ГлавнаяСтатьи

Советская архитектура

В специальной литературе в то время печаталось множество формалистических проектов. Так, здание наркомата тяжелой промышленности напоминало доменную печь, библиотека трактовалась в виде огромного остекленного шара и т. п.

Против подобного рода формалистических экспериментов в области искусства решительно выступал В. И. Ленин. «Пролетарская культура,— учил он,— должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества».

Наряду с этим течением другим крайним направлением в архитектуре, возникшим в начале 30-х годов под влиянием академика архитектуры И. В. Жолтовского, было стремление возродить архитектуру прошлых эпох, формы которой объявились неподлежащими изменению, что приводило к одностороннему увлечению внешней стороной архитектуры, декоративностью.

Коммунистическая партия с первых лет Советской власти настойчиво боролась с различными извращениями в архитектуре, заботливо направляя ее на реалистический путь развития. Так, программа Коммунистической партии, принятая VIII съездом РКП (б), отмечала необходимость «всеми силами стремиться к улучшению жилищных условий трудящихся масс…».

В 1919 г., когда еще в стране велась гражданская война, молодая Советская республика начала заниматься строительством промышленных сооружений и жилых поселков.

После окончания гражданской войны возникли совершенно новые по своей планировке малоэтажные поселки в Москве, Ленинграде, Баку. Открытая застройка, просторные хорошо проветриваемые Дворы, обилие зелени дают представление о неизвестном ранее прогрессивном направлении в строительстве городов. Ведущим началом советской архитектуры всегда являлось решение больших градостроительных проблем, выражающихся в необходимости совершенствования архитектурно-планировочной структуры городов и создания равных условий для проживания всего населения города.

Первые генеральные планы ряда городов Советского Союза были созданы к середине 20-х годов: Москвы — в 1923 г. (А. В. Щусев и И. В. Жолтовский), Еревана — в 1924 г. (А. И. Таманян), Баку — 1925 г. (В. Л. Веснин и А. Иваницкий), Петрограда — 1923 г.

Рис. 1. Планировка поселка в Шатуре (И. А. Фомин). В планировках этих городов отражалось их новое демократическое содержание.

Эти планы приблизительно в те же годы частично начали претворяться в жизнь. В Москве была реконструирована Советская площадь, в Ленинграде площадь у Смольного, в Ереване было начато строительство центра города и учебного центра.

Рис. 2. Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади в Москве

Жилищное строительство велось главным образом при новых промышленных предприятиях. Всего с 1918—1928 гг. было введено в действие около 43 млн. м2 жилой площади.

При этом первые значительные жилые массивы были построены при сооружении Шатурской ГЭС, в Дубровке и Дангауэровке в Москве, поселке Арменикенд в Баку и па ул. Стачек в Ленинграде.

В планировке жилого поселка в Шатуре (рис. 1) впервые наметились такие прогрессивные принципы советского градостроительства, как тщательное благоустройство кварталов и равноценность условий жизни в них.

К одному из первых градостроительных мероприятий относится памятник Жертвам Революции (Л. В. Руднев и И. А. Фомин) и связанная с ним реконструкция Марсова поля в Петрограде.

Большое влияние на развитие советской монументальной архитектуры оказало сооружение мавзолея В. И. Ленина. Каменный мавзолей был возведен в 1930 г. взамен временного деревянного, построенного ко дню похорон В. И. Ленина. Композиция мавзолея в Деревянном варианте была настолько выразительной, что автору проекта А. В. Щусеву было поручено при перестройке сохранить основную идею здания в камне.

Архитектура мавзолея, отличающаяся лаконизмом и монументальностью форм, характерных для новгородского зодчества и перекликающаяся с мотивами оформления кремлевских стен, простыми средствами выражает несокрушимость и вечность идей ленинизма.

Органично вписанный в торжественную композицию Красной площади, мавзолей придает этому выдающемуся историческому ансамблю новое смысловое звучание. Здесь как бы перекликаются, дополняя друг друга, основные эпохи русской истории от Юрия Долгорукого, Ивана Грозного до наших дней. А. В. Щусев показал блестящий пример использования материалов в монументальной композиции.

Для облицовки стен мавзолея очень удачно использованы крупные плиты полированного темно-красного гранита и черного лабрадорита.

