ГлавнаяСтатьи

Венецианская штукатурка

Состав и технику нанесения венецианской штукатурки изобрели еще в Древнем Риме. Как известно, мрамор тогда был одним из самых доступных строительных материалов — его пилили, обтесывали, полировали. А однажды решили пустить в дело мраморную пыль, которая получалась в результате обработки строительного материала. Так появился бесшовный тонкослойный мрамор, который даже имел преимущества перед природным. Новый материал привлекал не только богатыми отделочными возможностями, но и технологичностью. Хотя наносить его было непросто, но все же легче, чем обтесывать, полировать и перетаскивать мраморные глыбы. Кроме того, некоторые поверхности нельзя было выложить мрамором, а тонкослойной штукатуркой — можно. К тому же материал оказался чрезвычайно стойким к воздействиям температуры и влаги. Наверное, это его свойство сыграло не последнюю роль в том, что спустя тысячелетия, в эпоху Возрождения, материал получил особое признание в Венеции.

В свою очередь, техника мраморирования стен была распространена итальянцами в эпоху Ренессанса по всей Европе. Белую штукатурку под мрамор можно найти во многих европейских соборах. Ее использовали как основу при росписи стен. Рафаэль и другие художники этого времени использовали колерованную венецианскую штукатурку для украшения дворцов и парковых павильонов. Среди наиболее знаменитых примеров воплощения венецианской штукатурки являются фрески Франческо Приматиче и Россо Фиорентино в королевском замке Фонтенбло, Франция (1533-1565), работы Джулио Романо и Джорджио Вазари в Риме, Неаполе и Флоренции. Техника венецианских шту-катурок достигла своего апогея в XVII и XVIII вв. Причудливые европейские дворцы в стиле барокко и рококо, величественные церкви и просто дома известных людей были украшены многоцветной венецианской штукатуркой.

В настоящее время дизайнеры с неменьшим эффектом применяют венецианскую штукатурку для отделки современных интерьеров. На современном рынке представлено множество самых разных покрытий, которые называют венецианской штукатуркой. Профессионалы же называют венецианской штукатуркой только те покрытия, которые как по составу материала, так и по технике нанесения максимально приближены к оригиналу.

Настоящая венецианская штукатурка состояла из мраморной пыли, растительных красителей и воды. Сейчас продуктов, имеющих в своем составе чисто минеральные компоненты, нет — они все имеют в своём составе тот или иной процент акрилового связующего. Итак, состав современной «венецианской штукатурки» — это пыль (мраморная, гранитная, кварцевая, известковая, малахитовая, оникса и других ценных сортов камня), связующее вещество (в традиционных «венецианках» это гашеная известь), в состав которого теперь входят акриловые компоненты, и третье — пигменты (органические либо неорганические). Современные связующие вещества экологичны, без запаха, износостойки, водонепроницаемы, легко моются, пожаробезопасны, технологичны и быстро сохнут.

Поэтому «венецианскими штукатурками» сейчас называют покрытия как с преобладающим количеством известкового связующего, так и на основе чисто акрилового связующего. Отличить их по виду от «настоящих» практически невозможно.

Венецианскую штукатурку наносят различными способами. В настоящее время преобладают два основных — это так называемая мазковая техника нанесения и классическая — под мрамор. Мазковая «венецианка» достаточно эффектна в отделке стены, подходит для дизайна помещения в любом стиле, с точки зрения финансовых затрат более экономичный вариант. Но более художественной и сложной является тахника под мрамор с последу-щей прорисовкой трещин. Нанесением венецианской штукатурки, имитирующей мрамор, занимаются исключительно художники, уровень мастерства которых (многие из них стажировались у итальянских мастеров), позволяет имитировать практически любые породы камня (рис. 56).

Традиционно покрытие выполняется в одном цвете, хотя возможно и создание многоцветного покрытия. Понятие «веницианская штукатурка», предполагает наряду с высококачественными материалами особую технологию нанесения — «припрессовывание» один к другому вручную множества (до 7) тончайших слоев материала. Эта технология включает в себя операции заглаживания, «железнения» и полировки специальным шпателем каждого слоя. Процесс создания качественного покрытия чрезвычайно ответственен и трудоёмок. Достаточно сказать, что заглаживание каждого слоя происходит с приложением настолько значительных усилий мастера, что шпатель и стена разогреваются.

Готовое покрытие имеет толщину до 3-5 мм и при этом обладает высокой паропроницаемостью (является «дышащим»), что создаёт в помещении климатический комфорт.

