ГлавнаяСтатьи

Содержание труб

Железобетонные и бетонные трубы надо периодически осматривать с целью проверки исправности конструкций трубы и элементов сопряжений трубы, оголовков и укрепления насыпи над трубой, а также состояния русла на входе и выходе трубы.

Особенно внимательно трубы осматривают после прохода паводковых вод и сильных ливневых дождей, поскольку при проходе больших вод возможны подмывы, оползни, фильтрация воды через тело насыпи и другие повреждения. За работой трубы наблюдают также в период высоких вод, определяют высший уровень воды и величину подпора перед трубой, проверяют условия прохода воды через трубы. Уровни воды можно определять при помощи Рейки в виде деревянной трубы, сбитой из досок, в одной из которых вдоль доски просверлены отверстия. Внутри такая рейка имеет гладкую поверхность, окрашенную мелом. Вода, проникая Внутрь рейки, смывает мел и автоматически фиксирует уровень воды по нижней границе сохранившейся меловой окраски. Такие-рейки устанавливают с верховой стороны трубы и обязательно защищают ее от волн, иначе на рейке будет отметка верха волны,, а не уровня высоких вод.

Если отверстие трубы окажется недостаточным и величина подпора превысит расчетную, надо устроить более обтекаемый оголовок, а при необходимости лоток и русло перед трубой. При осмотре труб в летний и осенний периоды нужно следить, чтобы русло на протяжении 100 м выше и 50 м ниже трубы было в исправном состоянии, по возможности спрямлено и достаточно укреплено, места размывов заполнены камнем, восстановлены крепления около оголовков и русло очищено от хвороста, мусора и других посторонних предметов. Кроме того, надо проверять исправность проезжей части дороги над трубой, учитывая, что трещины, выбоины и просадки вызывают увлажнение грунта насыпи и его пучение при промерзании. В этот же период, а также по окончании ремонтных работ надо проверять состояние кладки или звеньев, швов, гидроизоляции, оголовков труб, качество ремонтных работ. В зимний период надо проверять своевременность очистки труб и русла от снега и наледей.

При стальных трубах нельзя допускать в металле появления и развития ржавчины.

В период эксплуатации в трубах могут возникать неравномерные просадки звеньев и кладки по длине трубы, трещины и деформации самих звеньев и кладки, нарушение гидроизоляции,, сдвиг оголовков с отрывом от трубы и отклонением в наружную’ сторону. Неравномерные осадки наблюдаются главным образом на торфяных, глинистых и илистых грунтах, но они могут быть вызваны также и подмывом фундаментов при расстройстве швов, а также фильтрацией воды из трубы через грунт. Наибольшие-просадки появляются в средних участках трубы.

При нарушении устойчивости насыпи и оползании откосов в трубах могут возникнуть продольные деформации — растяжка трубы, которая сопровождается разрушением швов или самих звеньев. При растяжке обычно происходят просадки насыпи и звеньев трубы, так как нарушается гидроизоляция и вода фильтруется через грунт, вымывая его и образуя пустоты вокруг трубы. Признаками нарушения гидроизоляции могут служить мокрые пятна в кладке или выщелачивание бетона звеньев труб при фильтрации воды через насыпь.

Деформации и повреждения оголовков происходят в результате-подмыва фундаментов, неравномерных осадок грунта или увеличения давления увлажненного грунта на открылки оголовков. При появлении деформаций в звеньях, просадок или смещений звеньев и оголовков труб за ними устанавливают наблюдение с выполнением необходимых замеров (например, величины смещений или сдвигов звеньев относительно друг друга).

Со временем может наблюдаться разрушение внутренней поверхности трубы и лотка от воздействия водного потока и посторонних предметов. Особенно интенсивно этот процесс происходит при наличии в воде элементов, агрессивных к бетону. Поверхность в таких трубах, как правило, шероховатая, с местными углублениями.

При эксплуатации труб следует стремиться предупредить появление дефектов. Для этого трубы и русло на входе и выходе нужно содержать в чистоте; в летний период очищать от мусора н ила, а зимой — от снега и льда. При небольших засорениях труб и русел их очищают скребками, а в случае значительного засорения используют механические скребки. Однако такие механизмы могут повредить поверхность труб и швы между звеньями. Поэтому более эффективен способ очистки с помощью гидромонитора, укомплектованного с поливо-моечной машиной1. При этом трубу очищают сначала с низовой стороны, освобождая русло от мусора и ила, а затем производят окончательную промывку, направляя струю от гидромонитора в трубу с верховой стороны. Вода для промывки может быть использована из цистерны автомобиля и специального прицепа или из ближайшего водоема. Можно очищать трубы с помощью струй сжатого воздуха от компрессорной установки.