XIV съезд ВКП(б), состоявшийся в 1925 г., прпнял историческое решение о социалистической индустриализации СССР, что привело наряду с размахом промышленного строительства к строительству новых городов и поселков.

Значительным творческим направлением в архитектуре 20— 30-х гг. явился конструктивизм, виднейшими представителями которого были выдающиеся зодчие братья Веснины. Под конструктивизмом понимают архитектурный стиль, основой которого является художественное осмысление конструктивно целесообразной новой инженерной формы из железобетона и стекла. Несмотря на то, что в этом стиле много условного (например, функционально малооправданные сплошные горизонтали или вертикали остекления, механическое следование завершения здания высоте помещений) , в целом конструктивизм с его крупными обобщенными формами, в случае гармоничного их сочетания является новым прогрессивным направлением, особенно в промышленной архитектуре. Именно здесь школа Весниных и проф. А. В. Кузнецова достигла крупных творческих успехов в промышленном строительстве первых довоенных пятилеток (1929—1937 гг.). Талантливыми учениками этой веснинской школы являлись архитекторы И. С. Николаев, А. С. Фисенко, Г. М. Орлов, Е. М. Попов, по проектам которых построены крупнейшие промышленные комплексы первых тракторных и автомобильных заводов, текстильных комбинатов в героические годы первой пятилетки. Принципиальное отличие этих советских предприятий от капиталистических — рациональная организация производства и высокий уровень удобств работающим, созданный в просторных светлых цехах, хорошее озеленение и благоустройство заводских территорий, строгая монументальная архитектура фасадов, достойно повествующая о достижениях социалистической индустрии. Образцом комплексной застройки и благоустройства промышленного района нового типа явился для молодых советских зодчих созданный по проектам братьев Весниных при участии Г. М. Орлова, Н. Я. Колли и С. Г. Андриевского комплекс сооружений Днепрогэса и города Запорожья. Новаторская архитектурная композиция плотины Днепрогэса и его машинного зала, построенных в 1929— 1932 гг. (рис. 3), отличается монументальным величием, символизируя могучую поступь социализма.

Рис. 3. Машинный зал и плотина Днепрогэс

В результате выполнения первого пятилетнего плана (1929— 1932 гг.) было построено свыше 1500 промышленных предприятий, среди которых гигантские Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Волгоградский и Челябинский тракторные заводы, завод сельскохозяйственных машин в Ростове-на-Дону.

Индустриализации страны сопутствовало в больших масштабах и градостроительство. За годы первой пятилетки было возведено около ста новых городов, в том числе Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Запорожье и др., а также реконструировано около двухсот старых — Волгоград, Новосибирск, Баку, Ереван, Свердловск и др. Это привело к созданию нового типа благоустроенных социалистических городов.

Большое плодотворное влияние на развитие советской архитектуры оказали Пленум ЦК ВКП(б), состоявшийся 15 июня 1931 г., обсудивший вопрос «О Московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР», и Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. «О генеральном плане реконструкции г. Москвы». В последнем глубоко и четко сформулировали основные положения социалистического градостроительства, намечены принципы реконструкции и благоустройства городов. Основной идеей плана реконструкции Москвы было комплексное решение всех проблем градостроительства с целью лучшего бытового и культурного обслуживания жителей городов. В основу новой планировки была положена сложившаяся радиально-кольцевая система улиц с созданием новых радиальных магистралей, а также кольцевых.

В десятилетнем генеральном плане реконструкции Москвы предусматривалось ограничение роста города и разукрупнение его территории, использование для нового жилищного строительства наиболее здоровых районов, запрещение строительства новых промышленных предприятий в черте города, санитарно-гигиеническое и энергетическое обслуживание города. Большое значение придавалось оздоровлению города путем создания лесопаркового защитного пояса, который служил бы резервуаром чистого воздуха и местом отдыха жителей столицы.

В период осуществления этого плана в Москве проведены грандиозные строительные работы, изменившие весь ее архитектурный облик.

