают через распорки ветровых связей, если они имеют достаточную мощность, или через дубовые коротыши, устанавливаемые рядом с узлом (рис. 108).



Читать далее:
Основные положения по перерасчету стальных мостов
Организация движения тяжелых машин
Обеспечение пропуска сверхнормативных нагрузок по искусственным сооружениям
Паромные и ледовые переправы
Наплавные мосты
Пропуск ледохода и паводковых вод
Подготовительные работы к пропуску ледохода и высоких вод
Типы укреплений подходов и регуляционных сооружении
Особенности ремонта решетчатых и сплошных ферм пролетных строений, ремонт опор и ледорезов
Ремонт и усиление подкосных и простых балочных мостов



Ваш отзыв