ГлавнаяСтатьи

Аэрография

Современной разновидностью росписи-обманки является аэрография, которая возникла совсем недавно. И хотя аэрограф был изобретен достаточно давно — в 1893 году английским акварелистом Чарльзом Л. Бердиком, широкого распространения среди художников он не получал вплоть до последней трети двадцатого века. Произведения, написанные при помощи аэрографа, почему-то считались не вполне настоящими, а их авторы всячески шельмовались. Поэтому долгое время аэрограф использовался лишь в сфере рекламы, — им рисовались рекламные щиты и ретушировались фотографии. Лишь к середине шестидесятых аэрограф вернулся в арсенал художников, и сейчас это — не более чем инструмент для нанесения краски, наряду с обычными кистями. Однако произведения, которые выходят из-под такой не более чем «воздушной кисти» не перестают удивлять своей фантастичностью.

Аэрография — это искусство нанесения изображений на различные поверхности жидким или порошкообразным красителем при помощи сжатого воздуха. Для этого служит специальное приспособление — аэрограф (в международной практике — airbrush, «воздушная кисть»). Аэрограф, как и пульверизатор, предназначен для напыления краски. Но в отличие от последнего аэрограф имеет очень узкий и более точно регулируемый спектр распыления. Аэрографом можно наносить тонкие штрихи, что очень важно при прорисовке мелких деталей рисунка. Сложность, красочность, реалистичность и качество исполнения рисунка ограничены только фантазией, мастерством и талантом художника.

Работая аэрографом, художник не прикасается к поверхности, по которой пишет. Да это и не нужно: аэрограф, он же «воздушная кисть», подает непрерывную струю распыленной краски. Ширину красочной струи можно отрегулировать в очень широких пределах и наносить как крупные «мазки», тонируя поверхность целиком, создавая нежнейшие тоновые переходы, так и штрихи почти волосяной толщины.

Рис. 1. Очень сложная роспись стены в технике аэрографии.

Камни из папье-маше после раскраски аэрографом выглядят настоящими. Стены замка скомбинированы из настоящего камня (первый план) и нарисованного с помощью аэрографа. Кроме того, обратите внимание — готические окна — это мастерски сшитые занавески с поистине ювелирной четкостью. До изобретения аэрографа подобное было попросту невозможно.

Отличительной особенностью аэрографии является абсолютно гладкая поверхность рисунка. Возможно, именно это отсутствие рельефных мазков кисти и порождает такой сказочный, в прямом смысле этого слова, эффект аэрографичных произведений. И уж точно: поэтому аэрография чаще всего используется при дизайне детских комнат.

Аэрография — это искусство в современном исполнении. Отметим, что без совершенной технологии она — ничто, но и технология без искусства, как мы знаем, — просто инструмент, не несущий идеи. Если вы не обладаете художественным талантом, вам будет трудно сделать аэрографию собственными руками. Кроме того, работу художника-аэрографа вполне можно сравнить с работой ювелира, и поэтому для получения эффективного результата необходимо обладать не только художественным талантом, но и некоторым опытом.

Рис. 2. Арбалет — это настоящее произведение аерографной мысли: часть его (тетива, железное кольцо, древко стрелы и приклад) сделаны настоящими, а дальше они плавно переходят в картину.

В первую очередь, как и в других способах декоративной отделки стен, необходимо подготовить поверхность классическим способом: зачистить, зашкурить, заделать грунтовкой все трещины и ямки так, чтобы поверхность стены максимально отвечала тематике вашего рисунка.

Подобно тому, как холст сперва грунтуют, перед тем как писать картину, под аэрографию сначала делают фон. На подготовленную поверхность наносится краска-основа, которая послужит подложкой для будущего изображения. Затем на полученную фоновую поверхность наносятся контуры выбранного рисунка и с помощью аэрографа делается роспись, ориентируясь по изготовленному эскизу. Кстати, некоторые рисунки (например, если это повторяющиеся детали) удобнее наносить при помощи заранее подготовленных трафаретов.

Рис. 3. Аэрограф

Просохшее изображение рекомендуется после высыхания покрыть при помощи пульверизатора специальным закрепительным лаком с целью продления срока использования.

Рис. 4. Используя в аэрографии специальные флуоресцентные краски, вы можете добится абсолютно фантастичного эффекта «свечения» вашей росписи, что особенно понравится вашим детям

Декоративную роспись методом аэрографии осуществляют с использованием компрессорных установок, аэрографических краскораспылителей и различных трафаретов.

