ГлавнаяСтатьи

Цветные бетоны в архитектуре сборного домостроения

Решение партии и правительства о повышении качества строительства, внедрение новейших достижений эстетики в промышленность поставили перед советской архитектурой новые задачи, состоящие в разработке новых художественных критериев, соответствующих уровню современного производства.

Несмотря на то, что в отечественном крупнопанельном домостроении достигнуты значительные успехи, до сих пор еще не решена проблема формирования облика зданий с учетом способов их индустриальной отделки. Сейчас у нас и за рубежом проводится большая работа по изысканию и внедрению самых различных методов отделки поверхности основного конструктивного материала — бетона. Тем не менее внешний вид зданий, особенно после длительных атмосферных воздействий, зачастую малопривлекателен.

В настоящее время в отделке сборных конструктивных деталей наметились три главных направления:
1) фактурная обработка поверхности конструктивного бетона, осуществляемая накаткой рельефа по свежеуложенному бетону или укладкой бетона на рельефные матрицы;
2) отделка слоем цветного бетона или раствора, наносимого в процессе изготовления панелей;
3) покрытие бетонной поверхности другими отделочными материалами: покрасочными составами, облицовочными плитами из естественного камня, стеклянной и керамической плиткой, слоем дробленого камня.

Наиболее широкое распространение в нашей стране получила окраска панелей и облицойка плиткой. Первый из этих способов нельзя признать индустриальным, а кроме того такая отделка недолговечна, так как требует частого ремонта. Что касается облицовки фасадов стеклянной и керамической плиткой, то опыт показал ненадежность их сцепления с поверхностью панелей. Сравнение стоимости различных видов отделки наружных стеновых панелей (как единовременной, так и за 50 лет эксплуатации) показывает, что самыми экономичными являются: офактуривание декоративными бетонами и растворами, присыпка щебнем и гравием, а также окраска водостойкими красителями. Облицовка керамической или стеклянной плиткой, плитами из естественного камня и распиленного декоративного бетона, а также отделка окрашенным стеклом обходятся в несколько раз дороже и поэтому не могут применяться в массовых масштабах.

При анализе и оценке различных способов отделки необходимо учитывать возможности широкого применения цвета. Явление это вполне закономерно, и вызвано оно не только огромной ролью цвета в архитектуре вообще, но и рядом специфических особенностей сборного домостроения, а именно: применением ограниченного количества типов жилых домов, плоскостной конструкцией стеновых панелей, а также особенностями технологии индустриального изготовления панелей, позволяющей в процессе производства придавать их лицевой поверхности различную фактуру и цвет.

Фасады зданий могут быть полностью решены в каком-то цвете или же иметь декоративные вкрапления: цветные панели входов, цоколей, лоджий, ограждений балконов и т. д. Придание цветности лицевому слою достигается путем окраски конструктивного бетона, облицовки его различными декоративными материалами или путем отделки цветными бетонами.

Что касается офактуривания панелей декоративными бетонами, то надо отметить следующие достоинства этого способа: — его индустриальность, позволяющую хорошо вписываться в заводской технологический процесс;
— долговечность, обусловливаемую родственностью материалов отделочного и конструктивного слоев и совместностью их работы в конструкции;
— высокие декоративные качества, достигаемые использованием цветовой палитры цементов и заполнителей, а также фактурной обработкой материала;
— экономичность как по единовременным, так и по эксплуатационным затратам.

Все это позволяет считать способ отделки панелей из тяжелого и легкого бетонов цветными фактурными слоями не только соответствующим эстетическим требованиям современной архитектуры, но и наиболее эффективным и технологически оправданным.

