ГлавнаяСтатьи

Сграффито

Сграффито (итал. sgraffito или grafrito, буквально — выцарапанный) — можно назвать относительно молодой, но при этом одной из наиболее распространённых техник стенописи. Хотя стоит отметить, что сам по себе принцип сграффито применялся в керамике уже в Древней Греции, о чем свидетельствуют старинные вазы Греции и Этрурии. В XV-XVII вв. сграффито распространилось в Италии как способ украшения стен. Из Италии эта техника проникла и в другие страны (Германию, Чехию и др.). Применяют сграффито в основном в интерьерах по причине боязни штукатурки внешних агрессивных воздействий. Эту технику стенописи мбжно охарактеризовать как своеобразную резьбу по многослойной (не менее двух слоев) цветной штукатурке. И, пожалуй, она заслуживает того, чтобы получить самое широкое распространение в отделке современных помещений, так как позволяет относительно простыми средствами получать выразительные декоративные доминанты (орнамент, вставки и др.), и создавать в этом материале значительные по масштабам произведения.

В современном интерьере сграффито охотно используют в качестве художественных и декоративных панно, в настенных и потолочных орнаментальных вставках, для декорирования настенных ниш. А отсутствие полутонов и точеный рисунок позволяют с успехом использовать эту технику в модерн-композициях.

В некотором роде сграффито похоже на контррельеф, потому что изображение получается не выпуклым, а, наоборот, именно поэтому настенное панно, выполненное в технике сграффито, выглядит необычайно четким. Благодаря пестрой или, наоборот, пастельной цветовой гамме подобранных слоев для сграффито изображение будет привлекать своей яркостью или же, наоборот, удивлять плавным переходом цвета. Для оформления ванной комнаты на рисунке 11 дизайнеры удачно использовали оригинальную технику сграффито. На черный слой основы был наложен зеленовато-желтый слой штукатурки. В конечном итоге получился оригинальный рисунок, имитирующий наскальные рисунки древних людей. Отметим, что рисунок удачно вписался в колористику и световое освещение ванной комнаты, которое было подобрано так, чтобы панно смотрелось максимально натурально «старым». Естественно, это сграффито было покрыто дополнительным защитным слоем, который не даст рисунку испортится от действия пара и воды.

Любителям естествознания дизайнеры предложили оригинальный ход: украсить потолок в комнате имитацией рисунка Леонардо да Винчи, разумеется, в технике сграффито (рис. 12).

В таком стиле можно декорировать стену при помощи техники сграффито в гостиной {рис. 13).

Подготовительные работы под «сграффито» заключаются в оштукатуривании ее с нанесением обрызга и грунта. Для оштукатуривания по кирпичу применяют известковые растворы: для обрызга состава 1:2,5 (по объему), для грунта — 1:3. Бетонные поверхности тщательно насекают, накануне оштукатуривания обильно смачивают водой, а за 30-40 минут до оштукатуривания тщательно увлажняют. В этом случае для обрызга применяют известково-цементные растворы состава 1:0,5:2,5, а для грунта — 1:0,25:3. Общая толщина штукатурки, сделанной по маякам, не должна превышать 15 мм, при этом обрызг наносят толщиной 5, а грунт — 10 мм. В том случае, когда выравнивание поверхности вызывает утолщение штукатурки, ее выполняют слоями не толще 10 мм каждый. При толщине штукатурки более 4 см применяют раствор состава 1:1:6 с забиванием в кладку костылей, оплетением их проволокой и вытапливанием в намет кирпичной щебенки. Выровненный грунт после некоторого отвердения нарезают горизонтальными волнистыми бороздками глубиной 3 мм с растоянием между ними 40 мм. Шероховатость обеспечивает хорошее сцепление грунта с накрывочным слоем.

В сухую погоду для лучшего схватывания, твердения и поддержания влажности грунт в течение 3-4 дней обрызгивают водой по 2-3 раза в день. Особенно это касается штукатурки, выполненной из известково-цементных растворов.

