ГлавнаяСтатьи

Защита элементов моста от увлажнения

До недавнего времени считалось, что устройство сплошных крыш и боковых дощатых обшивок — это самый надежный способ защиты пролетных строений деревянных мостов от увлажнения и, следовательно, от загнивания. Основной недостаток этого способа—увеличение собственного веса конструкции. В настоящее время считают более целесообразной частичную защиту мостовых конструкций от увлажнения крышами и обшивками в сочетании с антисептированием.

Естественной крышей, защищающей большое количество элементов пролетных строений и опор от увлажнения атмосферными осадками, служит конструкция проезжей части моста, особенно для пролетных строений с ездою поверху.

Лучше всего защищает пролетное строение от увлажнения и загнивания дощато-гвоздевая плита из антисептированных маслянистыми антисептиками досок, покрытая асфальтобетоном. Дощатый настил проезжей части значительно хуже защищает пролетные строения от увлажнения. В верхнем настиле в процессе эксплуатации между досками появляется большое количество щелей, через которые интенсивно протекает вода.

Чтобы повысить водонепроницаемость дощатого настила и тем самым удлинить срок службы моста, рекомендуется поверху его давать поверхностную обработку в виде коврика, укладываемого летом по сухому настилу. Этот коврик, кроме того, предохраняет верхний настил от быстрого износа, особенно в сухих и жарких районах, где пересушенные доски верхнего настила под действием подвижной нагрузки расщепляются и быстро выходят из строя. Для повышения водонепроницаемости дощатого настила можно также прокладывать между верхним и нижним настилом листы толя или рубероида, промазанные сверху битумом. В пролетных строениях с ездой понизу рубероид прокладывают над поперечными балками, а в пролетных строениях с ездой поверху — над фермами (рис. 105,а), преимущественно над крайними, расположенными под колесоотбойным брусом, у которого может застаиваться вода.

Рис. 105. Конструктивная защита элементов ферм от увлажнения:
1 — лист рубероида; 2 — обшивка из досок толщиной 1,5—2 см; 3 — обмазка битумом; 4 — доски каркаса толщиной 2—3 см; 5 — ветровой крючок; 6 — рейка; 7 — доски козырька

Доски тротуарного настила целесообразно стыковать в четверть, а стыки перед сборкой промазывать горячим битумом. Для обеспечения быстрого отвода воды проезжая часть моста должна иметь поперечный уклон 20—25 %0 и достаточное количество водо-отводящих отверстий, снабженных металлическими водоспускными трубками или деревянными лотками. Трубки устраивают с каждой стороны моста не реже чем через 8—10 м из расчета 1—1,5 см2 отверстия трубки на 1 м2 проезжей части. При образовании в проезжей части впадин, в которых застаивается вода, в этих местах устраивают дополнительные водоспускные трубки.

Водоотводные лотки и трубки ставят таким образом, чтобы стекающая вода не попадала на нижерасположенные элементы пролетных строений или опор. Нельзя размещать лотки около узлов и устраивать их слишком пологими, чтобы не задерживался в них мусор. Над наиболее ответственными элементами конструкций, плохо защищенными от увлажнения проезжей частью, устраивают крыши или щиты. В пролетных строениях с ездой понизу легкие крыши располагают над верхними поясами ферм и ригелями портальных рам. Защищать только узлы и стыки не рекомендуется, так как бревна, брусья или доски поясов легко загнивают не только в узлах и стыках, но и в пределах панели.

Крыши делают из фанеры, покрытой толем, сухих досок толщиной 1,5 см, стыкованных в четверь и обмазанных сверху битумом, или из кровельной стали (рис. 105,6). Между крышей и поясом оставляют зазор в 10—15 см, обеспечивающий провет-риваемость, а свесы крыши устраивают так, чтобы защитить пояс косых дождей. Для возможности регулярного осмотра крыши делают из отдельных съемных секций длиной 1,5—2 м.

