ГлавнаяСтатьи

Пропуск ледохода и паводковых вод

В период ледохода на мостовых переходах проводят следующие основные работы: пропуск льда в пролеты моста, дробление на подходе к мосту нерасколотых участков ледяного покрова, ликвидация заторов льда в районе мостового перехода. При пропуске льдин в пролеты моста их направляют баграми, а в случае необходимости с моста или ледорезов небольшие льдины Дробят пешнями, баграми и ломами.

Плавающие большие льдины раскалывают взрывом подводных и наружных зарядов ВВ на ближайших подступах к защищаемому сооружению. Особое внимание уделяют безопасности команд взрывников по пропуску ледохода, а также тому, чтобы подрывание льдин производилось в достаточном удалении от защищаемого сооружения. Для защиты взрывников от разлетающихся при взрыве осколков льда и воздушной волны у мест бросания зарядов ВВ необходимо устраивать прочные укрытия— (посты), где находятся спасательные средства и ящики с крышками для хранения готовых зарядов (рис. 152 и 153).

Рис. 150. Схемы опускания зарядов под лед с закреплением:
а — на перекладине; б — на шесте, прикрепленном к перекладине; в — на шесте, заделанном в лунке; г — на гвозде; д — на шесте, опущенном на дно; е — на дне лунки; ж — на дне водоема; 1— перекладина; 2 — лед .из лунки; 3 — лунка; 4 — поддерживающий шнур; 5 — заряд ВВ; 6 — шест; 7 — гвоздь; 8 — ледяная пробка; 9 — ледяная крошка и снег

Рис. 152. Пост для взрывников на мосту:
1 — деревянный щит с навесом; 2 — ящик для зарядов ВВ

Рис. 153. Пост-площадка на ледорезе

В период ледохода комплекс взрывных работ должен обеспечить равномерный и безостановочный пропуск льда через створ моста. При пропуске ледохода нельзя допускать образования заторов льда, их легче ликвидировать в начале формирования. Образование заторов, как правило, происходит на суженных участках реки и крутых поворотах русла.

Затор рекомендуется ликвидировать путем постепенного его раздрабливания (обычно с помощью ВВ) в направлении против течения. Ликвидировать мощные заторы в виде беспорядочного нагромождения льдин рекомендуется большим числом зарядов ВВ массой 200—300 кг, помещаемых под ледяной покров.

В особо ответственных случаях для ликвидации мощных заторов, а также для дробления льда выше мостового перехода применяют стрельбу из минометов и орудий и сбрасывание зарядов ВВ и фугасных авиабомб с самолетов и вертолетов.

Весенне-летнее половодье наибольшее по своей силе и времени бывает в разные годы различным. Уровень ледохода обычно не совпадает с уровнем высоких вод.

На больших реках весеннее половодье продолжается десятки дней, уровень воды поднимается и высокие воды проходят с большими скоростями. В это время на мостовом переходе возможны размывы конусов, промоины дна русла больше допустимых, подмывы дамб регуляционных сооружений, набухание и размягчение тела насыпи подходов и другие разрушения или повреждения. Поэтому охрану мостового перехода не снимают до тех пор, пока не минует такая опасность.

Ливневые паводки происходят обычно в летнее и осеннее время. В период таяния снегов и весеннего половодья ливни усиливают явления весеннего половодья. Особенность ливневых паводков—их внезапность и кратковременность. В горных местностях и прежде всего в районах Дальнего Востока ливневые паводки бывают особенно бурными. В северных районах нашей страны ливни обычно менее интенсивны, чем весеннее снеготаяние. Ливневые воды опасны не только быстротой течения и высоким подъемом воды, но еще и обилием наносов, плывущих деревьев и корчей, которые они несут с собой.

На реках, где высокие воды обычно проходят после ледохода, в организационно-технических мероприятиях по защите сооружения от ледохода включают и мероприятия по борьбе с разрушительным действием высоких вод. В этих мероприятиях предусматривают заготовку материалов и инструмента, проведение при необходимости дноукрепительных работ, ремонт укреплений конусов и откосов регуляционных сооружений.

В конце зимы в пределах разлива паводковых вод надо иметь на объекте защиты достаточное количество противоразмывочных материалов и средств — камня, щебня, песка, фашин, рогожных кулей или холщевых мешков.

