ГлавнаяСтатьи

Паромные и ледовые переправы

Если интенсивность движения по дороге незначительна, оказываются целесообразными паромные переправы.

Для безопасной работы паром должен иметь соответствующие грузоподъемность, остойчивость при движении, погрузке и выгрузке его, обладать прочностью всех узлов и соединений, маневренностью и обеспечивать быстроту передвижения, а также иметь удобную и достаточную по размерам грузовую площадку.

Как правило,- на больших судоходных реках паромы перемещаются при помощи буксиров. Часто для постоянно действующих переправ на больших реках, особенно в населенных пунктах, применяют самоходные паромы в виде пароходов или теплоходов, специально приспособленных для перевозки людей и транспортных средств. В отдельных случаях на несудоходных реках паром перемещают вручную с применением троса, натянутого поперек реки и закрепленного на берегах. Трос служит одновременно и тяговым и направляющим приспособлением.

Для работы паромной переправы нужна достаточная глубина по всей ширине реки, в том числе и у берегов, а также удобство подходов к переправе. Минимальная глубина воды должна обеспечивать запас в 25 см от дна реки до низа плавучей опоры, загруженной максимальной нагрузкой.

Обслуживают паромные переправы специализированные бригады под руководством мостового мастера. Основные задачи содержания паромных переправ —обеспечение загрузки, разгрузки и перемещения парома.

Рис. 159. Последовательность (1—12) загружеиия парома автомобилями:
/—iii — три случая загружеиия

Загрузка и разгрузка парома должна быть четко организована с таким расчетом, чтобы затраты времени были минимальными. Для удобства въезда на паром и съезда с него причалы должны быть по возможности широкими или расширяющимися к парому, чтобы машины въезжали на паром прямым ходом не разворачиваясь. Подходы должны быть устроены так, чтобы ожидающий транспорт не мешал идущему с парома. Загрузка и разгрузка парома должны вестись симметрично во избежание появления больших кренов. При загрузке парома (рис. 159) сначала надо устанавливать машины симметрично по краям грузовой площадки, а затем посредине, а при разгрузке — в обратной последовательности. Руководить загрузкой и разгрузкой парома должен наиболее опытный рабочий.

Русло реки в месте перехода паромной переправы должно быть очищено от подводных препятствий, а при необходимости и углублено.

Для безопасности судоходства, а также работы паромной переправы место переправы обозначают сигнальными знаками, устанавливаемыми по согласованию с инспекцией речного флота.

Содержание и ремонт плавучих опор парома и обстройки, а также причальных устройств в основном то же, что и для наплавных мостов.

Ледовая переправа через водоток в зимний период должна обеспечивать движение транспортных средств по льду. Место ледовой переправы определяют после тщательного осмотра берегов, промеров глубин русла и толщин льда,- определения качества льда и состояния снежного покрова.

Продольный уклон съезда на переправы не должен превышать 100% (рис. 160); ось ледовой переправы желательно располагать в конце плесса выше переката, где лед обычно более прочен и однороден по структуре. Если в лунке для промера вода заполняет меньше 0,8 толщины льда, то переправа не разрешается из-за возможного зависания льда. Трасса ледовой переправы должна быть по возможности прямолинейна и пересекать водоток перпендикулярно или под углом больше 45°. Минимальный допускаемый радиус закругления— 60 м.

Рис. 160. Схема простейшего съезда с берега на лед:
1 — фашины (тюфяки);. 2 — отсыпка из снега; 3 — снеговой покров; 4 — лед

Для пропуска нагрузки, превышающей расчетную, можно усилить ледяной покров намораживанием. Однако намороженный лед менее прочен, он примерно равен прочности мутного льда. При намораживании льда нарушается тепловое равновесие между температурой воздуха и верхнего слоя воды, которое вызывает подтаивание наиболее прочной части льда. Поэтому намораживание льда нужно считать временным мероприятием и многократно проверять толщины льда.

Повысить грузоподъемность льда можно устройством деревянного настила (рис. 161) толщиной не больше 40 см для обеспечения совместной работы его со льдом.

Ледовую переправу размечают на водотоке двумя рядами вешек, установленных через 20—25 м по обе стороны вдоль трассы и на расстоянии 5 м от нее.