К сожалению, этот способ отделки пока еще не нашел у нас широкого применения. Одной из причин этого являются некоторые недостатки отечественных цементов и незначительные масштабы их изготовления. Но причина эта не единственная. Доказательством тому служит тот факт, что привозимые в нашу страну английские цветные цементы, обладающие широкой цветовой гаммой и высокой прочностью, также не нашли у нас применения в индустриальной отделке зданий. Произошло это из-за неумения их применять, низкой культуры отделочных работ, недостаточного внимания к применяемому заполнителю, отсутствия технологичных способов его обнажения на лицевой поверхности бетона.

Но главной причиной, тормозящей массовое применение этого способа, является отсутствие способов управления цветом декоративных бетонов, методики подбора их состава по декоративным качествам в соответствии с заданным цветовым эталоном.

Следует отметить, что за рубежом придается сейчас огромное значение проблеме изучения цвета и применения его в архитектуре: созданы специальные фирмы по подбору цветовых решений, «Советы по расцветкам», научно-исследовательские институты по изучению цветопередачи, освещения, допустимых отклонений в искажении цвета, существуют специальные стандарты на цвет, группы по систематизации ассортимента образцов цвета.

У нас же эти вопросы продолжают оставаться неизученными.

В СССР в области отделки окрасочными составами уже много сделано (разработаны справочные колерные пособия с указанием цветовых характеристик и рецептур приведенных колеров), положение с декоративными бетонами значительно хуже, Вызвано это, во-первых, ограниченным набором цементов и заполнителей, в связи с чем задача получения на их основе отделочного материала богатой цветовой палитры представляет значительные трудности.

Во-вторых, на поверхности цветного бетона, представляющего собой полихромНый материал, имеет место слагательное смешение рядом лежащих «цветовых пятен» зерен заполнителя и цементных прожилок, в связи с чем вопросы управления цветом такой поверхности также осложняются.

Подбор состава цветного бетона, выполняемый строителями, технологами заводов, не имеющих специальных знаний в области цветоведения, даже с помощью архитекторов, составляет определенную трудность и зачастую носит случайный характер.

Это не позволяет раскрыть все цветовое богатство применяемых материалов, а главное приводит к тому, что цвет фасада здания не соответствует цветовому решению в проекте. Все это порождает неуверенность и, как следствие, — отказ от использования цвета на фасадах зданий, от применения цветных цементов.

Ликвидацию указанного разрыва в первую очередь следует начать с введения строителей-производственников в круг сложных проблем, связанных с применением цвета. Использование основных законов цветоведения облегчает решение многих задач и позволяет избежать ряд ошибок. Надо сказать, что в то время, как другие отрасли промышленности, в частности текстильная, полиграфическая, сейчас уже в значительной степени определяют направление работ в области цветоведения и светотехники, архитектура до сих пор не побуждала эти науки к разрешению нужных ей проблем.

С элементарными способами управления цветом полихром-пых поверхностей приходится сталкиваться уже при подборе состава цветного бетона по декоративным качествам. Научное решение этого вопроса возможно лишь при использовании закономерностей цветового восприятия и объективных количественных способов измерения цвета.

Такой способ подбора состава отделочного бетона был разработан. Состоит он в том, что по стандартному цветовому графику подбираются исходные компоненты — цветные цементы и заполнитель, необходимые для получения заданного архитектором цветового эталона, а затем по тому же графику с помощью несложных геометрических построений находится количественное соотношение этих компонентов.

Данный способ подбора позволяет при отделке панелей цветными бетонами воплотить в натуре замысел автора проекта и значительно расширяет цветовую палитру отделочных бетонов.



Читать далее:
Опыт содружества в реализации научных исследований
Шрифт в визуальных коммуникациях промышленного предприятия
Об активизации процесса художественного воспитания архитекторов
Соразмерные изображения архитектурных перспектив (эмметрозы)
Функциональные основы художественного конструирования рабочих мест и участков
Организация архитектурно-пространственной среды производственного здания
Об основных принципах функционального формообразования производственной среды
Роль художника в формировании производственной среды
Цвет в архитектуре тепловых электростанций
Использование декоративных свойств отделочных материалов



Ваш отзыв