ГлавнаяСтатьи

Транспортные работы и дороги в строительстве

Одними из основных условий успешного и экономичного возведения зданий и сооружений являются: правильный выбор вида транспорта (водный, железнодорожный, автомобильный) и транспортных средств и комплексная механизация всего транспортного процесса (погрузка, перемещение и выгрузка грузов); рациональная эксплуатация транспортных средств и надлежащее содержание подъездных и внутрипостроечных дорог; правильный выбор маршрутов транспортных путей с максимальным использованием постоянных дорог, как существующих в районе строительства, так и намеченных к строительству.

Транспорт на строительстве в зависимости от расположения дорог по отношению к строительно-монтажной площадке подразделяют на внешний и внутрипостроечный.

Внешний транспорт соединяет строительную площадку с общей сетью железных и автомобильных дорог, пристанями и местными карьерами, предприятиями строительной индустрии, расположенными в районе строительства; внутрипостроечный транспорт обеспечивает перевозки грузов и земляных масс на площадке строительства.

С приобъектных складов строительные грузы подаются на рабочее место кранами или другими механизированными средствами для вертикального перемещения грузов.

В строительстве могут быть использованы все виды современного транспорта: железнодорожный, автомобильный, тракторный, водный, воздушный, канатно-подвесной, пневматический и др.

Наиболее массовым видом транспорта в жилищном строительстве является автомобильный, обладающий большой маневренностью. В промышленном строительстве наряду с автомобильным большой удельный вес занимает и железнодорожный транспорт.

Автомобильный и тракторный транспорт. В настоящее время происходит специализация существующих и создание новых типов автомобилей, приспособленных к различным условиям выполнения работ и к роду перемещаемых грузов. По этим признакам грузовые автомобили, выпускаемые отечественными заводами, могут быть подразделены на автомобили-самосвалы для перевозки сыпучих и кусковых материалов, выгрузку которых осуществляют путем опрокидывания или съема кузова; бортовые грузовые автомобили для перевозки штучных грузов; автомобили для перевозки тяжелых крупногабаритных грузов и оснащенных оборудованием для подъема груза на платформу автомобиля; автомобили-тягачи для перевозки тяжелых грузов на полуприцепах и прицепах-тяжеловозах. Кроме того, на строительстве используют специальные автомобили для перевозки жидкостей (автоцистерны), лесоматериалов (автолесовозы), цемента (автоцементовозы) и др.

Использование автотягачей позволяет широко применять монтаж зданий с транспортных средств по схеме, при которой один тягач обслуживает три полуприцепа или прицепа: первый находится под погрузкой, второй — под разгрузкой, третий — в пути. При этом тягач затрачивает минимальное время на смену полуприцепов (прицепов) у мест погрузки и выгрузки. При хорошем состоянии дорог и отсутствии крутых подъемов, а также в целях наиболее полного использования мощности автомобильного двигателя и экономии топлива используют автопоезда — автомобили с прицепами, полуприцепами или роспусками — удлиненными полуприцепами. Прицепы могут быть одноосными, двухосными и многоосными. Длинномерные лесоматериалы, металлопрокат, трубы перевозят автопоездами с роспусками, называемыми лесовозами, трубовозами или плетевозами. Для перевозки тяжелых грузов (экскаваторов, бульдозеров и др.) служат многоосные и многоколесные прицепы-трайлеры.

Тракторы на строительстве используют в качестве тягачей для перемещения одного или нескольких тракторных прицепов грузоподъемностью 20—25 т. Тракторы оказываются наиболее эффективным транспортом для перемещения грузов на расстояние до 1,5 км, а также при отсутствии постоянных и временных дорог на строительстве Небольших объектов, линий электропередач и других линейных сооружений.

Для внутрицехового перемещения грузов служат автопогрузчики и грузовые мотороллеры.

Основные сведения об устройстве автомобильных дорог. Автомобильные дороги для обслуживания строительства проектируют и строят в соответствии с требованиями СНиП, согласно которым внутриплощадочные и подъездные автомобильные дороги по своим эксплуатационным и техническим показателям подразделяются на I, II и III категории в зависимости от интенсивности движения. Такие дороги строят с двухполосной шириной проезжей части, обеспечивающей разъезд двух встречных машин, без заезда на примыкающие к проезжей части грунтовые полосы.

Рис. 1. Элементы поперечного профиля автомобильной дороги
1 — обрез; 2 — водоотводная канава; 3 — обочина; 4 — проезжая часть

Полоса земли, отводимая под автомобильную дорогу, состоит из отдельных частей, из которых каждая имеет специальное назначение. Полоса поверхности дороги, в пределах которой происходит движение автомобилей, называется проезжей частью. Прилегающие к проезжей части грунтовые полосы носят название сбочин, их используют для временной стоянки автомобилей и дорожных машин, а также для складирования дорожно-строительных материалов.

