ГлавнаяСтатьи

Флорентийская мозаика

Этот вид мозаики зародился в XVI веке во Флоренции и использовался для украшения мебели, главным образом, столешниц. В России флорентийская мозаика появилась двумя столетиями позже. В настоящее время она используется обычно при оформлении интерьеров.

При изготовлении наборов флорентийской мозаики плоские кусочки камня — пластины — максимально плотно подгоняют друг к другу, в результате чего получают рисунки и узоры. Соответствующим подбором камней по цвету, текстуре и размерам можно получить весьма привлекательную композицию.

Для набора используют пластины из камня толщиной от 3 мм (для мозаики размером до 100 мм) до 6 мм. При изготовлении мозаичных наборов больших размеров используют более толстые пластины, способные выдержать нагрузки при механизированном шлифовании и полировании. После распиловки пластин на кусочки требуемых размеров их подрезают или обкусывают для удаления острых выступов. Пластины с глубокими рисками и волнистостью от пилы потребуют трудоемкой и длительной обработки.

Флорентийцы использовали мрамор, агат, яшму, лазурит и другие породы камней, имеющие интересную текстуру и легко поддающиеся обработке. Набор должен состоять из камней примерно одинаковой твердости, иначе обработка их (шлифование, полирование) будет затруднена.

При выборе рисунка для мозаики необходимо учитывать, насколько точно замысел композиции может быть воплощен с помощью имеющегося набора камней. Камни с полосами, пятнами, крапинками, штрихами и другими особенностями текстуры помогут получить более выразительную композицию.

Начинающему мозаичнику удобнее начинать с небольших по размеру наборов, например 60×90 мм, при этом рисунок композиции не должен быть сложным.

Рисунок переводят через копирку на лист бумаги, затем разбивают копию карандашом на отдельные элементы — детали набора — таким образом, чтобы каждую из них нетрудно было изготовить из одного кусочка каменной пластины.

Рис. 37. Христос коронует короля норманского. Флорентийская мозаика. XII в.

Поэтому контуры деталей выполняют как можно более простыми, без крутых поворотов и зигзагов. Затем элементы рисунка вырезают из бумаги и наклеивают на подходящие по цвету и текстуре каменные пластинки водостойким клеем.

Из пластинок вырезают подрезной пилой детали набора с припуском на последующую обработку не менее 1,5 мм. При этом скалывание кромок пластин не допускается, ибо даже незначительный скол на лицевой стороне детали может испортить внешний вид всего набора, а устранения этого брака потребует больших затрат труда и времени. Края заготовок стачивают на крупнозернистом шлифовальном круге, при этом стремятся получить боковые грани пластин строго перпендикулярными их поверхности, что обеспечит более точное сопряжение смежных деталей набора. С этой же целью добиваются их строгой прямолинейности.

Рис. 38. Разбиение изображения жирафа на элементы — детали мозаичного набора

После изготовления и предварительной подгонки деталей набор выполняют всухую, раскладывая готовые элементы на рисунок. При необходимости производят дополнительную подгонку отдельных деталей вручную с помощью бруска, надфиля и т. п. При этом допускается небольшой скос граней вниз, к тыльной стороне пластины, но ни в коем случае не наоборот. Если доработка не дает желаемых результатов, лучше изготовить деталь заново.

Основой (подложкой) для мозаичных наборов больших и средних размеров служат, как правило, камень и асбестоцемент. Небольшие наборы можно монтировать на дереве, пластмассах, стекле. Для надежного приклеивания деталей набора поверхность подложки делают шероховатой, но ровной, а деревянную подложку (из толстой фанеры) пропитывают два-три раза горячей олифой. Тыльную сторону деталей также можно сделать шероховатой (рифленой) с помощью подрезной дисковой пилы. Готовую подложку кладут на деревянный щит и прибивают к нему четыре рейки по периметру подложки в виде рамки. Это необходимо для того, чтобы во время наклеивания набора подложка оставалась неподвижной, а детали не смещались. Высота реек должна быть немного больше толщины подложки.

Для приклеивания деталей к подложке используют водостойкие клеящие составы с наполнителем для снижения степени усадки после отвердения клея. В качестве наполнителя служат толченое стекло, кирпичный порошок, просеянные предварительно через частое сито. Но лучшим клеящим составом является эпоксидная смола с отвердителем. Она обеспечивает высокую прочность склеивания, легко окрашивается, хорошо полируется и дает меньшую усадку по сравнению с другими клеями. При работе с эпоксидной смолой склеиваемые поверхности тщательно очищают от пыли, грязи и жировых пятен, а в смолу добавляют наполнитель (толченое стекло, кирпичный порошок, цемент, мел и т. п.), просеянный через частое сито.

Рис. 39. Деревянная подложка (а) и закрепление мозаичного набора (б):
1 — рейка обрамления; 2 — детали набора; 3 — клеевой слой; 4 — подложка из асбестоцемента; 5 — деревянный щит

Сначала клей с наполнителем наносят тонким слоем на подготовленную подложку. Затем тыльную сторону деталей смазывают тонким слоем слегка разжиженного клея и вдавливают их в клеевой слой подложки, плотно прижимая друг к другу боковыми гранями таким образом, чтобы клей не выступал через швы.

Детали набора наклеивают последовательно одну за другой, начиная с одного из углов или с центра композиции. При этом внимательно следят за тем, чтобы лицевые поверхности всех деталей располагались в одной плоскости, без выступов и впадин, в противном случае шлифование набора будет практически невозможно.

После наклеивания набор выдерживают не менее суток, затем снимают обрамление, шлифуют и полируют, при необходимости делают окантовку.

Мозаики больших размеров используют для украшения интерьера, а также наружных стен зданий. Их выполняют, как правило, методом обратного набора. Детали выкладывают на ровное основание лицевой стороной вниз, устраивают обрамление с учетом толщины подложки (от 12 до 50 мм) и заливают цементным раствором с последующей выдержкой и регулярным смачиванией. Этот способ обеспечивает получение очень ровной лицевой поверхности набора, удобной для шлифования и полирования.



Читать далее:
Русская мозаика
Обдирка и шлифование пластин
Распиловка камня
Пельская мозаика
Способы набора мозаики
Материалы для художественной мозаики
Украшение мозаикой столярных изделий
Технология монтажа мозаики
Подготовка к укладке
Монтаж мозаики



  1. Очень заинтересовала эта мозаика!

    — Мила · фев 5, 20:16 · #

Ваш отзыв