Широкое распространение для предохранения опор от подмыва получили наброска камня, фашинные тюфяки и тяжелые фашины. Тюфяк представляет собой хворостяной каркас длиной 8—12 м, шириной 6—8 м. Плетут его обычно на берегу или на плотах над местом опускания. При необходимости отдельные тюфяки объединяют в группы. Вязка отдельных фашинных жгутов из ивовых прутьев или хвороста производится на забитых в землю перекрещивающихся кольях (рис. 154). Фашинные жгуты диаметром 25—40 см хорошо использовать для защиты откосов насыпей при сильном прибое волн путем устройства плавучей запони на расстоянии 2—3 м от откоса. Запонь принимает удары волн и создает более спокойную воду у откоса насыпи. Чтобы при волнении запонь не ударяла в откос и не разрушала его, ее закрепляют сброшенными на дно большими камнями.

Высокие воды могут угрожать подмывом откосов насыпей и конусов, вызывать деформацию укреплений и фильтрацию воды через насыпь. Признаком начала подмыва откосов (в том числе и под водой) служит помутнение воды в каком-либо одном месте. Для прекращения размыва ‘ промоину надо засыпать камнем достаточной крупности и кулями с грунтом, а также использовать фашины. Всякий подмыв возле моста опасен не только во время прохода высоких вод, но и после спада воды, так как может вызывать медленное оползание насыпей в промоины грунта. При угрозе подмыва опор места необходимо забросать в подмываемые места камень или кули с глиной и использовать фашины и фашинные тюфяки. Способы ликвидации подмывов в каждом случае зависят от интенсивности размыва и характера промоин.

Рис. 154. Связанный фашинный жгут на кольях и деталь затяжки его

Для определения глубины воды у опор и в пролетах моста применяют рейки и шесты. При быстром течении (4—5 м/с) и большой глубине промеры надо делать гирей или камнем, привязанным на веревке.

Меры по защите сооружения в период пропуска высоких вод носят, как правило, временный характер, поэтому после прохода высоких вод необходимо осмотреть сооружение для определения объема срочных работ по приведению сооружения в состояние, гарантирующее безопасность движения по мостам.

Наблюдения за пропуском ледохода и высоких вод нужно вести из года в год систематически и результаты записывать в мостовые книги (книги искусственных сооружений). Наблюдения надо начинать с изучения режима водотока, выявления степени угрозы сооружениями в период ледохода и высоких вод.

На каждый большой мостовой переход составляют подробную характеристику сооружения, отражающую его работу в период пропуска ледохода и высокой воды. В характеристике указывают: достаточно ли отверстие моста, правильно ли работают регуляционные сооружения и ледорезы, достаточно ли укрепление конусов, откосов подходов и регуляционных сооружений, а также указывают скорости течения воды, опасные места на мостовом переходе и т. д.

В целях своевременного выявления возможных размывов русла и подмывов опор наблюдения надо производить за размываемостью русла водотока и регуляционных сооружений, колебаниями уровня воды и характером ледяного покрова.

Дно русла промеряют ежедневно в одних и тех же точках в трех створах (по оси моста и с верховой и низовой стороны в расстоянии 30—50 м) и сопоставляют с предыдущими промерами. При обнаружении начавшегося размыва, увеличения скорости протекания воды и образования заторов льда промеры производят через 3—5 ч. Для каждого сооружения обычно назначают свою схему расположения промеров в зависимости от величины отверстия моста, расположения опор и пр.

На больших мостовых переходах, кроме промеров в период пропуска высокой воды, обязательно производят промеры весной при спаде высоких вод и зимой со льда перед паводком. Для регистрации колебаний уровня воды на береговых или речных опорах с низовой стороны устанавливают постоянные водомерные рейки, связанные нивелировкой с репером. На больших реках, где

имеются постоянные водомерные посты, наблюдения за колебаниями уровня воды ведет гидрометеослужба. Наивысший наблюдаемый уровень высокой воды ежегодно отмечают на опоре моста масляной краской с указанием даты (года) наблюдения.

В книге искусственных сооружений (мостовых книгах) отмечают время первой подвижки льда, начало и конец ледохода, характер прохода льда и половодья.

Рис. 155. Схема наплавного моста:
1 – плавучая часть; 2 – переходная часть; 3 – береговая часть



Читать далее:
Основные положения по перерасчету стальных мостов
Организация движения тяжелых машин
Обеспечение пропуска сверхнормативных нагрузок по искусственным сооружениям
Паромные и ледовые переправы
Наплавные мосты
Подготовительные работы к пропуску ледохода и высоких вод
Типы укреплений подходов и регуляционных сооружении
Особенности ремонта решетчатых и сплошных ферм пролетных строений, ремонт опор и ледорезов
Ремонт и усиление подкосных и простых балочных мостов
Ремонт и усиление деревянных мостов



Ваш отзыв