ГлавнаяСтатьи

Подготовительные работы к пропуску ледохода и высоких вод

Правильная и своевременная организованная защита мостов от возможных повреждений в периоды ледохода, паводковых и ливневых вод во многом способствует сохранности сооружений.

Начиная с образования льда на водотоках и кончая ледоходом, когда лед уносится весенними водами вниз по реке, разрушитель-

е действие льда на мостовые сооружения проявляются по-раз-Н°му С понижением температуры воздуха осенью на реках воз-Н°ткает тонкий ледяной покров. Еще до ледостава в переохлажден-Н’ и слоях воды образуются движущиеся по течению реки мелкие Нрдяные частицы, составляющие шугу, которая вызывает исти-ЛаНИе подводной части мостов и особенно деревянных. Большое Топление шуги у мостов и в русле реки может частично или полностью заполнить живое сечение реки, в результате чего поднимется уровень воды на реке, создавая так называемые зажоры. Особенно опасны зажоры, если они образуются выше по течению реки, так как прорыв зажоров может вызвать подмыв и даже снос моста.

При соответствующих температурных условиях и распределении скоростей течения в русле на ряде рек Сибири, Кавказа и северных областей европейской части СССР перед ледоставом и очень редко весной после сильных похолоданий наблюдается большое скопление донного льда, который тоже может вызвать зажоры.

В период осеннего ледохода удары отдельных льдин по элементам моста менее опасны, чем при весеннем ледоходе, так как скорости движения и размеры льдин значительно меньше и, кроме того, осенний ледоход, как правило, проходит при более низком уровне воды, чем весной.

Борьбу с разрушительными действиями льда можно разделить на два этапа — подготовка к ледоходу и пропуск льда под мостом во время ледохода.

Основные задачи организационно-технических мероприятий по пропуску ледохода и высоких вод — предохранение конструкций опор, пролетных строений, подходов и регуляционных сооружений от непосредственного разрушительного воздействия ледохода, плывущих корчей, деревьев и пр., а также предотвращение заторов перед мостом, подмывов опор, ледорезов, насыпей и дамб регуляционных сооружений.

При составлении организационно-технических мероприятий на период подготовки к ледоходу надо предусматривать обследование объекта работ и участка вблизи него, а также сбор сведений о ледовом режиме водотока.

В период обследования определяют техническое состояние наиболее уязвимых элементов мостового перехода, при этом устанавливают:
– толщину и прочность ледяного покрова, его структуру и ширину, от которой зависит мощность ледохода, площадь раскалываемого льда и необходимый расход взрывчатых веществ (ВВ) и материалов (ВМ), а также трудоемкость работ;
– наличие торосистых заторных участков и наледей на водотоке, требующих повышенного расхода ВМ и ВВ;
– наличие водоемов, из которых могут появиться большие ледяные поля, образующие заторы;
– большую опасность для мостовых переходов в период ледо-Да представляют расположенные выше по течению временные;
– плотины, низководные и наплавные мосты, плотины и паромные переправы, которые не были убраны до ледостава и могут быть сорваны в период ледохода.

При обследовании объекта определяют также состояние подъездных дорог к местам производства взрывных работ, а также расположение жилых зданий и других сооружений, железных и автомобильных дорог, наличие высоковольтных линий, подводных трубопроводов и других коммуникаций, которые могут значительно затруднить взрывные работы на мостовом переходе. В результате обследования выявляют необходимость дополнительных работ по ремонту и усилению мостового перехода.

Толщину льда измеряют ледомерными рейками металлическими (рис. 145,а), деревянными с откидной планкой (рис. 145,6) или с подкосом (рис. 145, в), для чего пешнями и ледобуром типа БЛ-47 (рис. 145, г) или ГР-7 (табл. 38) подготавливают лунки.

В зависимости от мощности ледохода, уровня паводковых вод, конструкции опор моста объем работ по защите сооружений может <5ыть различным. Значительные затраты, как правило, требуются при пропуске под деревянными мостами на северных реках и под мостами с мелким заложением опор в размываемых грунтах.

Для производства обследования рекомендуется назначать отряд в составе до 5 чел. из числа работников дорожно-эксплу-атационной службы. Для защиты крупных мостовых переходов от ледохода и паводковых вод создают паводковые комиссии или назначают ответственных лиц за проведение всех работ. Остальные искусственные сооружения на дорогах охраняют подразделения дорожно-эксплуатационной службы.

Рис. 145. Ледобур БЛ-47 и ледомерные рейки

Подготовку к пропуску ледохода и паводковых вод, как правило, проводят заблаговременно в осенне-зимний период. В этот период ремонтируют опоры и ледорезы, укрепляют русло под мостом, ремонтируют укрепление конусов, откосов подходов и регуляционных сооружений. В конце зимы заготавливают противо-размывочные материалы, рогожные кули и мешки, камень и щебень, а также веревки и канаты, длинные шесты с баграми, деревянные носилки и доски для различных надобностей.

По материалам обследования объекта составляют подробный план организации работ по борьбе с ледоходом, в котором предусматривают: обеспечение объекта рабочей силой, материалами и инструментом; заготовку и хранение ВМ и ВВ, подготовку средств связи; комплектование команд подрывников; порядок организации круглосуточного дежурства, порядок работ и распределение рабочей силы по отдельным видам работ на объекте защиты от ледохода и др. По всем разделам плана назначают ответственных лиц.

