ГлавнаяСтатьи

Учет цветовых предпочтений при решении интерьеров производственных зданий

В настоящее время уделяется большое внимание научному обоснованию применения цвета в производственной среде. Технический прогресс предъявляет все большие требования к промышленной архитектуре, особенно в области создания комфортных условий труда для человека. Мобильность производства, постоянная динамика ассортимента изделий требуют изменений в структуре объемно-пространственной композиции цехов. Процесс реконструкции производственных помещений становится закономерным при внедрении в производство достижений современной науки и техники.

Как при реконструкции существующих предприятий, так и при создании новых проектов важной задачей является учет многих эргономических и эстетических факторов. Один из них научно-обоснованное применение цветовой гармонии в интерьерах цехов.

За последние годы была проведена большая работа по исследованию соответствия цветовых гармоний специфике производства на 46 объектах в Литовской республике. При этом учитывалось, что на предприятиях занято более 10 000 человек, в основном, женщины. Собранный материал позволил составить колористическую таблицу, определить параметры цветовых эталонов с помощью приборов и цветового атласа.

В результате были выявлены некоторые закономерности применения цвета в производственной среде, а именно:
— все эталоны ивета отвечают требованиям психофизиологии труда;
— цеха, находящиеся в западных районах республики, отличаются преобладанием гаммы холодных тонов;
— на предприятиях, расположенных в средней части территории Литвы, оказалась более приемлемой гамма теплых тонов, что в основном совпадает с законами психофизиологии.

На основе сопоставления литературных этнографических данных была выдвинута гипотеза регионального распределения полихромии в отделке зданий на территории республики. Эта гипотеза способствовала появлению нового направления в исследовании полихроматического наследства архитектуры, национальной одежды XIX—XX веков к в зодчестве современных усадебных зданий.

В результате проведенной работы определено, что в восточной части республики (восточная Аукштайтия) конца XVIII до начала XX века в народной архитектуре доминировали голубые и холодные зеленые тона с красными и коричневыми компонентами;
— на территории средней части республики (западная Аукштайтия) цветовая гамма народной архитектуры меняется; в ней преобладают мягкие зеленые тона с темно-зелеными’, голубыми и коричневыми компонентами;
— в западной части средней Литвы (Жемайтия) в большинстве использовалась нюансная гамма коричневых тонов;
— самая отдаленная западная часть республики имела контрастную гармонию цветовой гаммы, в основе которой были красно-коричневые тона.

Гипотеза подтверждается данными Института истории Академии наук Литовской ССР о региональном распределении литовской одежды и ее цветов применительно к указанным районам.

Изучение на местах современной полихромии усадебной архитектуры в юго-восточной, центральной, северной и юго-западной частях Литвы, а также на Балтийском побережье показало, что на территории республики выделяются четыре полихромические зоны с разными принципами цветовой гармонии:
— полихромия отдельных районов, начиная с XIX в., в основном не изменилась, расширилась только сфера ее использования;
— полихромия отдельных регионов не ограничивается пределами Литвы, а переходит в колористику соседних регионов Литвы, Белоруссии, Калининградской области и Польши, что указывает на старые исторические и этнографические связи соседних народов.

Выявленные региональные данные по полихромии республики создают возможность научно решить задачу цветовой гармонии на территории Литвы, избежать монотонности в окраске производственных цехов и других городских и сельских зданий.

Исследование полихромии Литвы дает возможность не только составить полихроматическую карту республики, но и выявить любимую цветовую гармонию отдельных регионов. Это дает возможность решать цветовые композиции производственной среды согласно психологическим требованиям к цвету людей отдельных регионов.

На основе проведенных исследований при подборе цветовой гармонии производственной среды учитываются ориентация помещения, технологические особенности производственного процесса, требования физиологии и, главное, психологические требования к цвету отдельных регионов,

Данная постановка вопроса представляет интерес и с точки зрения методики. Наш опыт можно широко использовать и и других районах страны с учетом местных условий.

Этот путь приблизит нас к решению задачи эстетизации крупных расселений и внесет разнообразие и целостность в колористку строительства.



Читать далее:
Опыт содружества в реализации научных исследований
Шрифт в визуальных коммуникациях промышленного предприятия
Об активизации процесса художественного воспитания архитекторов
Соразмерные изображения архитектурных перспектив (эмметрозы)
Функциональные основы художественного конструирования рабочих мест и участков
Организация архитектурно-пространственной среды производственного здания
Об основных принципах функционального формообразования производственной среды
Роль художника в формировании производственной среды
Цвет в архитектуре тепловых электростанций
Использование декоративных свойств отделочных материалов



Ваш отзыв