Вблизи Кремля были снесены целые кварталы малоценных построек с образованием выходов с Красной площади в Замоскворечье и в сторону улицы Горького. Была создана большая Манежная площадь. Улица Горького была превращена в парадную столичную магистраль шириной в 40—60 м, застроенную многоэтажными домами (6—7 этажей) по проектам архитектора А. Г. Мордвинова. Это был один из первых замечательных опытов ансамблевой застройки улицы на основе единого градостроительного замысла. Значительной реконструкции подверглись — Садовое кольцо, Можайское шоссе, 1-я Мещанская улица, Б. Калужская, набережные Москвы-реки. Были построены новые широкие мосты из камня, металла и бетона.

В довоенный период в столице было сооружено много крупных общественных зданий новой архитектуры, отличающихся монументальной простотой. В их числе Академия им. Фрунзе, Дом Совнаркома (арх. А. Я. Лангман), гостиница «Москва» (арх. Щусев). В то же время был создан благоустроенный и оформленный скульптурами Центральный парк культуры и отдыха с громадным Зеленым театром и многочисленными павильонами, а также парк «Сокольники» и другие.

Рис. 4. Главная аллея ЗИЛ. Инструментальный корпус

Рис. 5. Здание Верховного Совета Украинской ССР в Киеве

Вестибюли первых очередей Московского метро образовали новые красивые ансамбли в условиях общегородского пейзажа. Канал имени Москвы, имеющий длину 128 км, успешно разрешивший проблему водоснабжения быстро растущего города, был построен в течение 4 лет.

Принципы, заложенные в постановлении о реконструкции города Москвы, явились основной базой для развития всего советского градостроительства. Генеральный план реконструкции столицы давал основные направления по реконструкции старых и созданию новых городов Советского Союза.

Архитектуру Москвы обогатило строительство в первой пятилетке таких крупных промышленных комплексов, как автомобильный завод им. Лихачева, заводы «Шарикоподшипник», «Динамо». Застройку этих предприятий отличают монументальные здания простых форм, хорошее озеленение и благоустройство заводской территории. Примером служит комплекс зданий, сооруженных на одной из аллей Московского автозавода по проекту талантливого архитектора Е. М. Попова.

Рядом с крупными промышленными предприятиями возводились благоустроенные города или рабочие поселки по новым, неизвестным в истории градостроительства демократическим принципам. Градостроительные работы в период с 1918—1941 гг. получили особенно широкий размах в Магнитогорске, Свердловске, Новосибирске, Ташкенте и Ереване. За этот период государством было построено и введено в эксплуатацию 166 млн. м2 жилой площади. К примерам зданий общегосударственного и культурного назначения, дающих представление о значительных творческих удачах довоенного периода советской архитектуры в Союзных республиках, можно отнести здание Верховного Совета УССР (арх. В. И. За-болотный) в Киеве, Дом правительства Армянской ССР в Ереване (архитекторы А. И. и Г. А. Таманян), павильоны Закавказских республик на сельскохозяйственной выставке 1939 г., ярко отразившие многообразие творческих направлений советской архитектуры и плодотворность обращения зодчих к национальному наследию в архитектуре и прикладных искусствах. По этим принципам созданы Щусевым совместно с мастерами художественной резьбы и росписи Узбекистана прекрасные интерьеры театра им. Алишера Навои.

Рис. 6. Правительственное здание Армянской ССР в Ереване

Здание Верховного Совета УССР в Киеве (рис. 5), расположенное в парке, прекрасно вписывается в его пейзаж. Объем здания прост и компактен, стеклянный купол, расположенный над залом заседаний, образует центральное ядро всей композиции. Главный фасад здания с колоннадой перед входом отличается членением хороших пропорций, стройностью. В убранстве помещений мастерски использованы мотивы украинского декоративного искусства.

Дом правительства в Ереване (рис. 6) в виде неправильного пятиугольника, обращенный двумя сторонами на площадь, удачно объединяет разнообразные помещения. Это здание, возведенное на главной площади города, послужило началом для создания архитектурного ансамбля нового Еревана.

В композиции этого совершенно нового по назначению сооружения творчески использованы мотивы древнеармянского зодчества и русской классической архитектуры. Здание, выполненное в монументальных и четких формах из розового туфа, представляет собой один из лучших образцов искусства зодчих Армении, внесших значительный вклад в развитие советской архитектуры. Среди многообразия выполненных архитектурных работ этого периода особого внимания заслуживают сооружения ведущих советских архитекторов довоенного времени: А. В. Щусева, И. А. Фомина, Л. В. Руднева, И. В. Жолтовского и др.