Проезжую часть и обочины отделяют от прилегающей местности откосами. Линия сопряжения поверхностей обочины и откоса насыпи называется бровкой дорожного полотна. Для отвода воды от полотна дороги (при высоте насыпи менее 0,5 м), кроме случаев, когда дорога проходит по хорошо фильтрующим грунтам, устраивают водоотводные канавы (кюветы) треугольного или трапецеидального сечения. За кюветами до границы полосы отвода расположены обрезы, которые служат в качестве летнего или тракторного пути и объездов во время ремонта дороги, местом установки снеговых щитов и т. п. Проезжая часть, обочины, кюветы и обрезы создает полосу отвода, максимальную ширину которой для подъездных автомобильных дорог принимают: для дорог 1 категории —33, II — 22 и III – 19 м.

Одежда автомобильной дороги обычно состоит из нескольких конструктивных слоев — покрытия и основания. Покрытие состоит из верхнего несущего слоя и слоя износа. Основание под покрытием укладывают на подстилающий или дренирующий слой. Дорожные покрытия разделяют на три основных типа: первый — усовершенствованные (капитальные и облегченные), второй — переходные и третий — низшие.

К усовершенствованным капитальным дорожным покрытиям относятся: цементно-бетонные, асфальтобетонные, брусчатые мостовые, устраиваемые на бетонном, щебеночном, гравийном, гравийно-щебеночном, шлаковом и других основаниях. К усовершенствованным облегченным покрытиям относятся черные щебеночные и гравийные.

Дорожными покрытиями переходного типа являются: сборные железобетонные (колейные), щебеночные, гравийные, шлаковые, грунто-щебеночные и грунто-гравийные, обработанные вяжущими материалами. Дорожными покрытиями низшего типа будут грунтовые дороги, укрепленные гравием или щебнем.

Наиболее дешевым и простым в строительстве при относительно высокой его прочности является гравийное покрытие толщиной 15— 20 см, уплотненное дорожными катками.

Асфальтобетонные и бетонные дороги обладают высокой прочностью и износостойкостью.

При интенсивном движении большегрузных автомашин бетонное покрытие дорог имеет толщину 22 см и должно быть разделено поперечными и продольными усадочными и температурными швами, которые заполняют смесью битума и минеральных порошков.

В практике строительства дорог получили применение колейные покрытия из сборных железобетонных плит. Такие покрытия применяют на дорогах строительных площадок, временных подъездных путях к заводам и предприятиям стройиндустрии, карьерам строительных материалов и другим объектам. Покрытия на временных дорогах сборно-разборные, что дает возможность использовать плиты несколько раз. Наибольшее распространение получили железобетонные плиты длиной 2,5—3 м, шириной 1—1,5 м, толщиной 0,14— 0,22 м и массой 0,63—1,8 т. Плиты укладывают самоходными кранами на спланированное песчаное основание.

В процессе строительства объектов необходимо уделять постоянное внимание вопросу ухода и качественного содержания дорог, своевременному ремонту дорожного покрытия, отводу вод с проезжей части, устранению просадок и выбоин. Правильный выбор транспорта должен обеспечить наименьшие затраты на устройство и содержание подъездных путей и вспомогательных сооружений, а также на эксплуатацию самих транспортных средств.

Железнодорожный транспорт. В качестве подвижного состава для перевозки грузов по железным дорогам нормальной колеи служат платформы, саморазгружающиеся платформы (думпкары), полувагоны, трайлеры, крытые вагоны, цистерны для перевозки жидких грузов и специальные вагоны (для перевозки цемента, битума и др.).

Тип рельса определяют в зависимости от массы подвижного состава (нагрузка на ось) и скорости передвижения и обозначают массой 1 м длины. Например Р-65 означает, что 1 м длины такого рельса имеет массу 65 кг.

Шпалы по виду материалов применяют трех видов: деревянные, железобетонные и металлические (для временных переносных путей). Деревянные шпалы сечением 12,6 X 21,5 см и длиной 2,7 м б целях предохранения от загнивания и удлинения срока службы (до 15—20 лет) пропитывают креозотом. Количество шпал на 1 км пути зависит от массы поездов и интенсивности движения и обычно составляет 1440, 1600 и 1840 шт. Для перевода подвижного состава с одного пути на другой служат стрелочные переводы, поворотные круги и др.

Стрелочный перевод состоит из стрелки, крестовины, переводной кривой и комплекта переводных брусьев, на которые укладывают стрелочный перевод.

Платформы используют для перевозки сыпучих, навалочных, громоздких и длинномерных грузов.