Для промера толщины льда, снежного покрова и глубины реки пробивают лунки диаметром 6—10 см через 10—15 м по обеим сторонам трассы, располагая в шахматном порядке. Если толщина льда в лунках резко отличается друг от друга, их устраивают чаще 1(до 5 м). Снег вокруг лунок расчищают в радиусе 50 см и располагают валиком высотой от 20—30 см до 50—70 см для того, чтобы вода из лунок не попадала на трассу. Толщину льда измеряют простейшим ледомером. Полыньи вблизи трассы допустимы на расстоянии от ее оси не ближе, чем 30 толщин нормального льда. Толщину льда от кромки трассы до кромки полыньи нужно промерить через 2—3 м по кратчайшему расстоянию.

Рис. 161. Конструкции деревянного настила ледяной переправы при толщине льда:
а — до 10 см; б — до 40—50 см

На основании промеров составляют профиль русла с указанием толщины льда, снежного покрова и снегового льда.

Для определения структуры льда около лунки с наименьшей толщиной льда вырезают пробный образец. Структуру льда определяют по характеру разрушения образца после удара его топором.

Содержание ледовых переправ обеспечивают специальные бригады под руководством дорожного или мостового мастера. Основные задачи содержания—наблюдение за толщиной и состоянием льда, снежного покрова и наледей, температурой окружающей среды, состоянием полыней и трещин, деревянных конструкций усиления и съездов, а также за . ремонтом ледовых переправ и регулированием движения. Все измерения производят ежедневно и результаты их заносят в журнал наблюдений.

При появлении рытвин на переправе заделывают их, а ледяные горбы скалывают. Снег счищают и удаляют на расстояние от оси не меньше чем на 50 м. На скользких участках, съездах с уклоном 80—100%о и в местах движения по льду принимают меры против буксования автомобилей (регулярной посыпкой песком или мелким щебнем). Образовавшиеся трещины заделывают ледяной мелочью или снегом и поливают водой. Если трещины имеют ширину меньше 5 см и если они не распространились на всю толщину льда, то их ремонтируют без перерыва движения, забивая снегом и поливая водой. При появлении сквозных трещин шириной больше 10 см движение по ледовой переправе необходимо прекратить и перенести в другое место.

До переноса ледовой переправы в другое место сквозные трещины шириной до 15 см заделывают ледяной мелочью или снегом с поливкой водой, а при ширине до 100 см их перекрывают временными мостками. Прогоны временных мостков должны быть длиной больше 6 м. Один конец прогонов вмораживают в лед, а другой укладывают на поперечный лежень. Наблюдение за мостками ведут постоянно.

Появившуюся вблизи переправы полынью искусственно замораживают путем заполнения ее куском льда или хворостяными плавучими тюфяками.

Для усиления несущей способности ледовой переправы намораживанием льда в начале очищают поверхность льда от снега на ширину 30—40 м, по кромкам трассы устраивают из снега валики высотой 20—30 см и затем из брандспойта, снабженного разбрызгивателем, заливают водой зону между валиками слоем толщиной не больше 1 см, а каждый следующий слой заливают после полного промерзания предшествующего.

Рис. 162. Пример конструкций упрощенного переходного мостка:
1 — фашины; 2 — деревянный переходный мостик; 3 — отсыпка из снега; 4 — лед; 5 — деревянная клетка

Для ускорения работ по намораживанию льда разрешается на приготовленную площадку набросать снег и уплотнить его с последующей поливкой водой (слоем 3—5 см) или набросать ледяную мелочь и затем залить водой (слоем 10—15 см).

Для смягчения ударов съезд на лед (см. рис. 160) покрывают фашиннымй или хворостяными тюфяками и засыпают уплотненным снегом.

Если прочность льда в месте сопряжения с берегом значительно ниже, чем в основном русле реки, то сопряжение с берегом устраивают с помощью упрощенного переходного моетика (рис. 162).



Читать далее:
Основные положения по перерасчету стальных мостов
Организация движения тяжелых машин
Обеспечение пропуска сверхнормативных нагрузок по искусственным сооружениям
Наплавные мосты
Пропуск ледохода и паводковых вод
Подготовительные работы к пропуску ледохода и высоких вод
Типы укреплений подходов и регуляционных сооружении
Особенности ремонта решетчатых и сплошных ферм пролетных строений, ремонт опор и ледорезов
Ремонт и усиление подкосных и простых балочных мостов
Ремонт и усиление деревянных мостов



Ваш отзыв


 



Главная