ГлавнаяСтатьи

Темперная живопись

Одним из самых популярных способов росписи стен в-Средневековье была роспись темперными5 красками, связующим веществом которых являются натуральные эмульсии (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т. д.).

Особенность темперы составляет ее бархатистая, матовая поверхность, которая, высыхая, светлеет. Темперные краски ярче масляных и гораздо более стойки к внешним воздействиям, не подвержены потемнению или пожелтению. Неудобство работы темперой заключается в том, что она быстро затвердевает.

Темперные краски знали уже в Древнем Египте, а в средние века широко использовали в живописи и для стенных росписей. В Западной Европе с XV в. темперу стала вытеснять масляная живопись. В России этот процесс начался с XVIII в. Новое увлечение темперой началось на рубеже XIX и XX вв.

Наиболее распространенными видами темперы являются казеиновая и яичная. Яичную темперу, которая является самой популярной, довольно часто используют как для росписи стен по сухой штукатурке в помещениях, так и для рисования картин. Кроме того, что она долговечна, проста в приготовлении и использовании. Именно яичная темпера была особенно широко распространена в древнерусской иконописи и стенописи.

Существует несколько разновидностей яичной темперы: из цельного яйца, белковая и (самая популярная) темпера из желтка. Составы на яичном желтке применяют при росписях по сухим оштукатуренным поверхностям или по наклеенному холсту.

Темперные составы на одном желтке очень жирные и по своим свойствам приближаются к масляным. Составы на цельном яйце (желток и белок) — более тощие, могут успешно использоваться для темперной живописи. Красочные составы, приготовленные на одном белке, не применяются для росписи, так как по своим свойствам приближаются к клеевым и казеиновым краскам: их красочные пленки быстро стареют из-за атмосферных влияний.

Классический рецепт яично-масляной темперы яйцо разбивают с тупого конца (со стороны пуги — воздушного мешка). Выравнивают отверстие скорлупы и выкатывают из нее мешочек с желтком в ладонь. Скорлупу промывают от оставшегося на ней белка водой. Чтобы очистить желток от остатков белка, желточный мешочек перекатывают с ладони на ладонь. После чего мешочек прокалывают и выливают желток в промытую скорлупу с до края налитым двухпроцентным раствором уксусной кислоты — с таким расчетом, чтобы количество ее было равно объёму желтка. Эту операцию можно производить и в стакане, наливая также равное количество уксусной кислоты6. После добавления к желтку раствора уксусной кислоты состав размешивается деревянной лопаточкой или специальным венчиком на стержне (мутовкой). Затем в приготовленную эмульсию добавляют пигмент и растирают ее с пигментом. Растирают эмульсию с пигментом в блюдцах или в пластмассовых стаканчиках.

При стенных росписях по свежей, но сухой штукатурке применяют темперные составы на цельном яйце. Необходимо иметь в виду, что при приготовлении составов для темперы на яичном связующем из-за кислотной реакции не применяют стальную посуду и инструменты (ножи, шпатели и др.).

Темпера па цельном яйце (части по объему):
цельное яйцо — 2; натуральная олифа — 1; уксусная кислота 3%-ная — 1; пигменты — по потребности. Желток и белок тщательно смешивают, вводят олифу и перемешивают до получения эмульсии, которую разбавляют раствором уксусной кислоты. Хранят в герметически закрываемой посуде. Перед употреблением процеживают через марлю для удаления комочков белка. Пигменты затирают до пластообразного состояния и разбавляют до рабочей вязкости этим же составом.
Для росписи стен применяются и казеиновые темперы, в том числе и с воском. Казеиновые темперы обладают невысокой прочностью. Поэтому темперные красочные составы на яичном связующем используют для долголетней монументальной росписи большой ценности, а на казеи-

Казеиновая темпера (г):
сухой кислотный казеин — 150; нашатырный спирт 25%-ный — 15; канифольный лак — 100; масляный светлый лак — 800; пигменты — по потребности, вода — 1 л. Казеин замачивают до разбухания, для ускорения про^ цесса подогревают на водяной бане до 60-70 градусов. Сняв с водяной бани, вводят нашатырный спирт и перемешивают до полного растворения казеина. Отдельно смешивают канифольный лак с масляным и вливают малыми порциями в раствор клея, перемешивая состав до получения эмульсии. Пигменты затирают на эмульсии до пластообразного состояния и разбавляют до рабочей вязкости этой же эмульсией. Примесь канифоли нейтрализует избыток щелочи в составе.

Казеиново-восковая темпера (г):
сухой кислотный казеин — 150; нашатырный спирт 25%-ный — 15; пчелиный воск — 20; олифа или масляный лак — 200; пигменты — по потребности, вода — 1л. Казеиновый клей готовят так же, как и в предыдущем составе. Расплавляют в отдельной посуде воск и в расплав вливают небольшими порциями олифу или лак, тщательно перемешивая. Приготовленный масляно-вос-ковый состав вливают в теплый раствор казеинового клея и перемешивают до получения эмульсии. После чего эмульсию перемешивают с пигментами.

При приготовлении составов для темперной росписи применяют следующие сухие пигменты: белила цинковые, охру светлую, темную и жженую, марсовые пигменты всех цветов, стронциановую желтую, сурик железный, мумию естественную, сиену натуральную и жженую, кобальт синий, голубой и зеленый, зелень изумрудную, оксид хрома, перекись марганца, кость жженую, редок сайд, кадмии красный, умбру сырую и жженую, пигмент коричневый. Для неответственных росписей применяют желтый и оранжевый кадмий и ультрамарин.

При работе с темперными красками необходимо учитывать, что они быстро высыхают, становятся нерастворимыми и прекрасно сохраняются только в сухой атмосфере.



Читать далее:
Аэрография
Отделка поверхности торцовками
Отделка набрызгом
Декоративная отделка инерьеров
Декоративная отделка поверхностей
Отделка под шагрень
Декоративная покраска при помощи трафарета
Декоративная покраска стен и потолков
Сграффито
Энкаустика



Ваш отзыв