В районах, где зимой паводки отсутствуют, но бывают значительные заносы, перед началом выпадения снега трубы закрывают хворостяными, соломенными или другими плитами и тем самым устраняют возможность заноса их снегом. При частых зимних оттепелях трубы не закрывают, а регулярно очищают от снега и наледей. Для уменьшения образования наледей трубы утепляют. В этом случае отверстие трубы частично закрывают хворостяными матами толщиной 30—40 см, обмазанными глиной. Оставляемое отверстие должно быть достаточным для пропуска водотока.

В случае заполнения труб снегом или льдом очищать надо или скребками, лопатами или механизированным способом. Можно применить прогрев внутреннего пространства трубы, располагая теплоагрегат за пределами трубы; температура нагрева воздуха в трубе не должна превышать 40° С.

В конце зимы, когда уже нельзя ожидать сильных метелей, Щиты, закрывающие отверстие трубы, убирают и удаляют лед, который образуется при весенних заморозках в трубе. Полностью очищают от снега откосы над трубой и расчищают снег с лотков. С низовой и верховой стороны перед оголовками прорывают в снегу канаву длиной 30 м и шириной не меньше диаметра трубы, чтобы обеспечить пропуск первых вод. Для облегчения стока талых вод по откосам больших насыпей и выемок рекомендуется прокапывать в снегу по откосу прорези через каждые 10 м. За проходом талых вод надо вести наблюдения, предупреждая засорение и заторы, устраивая гребенчатые ограждения. После пропуска паводковых вод трубы очищают от наносов и устраняют в них дефекты.

Очень важно своевременно устранить дефекты в изоляции,, чтобы исключить возможность просадки, а затем и разрушение трубы. Поэтому образовавшиеся зазоры между звеньями труб и лотков надо тщательно уплотнить просмоленной паклей или пеньковым канатом, пропитанным в битуме, и затем заделать жестким цементным раствором. Если будут обнаружены признаки просачивания воды через швы между звеньями, а в каменной кладке — через своды и стены, производят ремонт гидроизоляции.

Все ремонтные работы по устранению дефектов проводятся заблаговременно, чтобы подготовить трубы к пропуску паводковых вод. Чаще всего такие работы выполняются в летний период.

При появлении фильтрации воды через насыпь с поверхности проезжей части устраивают в насыпи новые дренажи или восстанавливают существующие. Одновременно предусматривают укрепление откосов насыпи над трубой.

В случае расстройства кладки и отрыва оголовков производят частичную или полную их перекладку. Одновременно устраняют и причины, вызвавшие неисправность оголовков, иначе дефекты через некоторое время вновь возникнут. При оползании и пучении грунтов надежной мерой в ряде случаев будет устройство дренажей, отводящих воду за пределы оголовков.

При пучинистых грунтах необходимо ограничивать фильтрацию воды через тело насыпи. Для прекращения фильтрации верховой откос насыпи покрывают слоем мятой глины на высоту, превышающую возможный уровень высоких вод на 25—30 см; /толщина слоя должна превышать этот уровень не меньше чем на 25 см.

Против деформации откосов насыпи и их увлажения хорошие результаты дает укрепление в виде мостовой на мху, промежутки между камнями которой заделаны цементным раствором. Для отвода воды с проезжей части дороги устраивают лотки по откосам насыпи возле трубы. Осенью трубы должны быть полностью подготовлены к пропуску высоких вод.



Читать далее:
Основные положения по перерасчету стальных мостов
Организация движения тяжелых машин
Обеспечение пропуска сверхнормативных нагрузок по искусственным сооружениям
Паромные и ледовые переправы
Наплавные мосты
Пропуск ледохода и паводковых вод
Подготовительные работы к пропуску ледохода и высоких вод
Типы укреплений подходов и регуляционных сооружении
Особенности ремонта решетчатых и сплошных ферм пролетных строений, ремонт опор и ледорезов
Ремонт и усиление подкосных и простых балочных мостов



Ваш отзыв