ГлавнаяСтатьи

Трубопроводная арматура

Трубопроводная арматура устанавливается на трубопроводах и обеспечивает управление потоком рабочей среды путем изменения проходного сечения — для подачи, отключения, распределения, регулирования, смещения и сброса транспортируемых продуктов.

Трубопроводная арматура классифицируется по следующим признакам:
— областям и условиям применения (общетехническая и специальная);
— целевому назначению (запорная, регулирующая, распределительно-смесительная, предохранительная, фазораспределительная, обратная и др.);
— принципу действия (автономная и управляемая); конструкции присоединительных патрубков (фланцевая, муфтовая, цапковая, приварная);
— способам уплотнения подвижных элементов (сальниковая, сильфонная, мембранная);
— конструкции запорного или регулирующего органа (задвижки, клапаны, краны и затворы);
— условному давлению арматура подразделяется на 6 групп:

Условное обозначение и маркировка арматуры позволяют правильно выбрать ее тип и материал, условия применения в трубопроводах, контроль в период эксплуатации. Условное обозначение арматуры выполняется на корпусе путем отливки выпуклых знаков или клеймением. Общепринятой системой обозначения промышленной арматуры является пятизначная система расположенных последовательно элементов из цифр и букв. Первые две цифры обозначают тип арматуры; буквы за цифрами — материал, из которого изготовлен корпус арматуры. Цифры после букв — конструктивные особенности изделия в пределах данного типа: одна или две цифры—номер модели, а при наличии 3 цифр первая обозначает вид привода, а две последующие — номер модели. Последние буквы обозначают материал уплотнительных поверхностей или способ нанесения внутреннего покрытия корпуса арматуры.

В отдельных случаях после букв, обозначающих материал уплотнительных поверхностей, добавляют Цифру, определяющую вариант исполнения данного изделия. Так, например, марка арматуры 14а612мн—I означает: 14 — клапан, а — корпус из алюминия, 6— привод пневматический, 12 — номер по каталогу на арматуру, мн — с уплотнительными кольцами из металла, I —вариант исполнения.

В зависимости от материала корпуса необработанную наружную поверхность чугунной и стальной арматуры окрашивают в различные цвета:
— из стали углеродистой — в серый цвет;
— из стали легированной — в синий или голубой цвет;
— из чугуна — в черный.

Арматуру из цветных металлов и пластмасс не окрашивают. В зависимости от материала уплотнитель-ных деталей затвора окрашивают приводное устройство арматуры (маховика, рычага). Уплотнительное устройство из бронзы или латуни окрашивают в красный цвет; из нержавеющей стали — голубой; из баббита— желтый; из резины — коричневый.

Арматуру, футерованную или имеющую внутреннее покрытие (кроме диафрагмы), дополнительно окрашивают: эмалированную — в красный; гуммированную— в зеленый; покрытую пластмассой — в синий цвет.

По условным давлениям на пластмассовых трубопроводах устанавливается арматура для малых давлений— до 1,6 МПа. Как правило, используется серийно выпускаемая фланцевая арматура общетехническая (стальная, чугунная) или специальная (эмалированная, футерованная пластмассами др.) ;(рис. 1) с присоединительными размерами фланцев по ГОСТ 12815—80* —для чугунных эмалированных клапанов; ГОСТ 12817—80*—для чугунных гуммированных клапанов и ГОСТ 12815—80* — для шланговых затворов из алюминиевого сплава.

Рис. 1. Запорная арматура а — клапан запорный гуммированный; б — клапан запорный диафрагмовый с защитным покрытием или футерованный; в — клапан сильфон-ный из пластмассы; г — затвор шланговый; д — клапан на накидных гайках

Вся арматура, поступающая для монтажа, должна соответствовать требованиям рабочих чертежей и техническим условиям государственных и отраслевых стандартов на изготовление арматуры, при этом необходимо установить:
— соответствие арматуры требованиям проекта; наличие технической документации заводов-изготовителей;
— отсутствие трещин, раковин, сколов и других дефектов на корпусе;
— отсутствие на уплотиительпых поверхностях забоин, следов коррозии, рисок, раковин;
— возможность свободного и плавного движения шпинделя;
— сохранность упаковки; комплектность поставки.

В зависимости от характера дефекта ее бракуют и передают в мастерские для ревизии и устранения дефекта или доукомплектовки. Арматуру I категории независимо от наличия паспорта и срока ее хранения, а также всю арматуру, выдаваемую для монтажа после истечения гарантийного срока, подвергают гидравлическому испытанию на прочность и плотность. Перед испытанием арматуру ревизуют. Корпус и фланцы арматуры из высоколегированной стали проверяют стилоскопом на содержание основных легирующих элементов. Арматура других категорий, устанавливаемая на трубопроводах до истечения гарантийного срока ее хранения, ревизии и испытанию перед монтажом не подлежит.

Обязательной ревизии подлежит арматура из неметаллических материалов независимо от наличия паспорта и срока хранения. Она подвергается испытанию на прочность и плотность сначала выборочно в количестве 20 % принимаемой партии, а при наличии дефектов на проверяемой арматуре испытанию подвергают всю партию арматуры.

Арматуру с несверленными отверстиями на фланцах, после сверления отверстий также подвергают ревизии и испытаниям, так как возможно попадание стружки в запорные органы и их повреждение при последующей эксплуатации арматуры.

Арматура с механическим приводом перед монтажом проходит контрольную проверку и регулировку движения приводных деталей. Результаты проверки фиксируют соответствующим актом. При контроле на прочность испытательное давление выдерживают до 10 мин, после чего его следует снизить до рабочего При рабочем давлении тщательно осматривают корпус арматуры, а также проверяют плотность (герметичность) запорного устройства. Длительность выдержки арматуры при рабочем давлении должна быть около 30 мин для арматуры диаметром 100 мм и выше, а для арматуры диаметром до 100 мм — до 15 мин.

В начале испытания на плотность необходимо удалить воздух, оставшийся между уплотнительными поверхностями затвора при его закрытии. Для этого при закрытом затворе давление повышают до рабочего, затем затвор 2…3 раза приоткрывают на 0,5…1 мм и снова закрывают. После этого испытание проводят в обычном порядке.

Арматура считается выдержавшей испытания, если при осмотре ее во время испытания не будет обнаружено течи или отпотевания. После освобождения ее от воды арматуру продувают сжатым воздухом. Арматуру, прошедшую ревизию и выдержавшую гидравлическое испытание, регистрируют в журнале испытаний и ревизий. Номер по журналу регистрации выбивают на корпусе или наносят его несмываемой краской.



Читать далее:
Техника безопасности и промсанитария при сварке полимеров
Технико-экономические показатели применения трубопроводов из полимерных материалов
Характеристика надежности сварных соединений
Испытание сварных соединений
Контроль качества сварных соединений
Сдача-приемка смонтированных линий трубопроводов в эксплуатацию, оформление документов
Испытание смонтированных трубопроводов
Монтаж внутрицеховых и межцеховых трубопроводов
Изготовление деталей, узлов и блоков трубопроводов
Монтаж трубопроводов из полимерных материалов



Ваш отзыв