Академик архитектуры А. В. Щусев, начавший творческий путь в дореволюционной России, в основе своего метода использовал приемы творцов древнерусских памятников зодчества с их благородной красотой и величием. Крупной работой Щусева было здание Казанского вокзала в Москве (1913—1926 гг.), в котором он творчески использовал композиционно-декоративные мотивы русского зодчества в сочетании с железобетонными конструкциями пассажирских залов.

К значительным сооружениям, возведенным по проектам А. В. Щусева, относятся также б. дом Наркомзема на углу Б. Садовой улицы в Москве, построенный в четких формах, характерных для конструктивизма, а также здание института Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси (1933—1936 гг.), в котором удачно сочетаются строгие классические формы с мотивами грузинского национального искусства.

Последней работой Щусева является зал и переходы станции Комсомольская-кольцевая Московского метро, показывающая, что этому замечательному зодчему всегда были дороги прекрасные художественные приемы русской архитектуры.

И. А. Фомин входит в число крупных советских архитекторов, творчество которых основывалось на мотивах классики. В одной из своих статей в 1934 г. он писал: «Мы полагаем, что за основу нашего нового стиля правильно взять классику. Ни готика, ни романский или византийский стиль… не пригодны нам как база». Вместе с тем, ратуя за классику, Фомин говорил, что «классика должна отражать современность, новые строительные материалы, новую технику и формы жизни».

К первой крупной работе И. А. Фомина относится дом-особняк на Каменном острове в Петербурге, где ныне размещается дом отдыха, и вслед за этим он построил много усадебных и домов-особняков.

Рис. 7. Павильон Советского Союза на всемирной выставке 1937 г. в Париже

Одним из крупнейших архитектурных сооружений И. А. Фомина является десятиэтажный Дом Совета Министров Украинской ССР в Киеве, выполненный совместно с П. В. Абросимовым в 1938 г. Монументальность и значимость этого здания подчеркнута крупным масштабом его огромных 7-этажных полуколонн и горизонталями их завершения. Фасад центрального объема здания изогнут по дуге с образованием в центре парадной площади. К значительным работам Фомина относятся: здание МВД СССР, станция метро Красные ворота (ныне Лермонтовская), отличающиеся классически четкими формами и хорошими пропорциями. Для творчества академика архитектуры И. В. Жолтовского характерна приверженность к композициям итальянского зодчего Палладио, почитаемых за некий совершеннейший образец в архитектуре ренессанса, и тонкая прорисовка деталей, которые получали порой самодовлеющее значение. Особенно отчетливо этот прием был применен для декорирования фасада здания на Моховой ул. в Москве мощными стволами колонн, практически бесполезных, и сочной лепкой капителей.

В жилом доме на Ленинском проспекте в Москве, построенном 20 лет спустя, виден отказ от палладианской системы декорирования фасадов. Здание отличается сдержанным применением декоративных средств, ритмической четкостью членений и прекрасными гармоничными пропорциями.

Являясь преподавателем в Московском архитектурном институте, И. В’. Жолтовский многое сделал для повышения общей художественной культуры проектирования.

Практика советской архитектуры довоенного периода убедительно показала, что прогрессивный путь ее развития возможен только при учете новых идейных и эстетических потребностей советских людей, неразрывных с национальными художественными традициями, новых материалов и новых методов производства работ. Одним из замечательных довоенных примеров новаторского на-нравления советской архитектуры, наполненной высоким идейным смыслом благодаря введению в ее композицию высокохудожественной скульптуры, является павильон СССР на всемирной Парижской выставке 1937 г. Скульптурная группа «Рабочий и колхозница», выполненная В. И. Мухиной, глубоко раскрывает содержание сооружения, в котором рассказывалось о выдающихся достижениях советского общества в строительстве социалистической экономики и культуры.



Читать далее:
Архитектура послевоенных пятилеток (1945—1968 гг.)
Архитектура восстановительного периода и первых пятилеток (1918—1940 гг.)
Архитектура и градостроительство капиталистического общества
Архитектура второй половины XVIII и первой трети XIV в.
Архитектура первой половины XVIII в
Архитектура до XVIII в.
Архитектура Возрождения (Ренессанса)
Архитектура Романского и Готического периодов
Архитектура Византии
Архитектура древнего рима



Ваш отзыв