Трайлеры представляют собой специальные многоосные, с низкой посадкой, платформы повышенной грузоподъемности (200 т и более), на которых перевозят особо тяжелые строительные грузы и сборные конструкции. В крытых вагонах перевозят грузы и материалы, требующие защиты от атмосферных воздействий.

В целях обеспечения безопасности движения поездов необходимо, чтобы все строения и сооружения, расположенные у железнодорожных путей, а также подвижной состав и помещенный на нем груз имели определенные предельные очертания, соответствующие нормативным габаритам приближения строений и подвижного состава.

Основные сведения об устройстве железнодорожного пути. В зависимости от ширины колеи железные дороги подразделяются на дороги нормальной (широкой) и узкой колеи. В СССР ширина дорог нормальной колеи, определяемая расстоянием между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках пути, равна 1524 мм, а узкой — 750 мм. Железные дороги нормальной колеи бывают двухпутные и однопутные.

Основными элементами, определяющими железнодорожный путь, являются план и профиль пути Железнодорожный путь имеет нижнее и верхнее строение.

Нижнее строение состоит из земляного полотна (в виде насыпей нли выемок) и инженерных сооружений (мостов, труб и др.). Ширина земляного полотна определяется необходимостью размещения на нем балластного слоя и устройства по сторонам обочин шириной 0,25—0,4 м. Для отвода от земляного полотна поверхностных вод служат кюветы, банкетные, нагорные и водопроводные канавы.

Верхнее строение железнодорожного пути , состоящее из балластного слоя, шпал, рельсов со скреплениями и стрелочных переводов, служит для восприятия давления от колес подвижного состава, передачи этого давления нижнему строению и направления движения колес подвижного состава по рельсовому пути.

Средства для вертикального перемещения грузов. Строительные материалы и конструкции для возведения каркаса, стен, перегородок, перекрытий и покрытия многоэтажных зданий и других работ, как правило, подают на этажи башенными кранами, а при возведении одноэтажных промышленных зданий используют также гусеничные

и пневмоколесные краны различной грузоподъемности. Отделочные материалы подают на этажи в контейнерах теми же кранами или средствами малой механизации (растворонасосы, «кран в окно» и др.). Все более широкое распространение находит способ подъема материалов при строительстве зданий повышенной этажности с использованием постоянных лифтов.

Техника безопасности при погрузочно-разгрузочных и транспортных работах. Погрузочно-разгрузочные работы на транспорте выполняют, как правило, механизированным способом при помощи кранов, автопогрузчиков и других машин и механизмов, а также средств малой механизации (блоков, талей и др.). При этом надо строго соблюдать правила техники безопасности при работе со строительными машинами. Грузоподъемные машины и все вспомогательные приспособления, в том числе канаты, тросы, захваты, необходимо проверять установленным порядком не реже одного раза в год, а общее их состояние контролировать ежемесячно. Грузовые операции с тяжелыми грузами необходимо осуществлять под руководством лица, ответственного за технику безопасности.

Лица, работающие на механизмах с электродвигателем, должны быть обеспечены резиновыми перчатками и калошами или резиновыми сапогами, а механизмы должны быть заземлены. Рабочие, обслуживающие запорные устройства, при погрузке и выгрузке порошкообразных материалов должны иметь респираторы.

При эксплуатации автомобильного транспорта надлежит руководствоваться «Правилами техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта» и «Правилами движения по улицам и дорогам Союза ССР».

К работе могут быть допущены только технически исправные автомобили; необходимо проверять кроме их общего технического состояния исправность кузова и подъемного механизма. Перевозка людей возможна только на оборудованных для пассажиров грузовых автомобилях, о чем делают отметку в путевом листе.

Рис. 2. Верхнее строение железнодорожного пути на балласте
а — песчаном; б — щебеночном (цифры в скобках относятся к узкой колее); 1 — песок; 2 — щебень

Скорость движения автомобилей у строящихся объектов не должна превышать 10, а на поворотах — 5 км/ч.

При перевозке оборудования и других грузов, требующих сопровождения грузчиков, необходимы меры, предупреждающие падение людей из кузова. При этом материалы должны быть равномерно размещены по всей площади кузова автомобиля, а штучные грузы сложены так, чтобы возможность смещения их в пути была исключена. Дороги и площадки для погрузки и разгрузки грузов должны быть освещены и очищены.



Читать далее:
Покрытие полов рулонными, мастичными и плиточными материалами
Малярные и обойные работы
Теплоизоляционные работы
Кровли из рулонных и мастичных материалов
Кровли из асбестоцементных материалов, черепицы и листовой стали
Монтаж стальных конструкций промышленных зданий
Монтаж железобетонных конструкции промышленных зданий
Монтаж конструкции гражданских зданий
Методы и способы монтажных работ
Бетонные работы



Ваш отзыв