ГлавнаяСтатьи

Цвет в архитектуре тепловых электростанций

Осуществление планов великих работ строительства коммунистического общества связано с большими успехами, достигнутыми в области электрификации, в создании крупнейших в мире электростанций, передаче электроэнергии на большие расстояния, однако внешний архитектурный облик зданий тепловых электростанций, эстетика сооружений энергетического строительства нуждаются в более высокой культуре, поэтому в настоящее время эта проблема стала одной из важнейших Для проектных, строительных и эксплуатационных организаций. Как показал опыт, нормативные материалы, «Руководство по рациональному цветовому оформлению» Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожной гигиены МПС СССР (ВНИИЖГ), «Рекомендации ЦНИИ промзданий», а также рекомендации «Основные решения по внутренним архитектурно-отделочным работам на тепловых электростанциях», разработанные «Теплоэлектро-проектом» (Москва), не отвечают современным возросшим требованиям в области производственной эстетики и нуждаются в значительных коррективах, особенно в части рекомендации по цветовому решению интерьеров.

В результате всего вышеизложенного возникла настоятельная необходимость в разработке научно-обоснованных методов и рекомендаций по цветовой организации внутреннего пространства основных помещений ТЭЦ, которые помогли бы архитекторам и художникам, работающим в этой области, правильно, с научных позиций выбрать цвет при проектировании тепловых электростанций.

Проведенная на кафедре ЛИСИ в содружестве с институтом «Промэнергопроект» работа позволила составить конкретные научно-обоснованные рекомендации по цветовому решению интерьеров основных помещений электростанций.

Главная задача при этом заключалась в стремлении избежать те недостатки, которые имеют место в существующей специальной литературе и инструкциях, и дать ряд рекомендаций и предложений с учетом специфики этого вида производства и психофизиологического влияния цвета на людей в процессе труда.

В основу разработок положен принцип единства функционального и комплекса эстетических начал.

Наиболее характерными особенностями в технологии производства на тепловых электростанциях, которые следует учитывать при решении вопросов производственной эстетики, являются:
1. Высокий уровень автоматизации управления и наличие в связи с этим сравнительно небольшого количества работающих в машинном зале.
2. Периодичность физических, психологических и зрительных нагрузок в течение рабочего дня.
3. Разделение производственного оборудования на две группы — крупногабаритных машин и мелкого электрооборудования.

Одним из основных факторов, влияющих на эффективность применения цвета в интерьере машинного зала и улучшение зрительной работы, являются вопросы освещения. Поэтому светлота архитектурной отделки основных поверхностей строительных конструкций и оборудования в рекомендациях дифференцирована в зависимости от их положений в пространстве (в верхней, средней или нижней зоне интерьера).

Отделка повышенной светлоты рекомендована и для подъемно-транспортного оборудования, расположенного в верхней

Для стен, перегородок, колонн и других элементов интерь-ра, которые постоянно находятся в поле зрения работающих, Рекомендуется цветовая отделка со средней отражательной способностью (для избежания нёжёлательНогб яркостного контраста).

Предложения по окраске технологического оборудования предусматривают возможность использования широкого диапазона цветов с различным коэффициентом отражения: для полов, элементов надземной части фундаментов оборудования предлагаются покрытия с относительно меньшим коэффц. циентом отражения. Здесь используются преимущественно материалы, имеющие естественный цвет (цемент, асфальт металлические плиты и т. п.). Использование сигнализационных цветов в небольших количествах и на небольших поверхностях будет очень удобным для обеспечения контроля и ухода за оборудованием.

При цветовом решении интерьера машинного зала не следует ограничиваться соображениями климатических условий в районе строительства, так как применение только теплых цветов в северных районах и холодных в южных приведет к цветовому однообразию. Необходимо помнить, что колорит интерьеров, при общей спокойной гамме, создается с учетом дополнительных тонов, ибо созерцание одной и той же, даже оптимальной для глаза тональности действует угнетающе на психику работающих. Следует использовать принцип взаимной компенсации цветового утомления, основанного на использовании взаимодополнительных цветов. (Например, в интерьере машинного зала Бурштынской ГРЭС при зеленоватых стенах довольно удачно подобрана окраска пола пурпурного тона).

С помощью цвета в интерьере машинного зала должны быть выявлены: решающая роль главного ядра композиции, т. е. крупногабаритного оборудования, помещенного на массивные фундаменты: основы тектонической структуры интерьера; композиционная роль объема центрального пульта управления; основные особенности пространственной структуры интерьера (протяженность, большой масштаб, особенности метрического строя и т. п.).

Работа в залах главного и блочного щита управления требует постоянной сосредоточенности, поэтому при выборе цветовой схемы интерьера следует использовать как теплую, так и холодную гамму, основанную на малоконтрастных отношениях. При этом уместно применять малонасыщенные цвета средней части спектра с относительно большим коэффициентом отражения. Общий колорит щитов в подобной гамме создает наименьшую утомляемость для глаз дежурного. Однако не следует перегружать помещение щита управления холодными голубыми тонами, действующими усыпляюще на дежурного.

Панели и пульты управления следует решать в цветовом контрасте со стенами. Например, если стены в холодной, бледно-зеленоватой гамме, создающей наименьшую утомляемость для глаз дежурного, то панели можно решать в бледно-кремовом колорите. Для улучшения условий видимости табло измерительных приборов желательно оконтуривать, в данном случае темно-коричневой рамкой.

Таким образом, с помощью цвета и света в помещениях тепловых электростанций могут успешно решаться следующие задачи:
а) компенсация неблагоприятных воздействий трудового процесса на организм работающего;
б) улучшение условий труда, связанных с напряжением зрения;
в) компенсация неблагоприятных воздействий микроклимата производственного помещения;
г) нейтрализация таких вредных влияний, как перегрев помещений, производственных шумов и т. п.;
д) улучшение средствами светоцветовой информации ориентации в производственной среде;
е) создание условий, способствующих меньшей утомляемости персонала и эффективности его труда.

Практически «палитра» цветов, предлагаемая в рекомендациях для отделки основных элементов интерьера тепловых электростанций, существенно расширена по сравнению с действующими нормами и рекомендациями, что позволяет обеспечить гармоничное сочетание тонов в пределах различных вариантов теплых, холодных и нейтральных цветовых гамм и дает значительно большую свободу архитектору в его творческой работе по цветовому решению интерьера тепловых электростанций.



Читать далее:
Опыт содружества в реализации научных исследований
Шрифт в визуальных коммуникациях промышленного предприятия
Об активизации процесса художественного воспитания архитекторов
Соразмерные изображения архитектурных перспектив (эмметрозы)
Функциональные основы художественного конструирования рабочих мест и участков
Организация архитектурно-пространственной среды производственного здания
Об основных принципах функционального формообразования производственной среды
Роль художника в формировании производственной среды
Использование декоративных свойств отделочных материалов
Древесно-пластические полы в архитектуре интерьера промышленного здания



Ваш отзыв