ГлавнаяСтатьи

Обеспечение пропуска сверхнормативных нагрузок по искусственным сооружениям

В последние годы на автомобильных дорогах получили распространение транспортные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, вызывающих перегрузку конструкций искусственных сооружений. Особенно сильно проявляются перегрузки на мостах. В результате одной такой перегрузки в конструкциях могут возникнуть дефекты и значительные остаточные деформации, требующие срочного ремонта. Для предотвращения перегрузки конструкций их усиливают или разгружают мосты снижением части собственного веса (например, снимают покрытие проезжей части) или организуют специальный порядок движения тяжеловесных нагрузок.

Решение вопроса о возможности прохода тяжелых грузов через мосты связано с выполнением ряда подготовительных работ. Весь комплекс работ по подготовке искусственных сооружений к пропуску нагрузки требует определенных расходов материальных средств и труда.

Деревянные мосты, как правило, имеют более низкую грузоподъемность по сравнению с капитальными мостами и значительную податливость соединений при проходе по ним тяжелых грузов. Однако при соответствующей подготовке эти грузы можно пропускать и по деревянным мостам.

Для перевозки тяжелых грузов применяются специальные трейлеры серийного или индивидуального изготовления, которые буксируют мощными тягачами. В зависимости от технических характеристик трейлера автопоезд может иметь различную грузоподъемность — от 40 до 300 т. Один из недостатков существующих трейлеров — это большой собственный вес (30—50% полезной нагрузки), что при определенной грузоподъемности моста значительно ограничивает величину перевозимого груза (рис. 163,а). Более рациональны системы тяжеловесных автопоездов, когда под перевозимый груз подводят только тележки, а роль жесткой рамы выполняет сам груз (рис. 163,6). В этом случае собственный вес составляет до 30% от полезной нагрузки.

Рис. 163. Схемы тяжеловесных автопоездов

Существующие мосты и трубы на автомобильных дорогах запроектированы под разную нагрузку.

В течение последних 40 лет мосты строили под называемые нормативные временные вертикальные нагрузки: Н-8 и НГ-30, Н-10 и НГ-60, Н-13 и НГ-60, Н-18 и НК-80, Н-30 и НК-80. Начиная с шестидесятых годов деревянные мосты строили только под нагрузки Н-10 и НГ-60, а стальные и железобетонные — под Н-30 и НК-80 (до этого Н-13 и НГ-60 и Н-18 и НК-80).

Все легковые автомобили, грузовые грузоподъемностью не больше 4 т, автобусы вместимостью до 50 чел. и любые другие машины общим весом не больше 10 тс могут свободно без ограничения проходить по всем мостам и трубам. Более тяжелые грузовые автомобили и автобусы, промышленные транспортные средства н особенно крупногабаритные и тяжеловесные автопоезда проходят по мостам, как правило, с ограничением или вообще их не пропускают. Так, по деревянным мостам, рассчитанным под нагрузки Н-8 и НГ-30, возможно движение машины общим весом до 10 тс, а одиночной — не больше 30 тс. Мосты, построенные под расчетную нагрузку Н-10 и НГ-60, могут пропускать в составе колонны автомобили общим весом до 13 тс, а машины свыше 13 тс и до 60 тс — только одиночные Мосты, построенные под нагрузку

Н-18, Н-30 и НК-80, допускают проход по ним в составе колонны любых автомобилей и автобусов массового серийного изготовления весом до 30 тс. Вероятность прохождения по мосту одновременно двух колонн из таких машин в одну сторону или навстречу очень маЛа. Максимальный допустимый вес одиночной машины может быть в пределах 30—80 тс. При этом имеет значение не только общий вес, но и характер распределения его по осям и база машины. При появлении машин и автопоездов, имеющих вес, близкий к предельному для моста или больше, вопрос о возможности прохода их по искусственным сооружениям решают отдельно для каждого конкретного случая. “

В целях упрощенного определения величины и характера нагрузки все транспортные единицы условно разделяют на три группы:
1) автомобили и другие машины, проходящие по мостам в составе колонны или как одиночные без специального контроля со стороны дорожных хозяйств; к ним относят машины, не превышающие весовые параметры утяжеленных, принятых в соответствующих расчетных схемах нагрузок;
2) тяжелые автомобили и другие машины, проходящие по мостам как одиночные под контролем представителей управлений дороги или сотрудников ГАИ; к ним относят машины, превышающие весовые параметры утяжеленных, принятых в соответствующих расчетных схемах нагрузок, но меньше соответствующих нормативных одиночных временных вертикальных нагрузок;
3) сверхнормативные, т. е. автопоезда или одиночная машина, все весовые параметры (общий вес, давление на ось и др.) которой или один из них больше соответствующих параметров нормативных одиночных временных вертикальных нагрузок для данного искусственного сооружения. Если основная база автопоезда меньше, чем у нормативной одиночной нагрузки, а общий вес его близок к ней, то такую нагрузку также надо считать сверхнормативной.

Если параметры тяжелых машин не превышают параметров расчетных утяжеленных грузовых автомобилей, то их можно пропускать по соответствующим мостам без контроля. Если нагрузка от тяжелой машины превышает нагрузку утяжеленных, но не превосходит одиночной нормативной нагрузки, то она считается контролируемой, т. е. может проходить под контролем как одиночная. Нагрузка, которую называют сверхнормативной нагрузкой (СНН), при движении по мосту может вызвать большие деформации в конструкции или даже разрушение, и потому она (автопоезд или машина) может быть пропущена только после специальной проверки и подготовки искусственного сооружения.



Читать далее:
Основные положения по перерасчету стальных мостов
Организация движения тяжелых машин
Паромные и ледовые переправы
Наплавные мосты
Пропуск ледохода и паводковых вод
Подготовительные работы к пропуску ледохода и высоких вод
Типы укреплений подходов и регуляционных сооружении
Особенности ремонта решетчатых и сплошных ферм пролетных строений, ремонт опор и ледорезов
Ремонт и усиление подкосных и простых балочных мостов
Ремонт и усиление деревянных мостов



Ваш отзыв