ГлавнаяСтатьи

Классификация и происхождение битумов

Битумом называется смесь жидких и твердых углеводородов и их неметаллических производных, не растворимых в воде, но растворимых в сероуглероде, хлороформе и других органических растворителях. При обыкновенной температуре битумы могут быть жидкими, полутвердыми и твердыми. Они применяются в основном как вяжущие материалы и употребляются в чистом виде или в смеси с другими веществами.

В зависимости от происхождения битумы подразделяются на два вида:
1) природные битумы, которые встречаются в природе в чистом виде или извлекаются из асфальтовых горных пород;
2) нефтяные битумы, которые получаются в виде остатка при разгонке нефтей, с последующей обработкой этого остатка нагретым воздухом или другим способом сгущения и полимеризации.

К природным битумным материалам относятся:
а) чистые битумы с содержанием минеральных примесей не выше 10%;
б) асфальтовые породы, представляющие собой известняки, доломиты, песчаники и пески, содержащие природный битум;
в) асфальтиты — природные высокоплавкие битумы, иногда содержащие некоторое количество нерастворимых в сероуглероде и хлороформе органических веществ;
г) асфальты — природные или искусственно полученные материалы, состоящие из смеси асфальтового битума х тонко измельченными минеральными веществами.

К нефтяным битумным материалам относятся:
а) нефтяные мазуты, которые представляют собой вязко-жидкие остатки, получаемые после отгонки из нефти летучих частей — бензина, керосина и других светлых осветительных масел;
б) нефтяные гудроны, получаемые после отгонки от мазута всех масляных составных частей;
в) кислотные масляные гудроны (кислый гудрон), получаемые от очистки смазочных масел серной кислотой;
г) нефтяные битумы, получаемые при переработке нефтей или нефтяных продуктов.

Последняя категория нефтяных битумных материалов в свою очередь подразделяется на:
1) остаточные битумы, получаемые в виде остатка при перегонке нефти или нефтяных продуктов с применением перегретого пара или вакуума;
2) продутые или окисленные битумы, получаемые после продувки воздухом (окисления) нефтяных остатков — мазута и гудрона;
3) крекинговые битумы, получаемые после продувки воздухом остатков крекирования (разложения) нефти с предварительной отгонкой летучих частей или без нее;
4) кислотные битумы, извлекаемые из кислотных остатков после очистки нефтяных продуктов серной кислотой;
5) жидкие битумы, получаемые разжижением твердого битума нефтью, мазутом или другими нефтяными продуктами; к жидким битумам относятся и высокосмолистые тяжелые нефти, не перерабатываемые на другие товарные продукты.

По природе и составу битумов видна их тесная генетическая связь с нефтью. Природный битум, так же как и нефтяной, является продуктом полимеризации и конденсации нефти под действием условий окружающей среды (температуры, давления). Исходным материалом для образования нефти, а следовательно и битума, как доказано в настоящее время, явились органические вещества растительных и животных остатков. Превращение этих органических веществ в углеводороды с дальнейшим образованием нефти и природных битумов, называемое битумизацией, протекает очень медленно.

Основными местами образования нефти служили стоячие водоемы на поверхности земли, в которых происходило естественное накопление органического материала (ила, водорослей, остатков животных организмов и т. п.). В отличие от заводских процессов переработки нефти, которые протекают в несколько суток или даже часов, нефтеобразование и битумообразование в природе протекали тысячелетиями. В этих процессах битум является конечным продуктом битумизации нефти, и его образование обычно относится к тому периоду, когда нефть из недр выступала на поверхность земли (например, в пористых горных породах), где и подвергалась окислительным и полимеризационным процессам с образованием битума.



Читать далее:
Приготовление холодных мастик на стройплощадке и их применение
Приготовление и применение холодных грунтовок из битума и зеленого масла
Обезвреживание тальковой посыпки на рубероиде (для работ с горячими мастиками)
Оборудование для приготовления холодных мастик и механизации работ по устройству рулонного ковра электрокотелки КРМ-2
Влияние температуры среды и состава холодной мастики на ее свойства
Влияние типа склеиваемых материалов и состава холодной мастики на теплостойкость склеивающего слоя
Влияние вида и количества наполнителя на свойства холодных мастик
Влияние содержания зеленого масла в склеивающем слое на физические свойства этого слоя
Влияние зеленого масла, входящего в состав холодной мастики, на механическую прочность склеиваемых рулонных материалов
Физико-химические процессы, обусловливающие склеивание рулонных материалов холодной мастикой на зеленом масле



Ваш отзыв