ГлавнаяСтатьи

Укрепление красочных слоев и модификация оснований (грунтов) стенописных поверхностей

Сохранность произведений, написанных на архитектурных плоскостях, их долговечность всегда волновали мастеров стенописи, так как материалы, из которых возводились стены, грунты и красочные слои росписей, к сожалению, всегда имели недостаточную атмосферостойкость и довольно легко разрушались от внешних воздействий (темнели, обесцвечивались, трескались, шелушились и осыпались краски; деструктировались левкасы и штукатурки, безвозвратно гибли плоды долголетних трудов). Поэтому наряду с совершенствованием художественной формы, способов и техники, обеспечивающих создание этой формы посредством имеющихся в распоряжении эпохи материалов, шли не менее упорные поиски материалов, из которых выполнялись произведения стенописи, и методов работы ими, а также способов, позволяющих если не оградить росписи от разрушений вообще, то хотя бы продлить им жизнь. Одним из направлений этих поисков было нахождение пропитывающих красочный слой (в какой-то мере и основание) составов для повышения его атмосферостойкости.

Античные мастера до блеска шлифовали еще сырую, но покрытую уже краской (киноварью) стенную поверхность. После Бысыхания стены применяли еще один метод, состоящий в «промазывании стенной облицовки... так называемым пуническим воском, с последующим прогреванием его жаровнями, чтобы он вошел в поры штукатурки».

В начале XX в. для укрепления штукатурного основания (грунта) и красочного слоя фресок их пропитывали калиевым жидким стеклом. Через несколько часов после пропитки поверхность росписи тщательно промывали водой. Некоторые технологи XX в. рекомендовали покрывать фрески раствором воска в скипидаре и парафина в бензине с целью повышения их атмосферостойкости, а следовательно, и долговечности. Фрески, укрепленные такими составами, конечно, приобретали эти качества, но безвозвратно теряли бархатистость и мягкость тонов — переставали быть фресками.

В настоящее время проблема сохранения красочного слоя стоит как перед строителями, так и перед реставраторами. Для первых это долговечность декоративных покрытий архитектурных сооружений, что является немаловажным экономическим фактором; для вторых — сохранение (консервация) и реставрация памятников культуры (в данном случае стенописи, икон и станковой живописи). Опыт строителей в какой-то степени может быть использован и для профилактической защиты красочных слоев росписей. А опыт реставраторов в этой области представляет безусловный интерес и должен быть использован в современной практике стенописи. Это будет оправдано как с точки зрения экономической (долговечность произведений стенописи), так и с точки зрения сохранения подлинников произведений как культурной ценности.

Исходя из опыта строителей по укреплению пористых материалов и грунтовке различных архитектурных поверхностей растворами жидкого калиевого стекла и гидрофобизации их кремнийор-ганическими жидкостями (ГКЖ), можно предложить эти материалы (составы) для укрепления и гидрофобизации как оснований, так и красочных слоев росписей, особенно в экстерьере.

Жидкое калиевое стекло промышленного производства — бес-Цветная довольно вязкая жидкость, из которой на строительстве, разбавляя ее водой, готовят различной плотности растворы для флюатирования (пропитки с целью укрепления) пористых материалов (цементно-песчаных и известково-песчаных покрытий, бетона, камня и др.). Такие пропитки, не изменяя ни цвета, ни тона пропитанного ими материала, придают ему более высокую атмосферостойкость и водонепроницаемость.

Исключительное место занимают в настоящее время различного рода укрепляющие (пропитывающие) составы (растворы, жидкости, дисперсии и др.) в реставрации, там, где именно красочный слой изображения и составляет художественную ценность памятника, где его во что бы то ни стало надо сохранить, где его нельзя заменить новым. И в этой области особенно за последние два десятилетия в реставрации достигнуты большие успехи.

Так как разрушения красочного слоя и грунта стенных росписей могут быть вызваны самыми различными причинами и иметь самый разнообразный характер, то в силу этого современная практика, поставленная на научную основу, разработала значительный ассортимент закрепляющих составов и различные методики их использования. Эти работы проводились и проводятся с целью защиты и консервации памятников культуры, в том числе и памятников стенописи, которые уже начали разрушаться. Богатый опыт реставраторов может послужить и делу профилактической защиты произведений современной стенописи, которые находятся в самых тяжелых условиях (площади промышленных городов, заводские дворы и цехи и т.д.), не дожидаясь начала их разрушения. А это задача немаловажная и экономически оправданная.