«Венецианка» является достаточно твёрдым покрытием, причём со временем оно становится ещё твёрже. Стена, отделанная «венецианкой», как будто «светится» изнутри, т. е. на матовой и очень глубокой основе покрытия видны светящиеся блики. Это «свечение», называемое также «феноменом глубины света», является следствием нанесения многих полупрозрачных слоев — чем их больше, тем более выражен эффект. Эффект «свечения» получается благодаря игре отражённых лучей, проникающих в толщу покрытия и отражающихся на разных глубинах в зависимости от угла падения. Именно этот эффект делает венецианскую штукатурку чрезвычайно похожей на полированный мрамор.

Веницианская штукатурка — прочное и долговечное покрытие, но только на качественно подготовленном основании. Так как оно менее эластично, чем другие декоративные покрытия, то при недостаточно качественной подготовке основания на поверхности могут появиться трещины, которые практически не подлежат ремонту. Вообще ремонт и реставрация венецианской штукатурки — сложный и трудоёмкий процесс. К этому, пожалуй, стоит добавить, что классическая венецианская штукатурка — довольно дорогое элитное покрытие, процесс нанесения которого максимально трудоемок, поэтому 80% стоимости составляет работа.

Еще одной особенностью венецианской штукатурки является то, что она позволяет современным художникам и дизайнерам работать в технике фрески, роспись делается по влажному последнему (до нанесения воска) слою специальными пигментами, предназначенными для колеровки материала. Пигмент проникает во все ранее нанесенные слои, после чего никогда не стирается, не выгорает и приобретает все свойства покрытия (рис. 57).

Рис. 56. Особенно красиво венецианская штукатурка смотрится в стилизованных под эпоху Ренессанса интерьерах Гипсовые колонны как нельзя более кстати дополняют «мраморную плиту», сделанную^ технике^венецианской штукатурки

Рис. 57. Поверхность, на которой изображены музыкальные инструменты, — результат многоэтапной и многослойной работы. Сначала всю стену покрыли классическим способом, то есть просто нанесли венецианскую штукатурку, и только потом приступили к созданию фрески

Покрытие имеет минимальный блеск. Его можно усилить, подвергнув покрытие операции вощения (шлифования с воском). Для этого используется мягкое сукно и воск (натуральный или синтетический, прозрачный или цветной, матовый или глянцевый). Вощение придаёт покрытию дополнительную влагостойкость. Известно множество примеров успешного применения «венецианки» для отделки стен в ванных комнатах и бассейнах {рис. 58).

Классическая технология этой штукатурки состоит .как минимум из трехразового нанесения тончайших слоев покрытия на идеально подготовленную поверхность. Сочетание хаотически расположенных пятен материала создает иллюзию глубины рисунка полированного натурального камня. В зависимости от добавленного красителя возникает эффект среза мрамора, оникса, малахита, лазурита. Передаются оптические свойства камня: блеск, глубинное свечение, игра света и тени, на фоне которых проступает вязь прожилок, а рисунок читается «вглубь».

Большую роль играют состав венецианской штукатурки (у различных производителей он отличается) и выбор цветов. Тонкий вкус и художественное чутье — обязательные условия для работы с декоративными покрытиями. Ведь нужно подобрать гармонирующие друг с другом цвета и искусно чередовать разные фактуры.

Технология венецианской штукатурки позволяет не только получать покрытия самых разнообразных цветов и оттенков, но и создавать оригинальные, неповторимые рисунки. Кроме того, фактура покрытий хорошо гармонирует с современными конструкциями окон, дверей, мебели, осветительных и нагревательных приборов. В отличие от красок и обоев венецианская штукатурка не отклеивается и практически не изменяет свой цвет за все время эксплуатации. Если возникнет необходимость изменить интерьер квартиры или офиса, данный материал не нужно сдирать или ошкуривать, можно на него нанести любую краску, эмаль или наклеить обои.

Рис. 58. Один из вариантов применения венецианской штукатурки — прямоугольные плиты псевдомрамора в ванной комнате прекрасно сочетаются с блестящей фарфоровой поверхностью умывальника



Читать далее:
Дефекты оштукатуренной поверхности
Отделка швов штукатурки
Прибивка листов
Листы крепят разными способами
Приготовление мастик
Облицовка стен листами сухой штукатурки материалы
Оштукатуривание печей
Железнение штукатурки
Оштукатуривание заглушин
Оштукатуривание внутренних откосов



Ваш отзыв