Для того чтобы обеспечить хорошее сцепление растворов, поверхности перед оштукатуриванием следует тщательно очистить от грязи и пыли, а в случае, когда поверхности загрязнены копотью, промыть 2-3%-ным водным раствором соляной кислоты.

Рис. 11. Панно в ванной комнате, имитирующее наскальные рисунки древних людей, оформлено в технике сграффито

Рис. 12. Потолок в жилой комнате украшен имитацией рисунка Леонардо да Винчи, выполненной в технике сграффито

Рис. 13. Стена в гостиной также декорирована в технике сграффито

Нанесение декоративных составов. Эти работы не отличаются от нанесения обычной штукатурной накрывки. Нижний слой наносят толщиной до 7-8 мм. Слой раствора хорошо уплотняют и выравнивают полутерком. Для придания поверхности шероховато-песчаного вида ее затирают деревянной теркой. Второй слой наносят после того, как первый приобретет достаточную прочность, определяемую по внешнему матовому виду и нажатием пальца, после чего не должно оставаться следа. Такое состояние декоративного слоя наступает в период времени от 30 минут до 2 часов в зависимости от плотности грунта и погоды. Второй слой при двухслойном сграффито наносят кистью, толщина его обычно не превышает долей миллиметра. При трехслойном сграффито второй слой выполняют штукатурным раствором с уплотнением и затиркой деревянной теркой. Толщина его не должна превышать 2-4 мм. Третий слой тоже наносят кистью. Общая толщина цветных накрывочных слоев не должна превышать толщины накрывочного слоя штукатурки в остальных местах.

Если сграффито находится на большой высоте, верхний слой после нанесения кистью обычно не выравнивают. При выполнении сграффито в нижних частях здания, доступных близкому обозрению, поверхность последнего слоя слегка выглаживают металлической кельмой.

На рисунке 14 приведена последовательность выполнения сграффито с нанесением двухцветных слоев штукатурки и заполнением каждым цветом всей площади отделываемой поверхности.

Иногда характер рисунка позволяет выполнить двух-или трехцветное сграффито с расположением рисунка в одной плоскости. Для этого делают вспомогательные трафареты, на которых обозначают отдельные участки, выполняемые в различных цветовых тонах. По этому трафарету на поверхности размечают отдельными пятнами участки, заполняемые поочередно штукатурным раствором одного цвета. После заполнения пятен одним цветом на стыках раствор подрезают и приступают к заполнению раствором второго цвета.

Сграффито с несложным рисунком можно выполнять и с применением шаблонов (рис. 15). Для этого готовят фанерные шаблоны со скошенными наружными кромками не менее чем на 10-15 градусов, чтобы легче было снять шаблон после прорисовки. Шаблоны пропитывают горячей олифой.

Рис. 15. Технология исполнения трехслойного сграффито с помощью фанерных шаблонов:
А — укладка второго цветного слоя вокруг и в центре шаблона;
Б — укладка третьего цветного слоя вокруг второго шаблона;
В — законченный рисунок.

С помощью шаблонов можно выполнять несложные орнаментальные рисунки в 2-3 цвета. Сначала наносят цветной 1-й слой на всю поверхность, затем, установив наименьшие по размерам шаблоны, заполняют поверхность вторым цветным слоем в уровень с шаблонами, после чего устанавливают вторые, большие по размерам шаблоны, заполняя поверхность в уровень со вторым шаблоном третьим цветным слоем. Сняв шаблоны, подчищают грани, после чего циклеванием поверхностей придают рисунку необходимую матовость.

При трехслойном рисунке третий цвет накладывают кистью поверх цветных слоев. На рисунке 16 дан пример подобной технологии исполнения.

Таким способом техники сграффито оформлена гостиная на рисунке 17 и 18.



Читать далее:
Аэрография
Отделка поверхности торцовками
Отделка набрызгом
Декоративная отделка инерьеров
Декоративная отделка поверхностей
Отделка под шагрень
Декоративная покраска при помощи трафарета
Декоративная покраска стен и потолков
Темперная живопись
Энкаустика



Ваш отзыв