Современная реставрационная практика почти исключила из ассортимента закрепляющих средств и составов традиционные осетровый и казеиновый клей, желтковую эмульсию и другие материалы. Она почти полностью перешла на закрепляющие составы на основе синтетических полимеров, которые по всем характеристикам значительно превосходят материалы традиционные и укрепляют не только красочный слой, но и его основание, нередко проникая в него на значительную глубину.

В настоящее время в реставрации за двадцать с лишним лет работы с синтетическими материалами накоплен большой опыт, позволяющий сделать уже вполне определенные выводы о целесообразности применения укрепляющих и гидрофобизирующих растворов на основе одних полимеров и непригодности других. В начале 60-х гг. XX в. в реставрации недолгое время отдельные реставраторы для укрепления красочного слоя фресок, темпер и клеевых красок применяли поливинилацетатную дисперсию (ПВАД), которая имеет ряд положительных качеств как пропитывающий материал, но создает пленку недостаточно водо-, тепло-j и морозостойкую, и, главное, пленку, имеющую излишнюю жесткость. Дисперсии пластифицируют дибутилфталатом, но он со временем мигрирует из пленки, и она становится жесткой и ломкой. Пленки ПВАД имеют и положительные качества: хорошо закрепляют поверхности красочного слоя, удовлетворительно сохра-няют свои качества во времени, что все же позволяет рекомендовать ПВАД в качестве укрепляющего материала.

Укрепляющий состав на основе ПВАД (поливинилацетатная дисперсия) (в частях по массе):
Поливинилацетатная дисперсия (пластифицированная, 15 % дибутилфталата) – 1,0—2,0
Вода – 8,0-9,0

В реставрационной мастерской монументальной живописи Государственного Эрмитажа при консервации памятников культуры тоже давно уже перешли от традиционных материалов к использованию для этих целей синтетических полимеров. Применение их было вызвано и продиктовано острой необходимостью спасения многих памятников культуры в условиях, когда традиционные укрепляющие материалы (осетровый клей, казеиновый клей, эмульсия желтка куриного яйца) не дали удовлетворительных результатов. В качестве основы закрепляющих составов ленинградские химики предложили реставраторам смолу полибутилметак-рилат (ПБМА).

Укрепляющий состав на основе полибутилметакрилатной смолы (ПБМА) (в частях по массе):
Смола ПБМА – 1,5-2,0
Ксилол- 8,0-8,5

Стремление создавать произведения стенописи долговечными побуждало мастеров анализировать причины разрушения росписей, искать пути предохранения их от преждевременной гибели.

Многовековой практический опыт говорит о том, что одним из основных условий долголетия произведений стенописи является доброкачественность штукатурного основания, добротность грунта, на котором они написаны. Более того, добротность кладки стены, на которую этот грунт положен, качество ее материалов.

Мастера античности очень тщательно готовили основания под свои росписи (так называемый текториум), пережигали на известь известняки хорошего качества и даже мрамор, доводя количество слоев текториума до 7 (по Витрувию), где каждый слой выполнял свою тектоническую функцию в сложном процессе создания произведения стенописи. Все это находило свое отражение как в характере наполнителя, так и толщине каждого слоя текториума, в приемах и рецептуре приготовления самих растворов, в способах и последовательности их нанесения на стену, уплотнения и выравнивания на ней.

Мастера эпохи итальянского Возрождения при подготовке стен под роспись основывались на античных римских традициях: употребляли для приготовления штукатурных растворов те же материалы, добавляли в них те же наполнители, которые позволяли улучшить прочностные показатели слоев грунта (штукатурки) под роспись. Пуццолановая земля, лава и трасс без предварительного их обжига добавлялись в известь в качестве наполнителя (вместо песка и в смесях с ним). И так как они являются известняковыми материалами, обожженными самой природой (вулканами), т.е. естественными (природными) цементами, то эта композиция, затворенная водой, после высыхания давал штукатурки очень высокой прочности. И несмотря на это, целях еще большего повышения прочности грунтов для фресо в штукатурные растворы добавляли казеин. Во времена антич ности, в штукатурный раствор в процессе его приготовленш вводили и козье молоко, и свежий творог или свежий сыр. Добав ление молока в штукатурный раствор, а то и затворение его н; чистом молоке имело место в странах, где извести были «тощими», в силу чего не могли дать в достаточной мере прочных штукатурок.