Опорные раскосы в фермах Гау — Журавского целесообразно защищать съемной обшивкой из сухих досок толщиной 3 см. Расстояние от досок обшивки до раскоса назначают по условиям проветривания, но не меньше 20 см. Чтобы под обшивку не попадала вода, стекающая по подкосу портальной рамы, на него ставят водосбрасывающее кольцо из антисептированной веревки. Концы поперечин и поперечных балок защищают дощатыми козырьками (рис. 105,в), а концы насадок — дощатыми козырьками или кровельной сталью. В фермах с ездой понизу (для уменьшения количества стекающей воды в узел) щель между настилом и раскосом или тяжем закрывают снизу просмоленной веревкой и заполняют битумной антисептической пастой, а чтобы веревка не отрывалась при перемещении раскоса относительно тротуара, ее прибивают только к настилу. Доски настила и раскос в местах пересечения антисептируют и покрывают гидроизоляцией. На раскосах можно также располагать водосбрасывающие кольца из просмоленной веревки.

В элементах моста, не защищенных полностью от увлажнения, большое значение имеет быстрое удаление воды, попавшей на конструкцию. Для этого все пазухи в конструкциях шпаклюют антисептической пастой, заливают горячим битумом или обеспевают водоотвод, устраивая водоспускные отверстия. Водоспуск-Ч1пе отверстия делают в длинных сплошных прокладках стыков ч Нижних и верхних поясов. В стыках нижних растянутых поясов такую прокладку целесообразно разделить на несколько коротких с0 сквозными швами между ними для улучшения водоотвода в стыке и его проветривания.

Большое значение в борьбе с загниванием имеет регулярная очистка сооружения от мусора, снега и грязи, которые, удерживая в себе большое количество влаги, создают условия‘для развития гнили. Поэтому, принимая в эксплуатацию новые мосты, надо следить за тем, чтобы строители тщательно очистили все элементы от строительного мусора, который обычно скапливается на элементах, непосредственно расположенных под проезжей частью, — на поясах ферм, поперечных балках, узлах ферм и т. д. В процессе эксплуатации надо следить, чтобы сметаемый с проезжей части мусор не попадал на нижележащие элементы моста, сбрасывать его с подветренной стороны в середине пролета моста. Нельзя сметать мусор в водоспускные отверстия. Элементы ферм и балочной клетки, расположенные под проезжей частью, нужно регулярно очищать от мусора и грязи, проникающих через щели и неплотности проезжей части.

Проезжую часть очищают от снега по мере необходимости, а остальные части сооружения не реже одного раза в неделю. Нельзя посыпать проезжую часть солью во избежание интенсивного ржавления гвоздей и других металлических креплений. Ил и другой мусор с опор и ледорезов убирают, начиная с верхних элементов, сразу же после спада высокой воды. При наличии насоса и плавучих средств ил и мусор смывают струей воды.

Древесина быстро просыхает только при хорошей циркуляции воздуха. В закрытых со всех сторон сооружениях из-за отсутствия или слабого движения воздуха просыхание происходит медленно и создаются условия для развития гнили. Особенно медленно просыхают конструкции, расположенные в зоне повышенной влажности. Поэтому обшивку и другие защитные мероприятия необходимо устраивать так, чтобы проветриваемость защищаемых элементов не ухудшилась. Боковая обшивка опор и ледорезов должна быть с зазорами. Несколько пластин обшивки опор и ледорезов по высоте необходимо давать съемными на болтах, чтобы обеспечивать быстрое проветривание элементов после прохода высоких вод. В ледорезах не нужно зашивать заднюю стенку.



Читать далее:
Основные положения по перерасчету стальных мостов
Организация движения тяжелых машин
Обеспечение пропуска сверхнормативных нагрузок по искусственным сооружениям
Паромные и ледовые переправы
Наплавные мосты
Пропуск ледохода и паводковых вод
Подготовительные работы к пропуску ледохода и высоких вод
Типы укреплений подходов и регуляционных сооружении
Особенности ремонта решетчатых и сплошных ферм пролетных строений, ремонт опор и ледорезов
Ремонт и усиление подкосных и простых балочных мостов



Ваш отзыв