ГлавнаяСтатьи

Выверка механизмов на соосность

В процессе сборки и монтажа различных механизмов и агрегатов проверяют положение их осей и валов, определяя виды и величины отклонений их сопряжений. Основными видами отклонений валов от правильного расположения, соответствующего совпадению их осей, являются смещение и перекос, показанные на рис. 63. Определение таких отклонений и доведение их до допустимых величин называют определением соосности или центровкой механизмов. Неправильная центровка приводит к вибрации работающих механизмов, увеличению радиальных нагрузок и в конечном итоге — к преждевременному износу и выходу из строя этих механизмов.

Обычно для передачи вращательного движения в машинах применяют полумуфты, насаженные на концах сопрягаемых валов. Поэтому соосность валов проверяют по полумуфтам, а при их отсутствии — по поверхности концов валов. Для грубой проверки соосности валов одинакового диаметра без полумуфт обычно применяют линейку и щуп (рис. 64, а). При более точной установке и при валах разного диаметра пользуются скобой с регулировочным винтом и щупом (рис. 64,6). Замеры производят через 90° поворота вала со скобой. Полуразность показаний щупа при повороте вала на 180° характеризует величину несоосности. Однако для определения вида несоосности (смещение или перекос) пользуются двумя скобами (рис. 64, в) с одновременным поворотом обоих валов. Полуразность отсчетов а и б покажет величины смещения и перекоса. Если валы соосны, то зазоры а и б будут одинаковы в любом положении скоб при повороте обоих валов. Если же при повороте валов на 180° зазор а изменится, значит валы имеют перекос. Если зазор а останется неизменным, а изменится зазор б, значит оси валов смещены.

Рис. 63. Отклонения сопрягаемых валов от соосности
а — валы соосны; б — перекос осей; в — смещение осей; г — перекос и смещение осей

Рис. 64. Схемы выверки валов на соосность
а — щупом и линейкой; б — щупом и скобой с регулировочным болтом; в — двумя скобами; 1 — вал; 2 — линейка; 3 — щуп; 4 — регулировочный болт; 5 — скоба; 6 — хомут

При проверке соосности валов с насаженными полумуфтами добиваются совпадения образующих цилиндрических поверхностей обеих полумуфт и равенства зазоров между их торцами в любом положении валов. Зазоры по диаметру полумуфт называют радиальными, а между полумуфтами — торцевыми или осевыми.

В зависимости от типа и конструкции полумуфт при их центровке применяют различные приспособления. При грубой центровке радиальные зазоры определяют с помощью линейки и щупа (рис. 65, а). В этом случае радиальный зазор б не должен превышать 0,2 мм. Торцевые зазоры измеряют калиброванными клиньями, щупами, микрометрическими скобами или нониусными индикаторами с конической иглой. При точной центровке радиальные б и торцевые а зазоры определяют с помощью скоб, либо простых, либо с регулировочными винтами или индикаторами часового типа (рис. 65, б—г). Скобы закрепляют на полумуфтах с помощью магнитных присосов или хомутов. При использовании простых скоб и скоб с регулировочными винтами изменение зазоров производят щупом при повороте полумуфт через 90°. Запись величин зазоров ведут в круговой диаграмме (рис. 65, д).

Рис. 65. Схема выверки валов на соосность по полумуфтам
а — щупом, линейкой, калиброванным клином; 6—простыми скобами; в — скобами с индикаторами; г — скобами с регулировочными винтами; д — круговая диаграмма; 1 — полумуфты; 2 — валы; 3 — линейка; 4 — скобы; 5 — индикатор; 6 — калиброванный клин; 7— регулировочный винт

Зазоры измеряют четыре раза и за окончательный результат принимают среднее арифметическое этих измерений. Замеры считают правильными, если несколько повторных измерений показали одинаковый результат или разность замеров не превышает 0,02 мм.

Величины допускаемых отклонений радиальных и осевых смещений приводятся в технических условиях на монтаж механизма. При отсутствии этих данных отклонения принимают равными 0,0005 диаметра муфты.

После окончательной выверки на полумуфтах делают отметки, которых строго придерживаются при соединении полумуфт. Соосности полумуфт достигают путем изменения высоты установки подшипников валов или корпусов машин с помощью регулировочных подкладок или перемещением машин в горизонтальной плоскости. При этом одну из частей агрегата, например центробежный насос, принимают за базовую и закрепляют на фундаменте, вторую часть агрегата — электродвигатель — перемещают в нужном направлении, добиваясь установленных допусков на центровку, и также закрепляют на фундаменте, полумуфты соединяют между собой.



Читать далее:
Приборы и приспособления для выверки и крепления оборудования на фундаментах
Подливка под установленное на фундамент оборудование
Крепление оборудования при безвыверочном монтаже
Крепление оборудования на монтажных полах
Крепление оборудования с помощью виброизолирующих опор
Крепление оборудования с помощью самоанкерирующихся болтов
Крепление оборудования с помощью фундаментных гаек
Крепление оборудования с помощью фундаментных болтов
Крепление оборудования на фундаменте подливкой бетонной смесью
Общие вопросы крепления оборудования в проектном положении



Ваш отзыв