Древнерусские мастера, так же как и мастера античности, Вщ зантии и итальянского Возрождения, отбирали для обжига на из-! весть лучшие сорта белого известняка, но они же готовили грунты и на основе гидравлической извести, получаемой от обжига серых доломитовых известняков, дававшей в последующем основания под росписи исключительной прочности.

В качестве наполнителей известковых растворов на Руси в X— XVI вв. применяли дробленные и толченные в муку кирпич, черепицу, известняки и доломиты. Наполнителями нижних слоев грунта часто служили толченные не очень мелко кирпич и черепица, которые способствовали лучшему твердению штукатурок, делали их более прочными. Кварцевый песок в чистом виде для этих целей не использовали, так как он давал грунты, имеющие весьма низкую прочность. Его вводили в грунты в небольших количествах как добавку к вышеперечисленным наполнителям.

Этот короткий экскурс в историю стенописи говорит о том, что мастера прошедших эпох всеми доступными и известными им способами и материалами старались придать грунтам (текториу-му, штукатуркам и левкасу) наибольшую прочность, и что это были не обычные, рядовые штукатурки, а приготовленные по специально разработанной рецептуре и выполненные по определенной методике слои-облицовки, обеспечивающие создание художественного произведения в конкретном материале. Высококвалифицированные технологи-реставраторы советуют вообще не делать росписей по обычной штукатурке, так как в последующем она обязательно покроется сетью микротрещин, которые безвозвратно погубят произведение стенописи.

В условиях современного строительства из сборного (в основном) железобетона и стекла довольно затруднительно получить для стенописи известь, загашенную и несколько лет выдержанную в творильных ямах. При ритмах и темпах современного строительства вряд ли можно рассчитывать на то, чтобы потратить даже семь недель на непрерывное приготовление левкаса. Великолепная технология приготовления его выпадает из ритма современной жизни. Конечно, в отдельных случаях это можно сделать, но нельзя рассчитывать на такие условия на любой стройке. Скорее следует иметь в виду рядовой штукатурный раствор. Поэтому Бо избежание в последующем неприятностей, вызванных недостаточно высоким качеством материалов (компонентов), и помня 0б опыте мастеров прошлых эпох, можно предложить несколько рецептов по укреплению грунтов введением в штукатурный раствор добавок синтетических полимерных материалов, таких как поливинилацетатная дисперсия, гидрофобизирующие силиконовые жидкости, эмульсия ГКЖ-94. Введение небольших доз этих полимеров в значительной степени повышает показатели прочности штукатурок, увеличивает их сопротивление механическим воздействиям и истиранию, повышает их атмосферостойкость, оставляя без изменений основные качества и свойства как растворов, так и самих штукатурок.

Наиболее доступным в настоящее время и широко распространенным в строительстве полимером, часто применяемым для улучшения качества штукатурок при выполнении ответственных работ, является поливинилацетатная дисперсия (биологически совершенно безвредный продукт), которую и вводят в раствор, тщательно перемешивая последний перед нанесением его на поверхность стены.

Полимер может быть введен и в воду затворения штукатурного раствора.

Известково-песчаный раствор, модифицированный поливинил-ацетатной дисперсией (в частях по массе):
Известковое тесто – 1,0
Песок речной – 3,0
ПВАД (50 %-ная) – 0,1-0,3
Вода (до рабочей консистенции) – 0,4—0,6

В известковое тесто ввести дисперсию, хорошо перемешать. Затем небольшими дозами, постоянно помешивая содержимое в растворном ящике, всыпать песок. При необходимости добавить водь и хорошо перемешать раствор.

Небольшое количество гидрофобизирующих добавок лучше вводить в воду затворения, тщательно перемешивая, и потом на этой воде замешивать раствор. Эти микродозы полимерных добавок не изменят сути техники фрески, не повлияют на характер ее красочного слоя, но несколько задержат образование пленки углекислого кальция на ее поверхности и будут способствовать укреплению как самого штукатурного слоя, так и закреплению красочного слоя его поверхности.
Такие укрепленные и гидрофобизированные полимерными Добавками штукатурные слои можно рекомендовать как основание для росписей в технике фрески, а также как основание для Росписи темперными и клеевыми красками, с предварительной грунтовкой поверхности штукатурки соответствующими этим техникам росписи грунтовыми составами.



Читать далее:
Окраска фасадов
Подготовка поверхностей под оклеивание обоями
Эмульсионные краски (темпера)
Клеевые краски
Окраска масляными составами
Технология окраски поверхностей
Виды и состав покрасочных работ



Ваш отзыв