Бригады комплектуют в количестве 5—6 чел. во главе с бригадиром. Подрывные работы поручают обученным командам взрывников дорожно-эксплуатационной службы или привлекают специализированные организации.

До начала ледохода окалывают лед во избежание повреждения опор, ледорезов и укреплений конусов и откосов дамб, а также для предотвращения повреждения элементов сооружения при подъеме ледяного покрова и при подвижках льда. По периметру опор моста, ледорезов и вдоль укрепленных откосов вырубают сквозные проруби-борозды, которые располагают как можно ближе к элементам сооружения (рис. 146). До начала ледохода проруби рекомендуется держать во вскрытом состоянии, предохраняя их от замерзания слоем снега, опилок, торфа или навоза (рис. 147). Проруби образуют пешнями и ломами при толщине льда до 30 см, прорезают поперечными и продольными пилами с большой разводкой зубьев.

Окалывать лед у защищаемых мостов взрывами можно только в исключительных случаях перед весенним подъемом уровня воды, если почему-либо не даны проруби, например, при внезапном подъеме уровня воды. В связи с большой опасностью проведения взрывных работ подготовка к их производству должна быть особенно тщательной, движение всех видов транспорта и пешеходов по мосту должно быть закрыто.

Рис. 146. Расположение прорубей у деревянных опор и ледорезов: 1 — деревянные сваи; 2 — проруби-борозды

В случае ожидаемого сильного ледохода при большой толщине льда пробивают дополнительные продольные и поперечные проруби-борозды под мостом и ниже на расстоянии 20—30 м.

За 10—12 дней до начала ледохода для предупреждения образования заторов льда у сооружения разрабатывают лед с применением майн. На средних и больших реках длину майны принимают равной ширине реки, а выше моста — . двойной ее ширине. Ширина майны обычно равна ’1/3 ширины реки, но не меньше наибольшего пролета моста в фарваторе реки. Размер майн для каждого моста определяют с учетом опыта прошлых лет по защите сооружения от ледохода.

На реках с большими скоростями на порогах и перекатах в результате подвижек льда майна иногда образуется естественным путем в виде полыньи. Условно принято называть полыньей такое открытое водное пространство, которое захватывает не больше ‘Д—!/з ширины реки и распространяется по реке не больше чем на 0,5—1 км.

Рис. 147. Утепление проруби:
1 — слой опилок, торфа, снега или навоза; 2 — хвоя или хворост; 3 — крайний ряд свай; 4 — ледяной покров; 5 — прорубь

При отсутствии полыньи ниже моста по всей ширине ледяного покрова рекомендуется делать поперечную прорезь (рис. 148). Для образования майн в ледяном поле подготавливают лунки их через 10—15 м, причем последний ряд лунок располагают от опор моста на расстоянии не меньше чем 25—30 м. Подорванный лед в майнах спускают вниз по течению. Освобождение майны от ледяного покрова начинают с нижней ее границы.

Для подрывания льда заряды ВВ погружают в лунки под лед. Лунки прорубают с помощью буровых механизмов, а также отбойными молотками.

В зависимости от прочности льда, диаметра майны, требуемой степени дробления льда и величины его разброса в стороны величина k изменяется в больших пределах примерно от 0,3 до 1,5 кг/м3. При £зё0,5 кг/м3 образуется забитая крупными кусками льда майна диаметром в 3—3,5 раза больше глубины опускания заряда в воду. При k^0,9 кг/м3 образуется майна диаметром в 4 раза больше глубины погружения заряда в воду; при этом осколки льда сильно раздробляются и разбрасываются взрывом за ее пределы (рис. 149). Расстояние между зарядами рекомендуется принимать равным 5ч-15 w и располагать их друг против друга, а при уменьшении расстояния между зарядами и необходимости большего измельчения льда — в шахматном порядке.

Взрывные работы по раскалыванию ледяного покрова на мостовых переходах, выполняемые до начала ледохода, полностью заканчивают до первой подвижки льда на реке. Для снижения трудоемкости и повышения эффективности работ взрывные работы рекомендуется начинать после подъема уровня воды в реке (от устойчивого зимнего уровня) на величину не меньше трех толщин льда, т. е. когда лед начинает отрываться от берегов. Заряды ВВ можно опускать в проруби-лунки под лед в воду разными способами, например, на веревке или проволоке, привязанной к перекладине, на шесте или длинной палке, засыпанной ледяной крошкой, и т. п.

Рис. 148. Схема расположения майн у моста:
1 — майна выше моста; 2 — ледорезы; 3 — опоры моста; 4 — майна ниже моста; 5 — поперечная прорубь; 6 а- первый ряд зарядов; В — ширина майны

Рис. 149. Схема влияния глубины погружения w заряда в воду на массу Q заряда и диаметр d майны



Читать далее:
Основные положения по перерасчету стальных мостов
Организация движения тяжелых машин
Обеспечение пропуска сверхнормативных нагрузок по искусственным сооружениям
Паромные и ледовые переправы
Наплавные мосты
Пропуск ледохода и паводковых вод
Типы укреплений подходов и регуляционных сооружении
Особенности ремонта решетчатых и сплошных ферм пролетных строений, ремонт опор и ледорезов
Ремонт и усиление подкосных и простых балочных мостов
Ремонт и усиление деревянных мостов



Ваш отзыв


 



Главная