ГлавнаяСтатьи

Соразмерные изображения архитектурных перспектив (эмметрозы)

История развития систем упорядочения наглядных изображений показывает, что учение о перспективных изображениях недостаточно посвящается истолкованию того, как совершается переход от видимого в натуре, или иначе — от действительной перспективы в пространстве—к ее изображению на картинной плоскости.

Как только мы приступим к переводу (к геометрическому «приведению») точек пространства по лучевой связке к плоскости, так сразу же многое будет меняться и ставиться в зависимость от выбранного нами порядка измерений — системы отсчета.

Рациональный выбор и применение той или иной системы отсчета для изображения, собственно, и будет составлять основу «правил перспективы», которые и следует изучать и совершенствовать для того, чтобы в возможной мере избавиться от нежелательных, по неизбежных влияний систем отсчета на характер изображения.

Для иллюстрации сказанного приводится схема двух различных изображений группы геометрических тел, исполняемых при одном и том же относительном расположении точки зрения и предметов.

Верхнее изображение а) исполнено в обычной системе центральной (гномонической) проекции. Здесь размерные отношения кажутся нарушенными, если не рассматривать этого рисунка ортоскопически, то есть с определенной и единственной для него точки зрения — центра проектирования. Такое изображение называется оптической анаморфозой.

Нижнее изображение б) исполнено на основе иной геометрической зависимости, которая позволяет с большим приближением выражать на плоской картине представляющиеся наблюдателю форму и размерные отношения предметов в натуре. Это изображение уже не связывает зрителя необходимостью рассматривания его из единственной точки. Оно как бы доступно для рассматривания его с любых расстояний и как соразмерное изображение названо словом эмметроза (emmetros — греч. — соразмерный).

По характеру своей структуры оно напоминает рисунок с натуры или по представлению, обычно выверяемый исполнителем с разных расстояний.

Нетрудно понять, что при установлении оптимальных изображений перспективы на практике бывает необходимо доискаться наиболее убедительных и правомерных систем и приемов упорядочения рисунка по размерным отношениям, которые в ныне распространенной системе (по методу центрального проектирования) сильно нарушаются.

В основу излагаемых приемов кладется угловое определение перспективного положения точек в пространстве и последующее приведение этих точек к плоскости по закономерностям, которые определяются в каждом отдельном случае в зависимости от формы объектов, а также от требований наглядности, предъявляемых к изображению. Порядок распределения точек на картине связывается с наблюдаемым порядком

Принцип углового определения видимых (перспективных) соотношений и соответствующее выражение их на картине позволяет получать новые виды наглядных изображений, вскрывать закономерности перспективных систем и приемов в картинах известных художников, а также поставить на более ясную основу рисунок с натуры.

При построении изображения геометрическим путем вначале определяется положение основных точек объекта в пространстве относительно точки зрения с помощью т. п. сетки поля зрения (перспектограммы) и выражается в двух угловых величинах, а затем эти точки приводятся к картине с помощью придаваемых ей прямоугольных координатных сеток, выражающих соответствующий закон изображения, рационально устанавливаемый в каждом отдельном случае в зависимости от предъявляемых к нему требований.

Опыт внедрения предложенных систем в проектировочную практику (дипломное проектирование на архитектурном факультете ЛИСИ и др.) показал, что сущность новых систем изображений и приемы их построения быстро усваиваются, несмотря на многообразие законов, поступающих в распоряжение проектировщика.

Так как эти лучи являются следами соответствующих лучевых плоскостей (PVPv), проходящих через точку зрения и через каждое из четырех ребер объекта, то значит, эти лучевые плоскости непосредственно или особо направленно пересекут выбранную нами картинную плоскость и оставят на ней следы в виде вертикальных линий, каждая из которых располагается на соответствующих угловых расстояниях от вертикальной оси картины (то есть от следа главной вертикальной плоскости V), на которой эта ось обозначена нулем на горизонтальной шкале, нанесенной на картине. Таким образом, изображения вертикальных ребер объекта расположатся на расстояниях, соответствующих их абсциссам хх: —25; —18,5; 16; 25Д (рис. 2, 3).

Известные нам действительные высотные отметки основных точек данного объекта с его общей высотой в 60 единиц мы находим на перспектограмме, устанавливая их относительно высоты выбранного нами горизонта так, что нижнее основание объекта располагается на своей общей отметке с ординатой у = —10, тогда верхнее его основание располагается на отметке с у = 50.* Иначе говоря, мы получаем на этих отметках точки нижнего и верхнего основания ребер нашего объекта,

теперь проектируемые на главной вертикальной плоскости V на соответствующих расстояниях (аппликатах zz) от нейтральной плоскости, а именно (начиная от ближайшего к ной ребра): 86; 116; 189; 218. Это значит, что все указанные высотные отметки точек, располагающихся и отыскивающихся на перпендикулярных главному лучу линиях (проектирующих), могут на перспектограмме не наноситься так, как они нанесены кружками на плоскости V на рис. 2, а лишь отыскиваются в своем положении по масштабу—на глаз — с тем, чтобы здесь сразу же определить луч, проходящий через найденную таким образом точку с данной ее высотной отметкой как на нижнем, так и на верхнем основаниях каждого ребра нашего объекта.

В результате последовательного соединения прямыми соответствующих изображений точек, найденных таким пуггм на картине, мы получаем изображение нашего объекта в выбранном нами законе.

Эти перспективные координаты основных точек объекта при двух его относительных положениях в поле зрения даются в сводной таблице.

Описанные в работе относительно новые приемы получения изображений перспективы составляют совокупность достаточно гибких геометрических средств, которые при рациональном их применении позволяют в более широких пределах, совершенствовать эти изображения и получать проекции с наперед заданными свойствами. Однако следует иметь в виду, что графические отображения пространства на плоскости равносильны отображениям на ней сферической поверхности со всеми вытекающими отсюда особенностяим, разнообразием и неприятностями. Все это встречается также и в картографии, с той однако разницей, что последняя хотя и добивается общей наглядности своих изображений, однако, для нее важно получать преимущественно удобоизмеримые изображения, тогда как в архитектурно-проектировочном и живописно-графическом искусстве необходима исключительная наглядность изображений перспективы, которым должна быть свойственна и соответствующая художественная выразительность.

Кроме того, картография оперирует более или менее постоянными объектами — земной шар и небесный свод, на которые наносится координатная сетка в виде меридианов и параллелей, а в архитектуре и живописи объекты по форме в высшей степени разнообразны, и градусная сетка для них состоит из двух систем лучевых плоскостей — меридианов.



Читать далее:
Опыт содружества в реализации научных исследований
Шрифт в визуальных коммуникациях промышленного предприятия
Об активизации процесса художественного воспитания архитекторов
Функциональные основы художественного конструирования рабочих мест и участков
Организация архитектурно-пространственной среды производственного здания
Об основных принципах функционального формообразования производственной среды
Роль художника в формировании производственной среды
Цвет в архитектуре тепловых электростанций
Использование декоративных свойств отделочных материалов
Древесно-пластические полы в архитектуре интерьера промышленного здания



Ваш отзыв