Используют ручные краскораспылители СО-6А с соплом диаметром О 2_0,5 мм, воздух в головку краскораспылителя поступает от компрессора малой производительности. Диаметр сопла краскораспылителей для обычных малярных работ не менее 1,5 мм, поэтому для аэрографической росписи они непригодны. Аэрографическим методом отделывают помещения значительно быстрее и с меньшей затратой материалов, чем кистью. По тонкости выполнения, рельефности получаемых изображений аэрография приближается к живописи, а богатство форм и приемов аэрографической росписи позволяет внести большое разнообразие в отделку помещений.

Аэрографической росписью получают декоративный рисунок с плоскостным и объемным изображением.

Декоративный рисунок с плоскостным изображением наносят с помощью прямого или одновременно прямого и обратного трафаретов, совместное применение которых создает впечатление глубины рисунка. За основу таких рисунков берут, например, изображение листьев или ветки с листьями.

Чтобы заполнение поля при работе краскораспылителем было равномерным не только по количеству элементов рисунка, но также по цвету насыщенности, головку, краскораспылителя держат на одном и том же расстоянии от поверхности, передвигая его с одинаковой скоростью.

Существует другая разновидность этого вида отделки. Законченный рисунок, этой отделки по внешнему виду напоминает набивную ткань «шотландку». Рисунок наносят в несколько цветов. Сначала с помощью обратных трафаретов накладывают по диагонали друг к другу красочные полоски различной интенсивности и расцветки, образуя небольшие ромбы. Затем с помощью прямых трафаретов пространство внутри клеток заполняют рисунком. Общий фон такой отделки должен быть темнее, для чего применяют колеры коричневого цвета, темно-терракотового или темно-синего. Для рисунка подбирают колеры того же цвета, но большей или меньшей светлоты.

Декоративный рисунок с объемным изображением — более сложный вид аэрографической росписи. Объемное изображение требует точного соблюдения правил наложения прямых теней и бликов. В крупных рисунках объемную растушевку выполняют по отдельным трафаретам, в мелких рисунках ее делают краскораспылителем без трафарета.

При изготовлении трафаретов рисунок разбивают на отдельные части по числу оттенков (сильные, слабые и средние тени, блики), для каждого оттенка готовят отдельный трафарет. Некоторые отдельные теневые переходы смягчают от руки без трафарета.

При однотипных росписях, не имеющих заметных переходов от контрастных пятен к легким растушевкам, головку краскораспылителя держат на расстоянии 12—15 см от поверхности, причем это расстояние и угол наклона краскораспылителя сохраняют в течение всего процесса нанесения рисунка. Для получения мягких и незаметных цветовых переходов периодически меняют расстояние головки краскораспылителя от поверхности, а также угол ее наклона. Иногда краскораспылитель удаляют от поверхности на 1 м.

При приближении или удалении краскораспылителя от поверхности уменьшается или увеличивается площадь окрашиваемой поверхности, но расход окрасочного состава не меняется, если факел красочной струи остается постоянным. Это свойство широко используют при аэрографии.

Если в течение длительного времени процессы отделки остаются неизменными, количество окрасочного состава, поступающего в распылительную головку, регулируют запорной иглой, увеличивающей или уменьшающей проходное отверстие сопла. Если необходимо уменьшить или увеличить расход краски, нажимают на курок краскораспылителя так, чтобы игла соответствующим образом открывала проходное отверстие сопла.

Описанными приемами создают поверхности, отличающиеся насыщенностью окрасочным составом. Это позволяет придать аэрографической росписи объемность, которой трудно достигнуть при работе кистями.

При аэрографической росписи потолков трафареты поддерживают деревянными рамками с сеткой из натянутых капроновых нитей.

Рис. 1. Прямоугольная (а) и угловая (б) рамки для поддерживания трафаретов при росписи потолков

Трафарет укладывают поверх сетки и рамку прижимают к поверхности потолка. На рамках закреплены длинные деревянные ручки. Роспись на потолках выполняют два человека, пользуясь при этом краскораспылителем СО-6А. Стаканчик для краски шарнирно соединен с корпусом краскораспылителя, что дает возможность закреплять его в различных положениях по отношению к окрашиваемой поверхности.

При росписи на трафарете оседает толстый слой окрасочных составов, который искажает контуры трафарета и нарушает точность получаемого рисунка. Кроме того, несмотря на пропитку бумаги олифой, трафарет размокает и в узких местах рвется. Чтобы увеличить срок службы трафарета, в конце рабочего дня снимают наслоение краски ножом, протирают трафарет кистью, смоченной водой (при росписях водными составами) или скипидаром (при неводных). Просушенные трафареты после росписей водными красками вновь окрашивают олифой или масляными окрасочными составами.



Читать далее:
Отделка поверхности торцовками
Отделка набрызгом
Декоративная отделка инерьеров
Декоративная отделка поверхностей
Отделка под шагрень
Декоративная покраска при помощи трафарета
Декоративная покраска стен и потолков
Сграффито
Темперная живопись
Энкаустика



Ваш отзыв