ГлавнаяСтатьи

Содержание проезжей части

Нарушение водонепроницаемости проезжей части железобетонных, бетонных и каменных мостов способствует просачиванию воды на главные балки, опоры и опорные части. Если влага попадает в трещины бетона или кладки, то может произойти выщелачивание бетона (или раствора) и коррозия арматуры. Поэтому при содержании проезжей части моста и подходов к нему необходимо следить за целостностью покрытия и состоянием водоотвода, надежностью (прочностью) оградительных устройств, тротуаров и перил, состоянием деформационных швов и гидроизоляции, а также за чистотой элементов конструкции проезжей части.

В процессе эксплуатации на проезжей части могут появиться неровности, волны, выбоины и трещины в покрытии; может произойти износ покрытия с обнажением нижних слоев проезжей части и арматурных сеток защитного слоя, а также разрушение покрытия около деформационных швов. Появление отдельных дефектов в покрытии способствовало застою воды, что ведет к более интенсивному разрушению всего покрытия (рис. 31). Такие дефекты устраняют в наиболее короткие сроки.

На мостах без гидроизоляции дефекты в-покрытии вообще недопустимы, так как оно выполняет роль гидроизоляции и при образовании трещин и нарушении водоотвода создаются условия для просачивания воды на несущие элементы моста. Поэтому дефекты здесь надо устранять немедленно.

При небольших повреждениях покрытия их устраняют обычным ямочным ремонтом, а в случае значительных повреждений (на всей длине или ее части) его заменяют, устраивая новое с соблюдением необходимых уклонов проезжей части. Толщина нового покрытия должна быть не больше, “чем предусмотрено проектом моста; излишняя толщина может увеличить собственный вес пролетных строений и тем самым снизить их грузоподъемность. Поэтому на конструкциях, имеющих значительное провисание пролетных строений, выравнивать покрытие нужно только после ремонта главных несущих конструкций.

Рис. 31. Дефекты проезжей части

В период ухода за проезжей частью необходимо уделять большое внимание состоянию водоотвода, так как его нарушение приводит к застаиванию воды на покрытии. Нарушение водоотвода может быть вызвано не только механическим повреждением покрытия, но и отсутствием на нем соответствующих уклонов, необходимого количества водоотводных устройств (трубок), а также их засорением или неправильным расположением. Особую опасность это представляет на мостах, где гидроизоляция или не предусмотрена, или повреждена с нарушением сплошности (непрерывности). Тогда вода проходит по швам и порам в кладке и проникает на главные несущие элементы.

Если на проезжей части образовываются лужи, то, определив основные причины этого, надо принимать срочные меры к их устранению—восстановить уклоны, отремонтировать покрытие и т. п. На загрязненной проезжей части водоотвод также не будет осуществляться, поэтому все наружные элементы проезжей части и особенно водоотводные трубки и деформационные швы нужно регулярно очищать от посторонних предметов, грязи, мусора и воды, снега и льда. Весь мусор удаляют обязательно за пределы моста; категорически запрещается заметать мусор в водоотводные трубки, на неперекрытые части деформационных швов и на конусы устоев, чтобы он не осаждался на главных балках и опорах моста. Очищать проезжую часть желательно механизированным способом, используя соответствующие уборочные машины. Для труднодоступных мест целесообразно использовать мобильные компрессорные установки (например, для прочистки водоотводных труб).

В зимнее время особое внимание обращается на то, чтобы на проезжей части не образовывалась ледяная корка, так как это может привести к аварийной ситуации на мосту. Поверхность покрытия следует посыпать песком, топливным шлаком, дробленым камнем и пр. В ряде случаев на дорогах для устранения гололеда проезжую часть посыпают хлористыми солями. Однако на мостах этого делать нельзя, так как в солях содержатся компоненты, способствующие коррозии арматуры и выщелачиванию бетона.

Водоотводные трубки или устройства — основные элементы, обеспечивающие отвод воды, и поэтому они всегда должны быть в исправном состоянии, чтобы обеспечить отвод воды за пределы моста.

Гидроизоляция проезжей части является элементом моста, от состояния которого во многом зависит долговечность сооружения. Дефектами гидроизоляции могут быть: отсутствие необходимых напусков при стыковании полотнищ внахлестку; неправильное устройство гидроизоляции или ее нарушение около водоотводных трубок (рис. 32), деформационных швов и бордюрных (оградительных) конструкций; разрывы гидроизоляции при строительных работах или в процессе эксплуатации моста, некачественность материала гидроизоляции. Характер повреждения определяется при ее вскрытии. Внешними признаками нарушения гидроизоляции без вскрытия могут быть подтеки и следы выщелачивания бетона (в виде белых пятен и подтеков), образовавшиеся на нижней поверхности плиты проезжей части около швов, трещин, пор, щелей и пр. Иногда в местах просачивания влаги образуются сталактиты в виде сосулек из извести.

Рис. 32. Повреждение гидроизоляции около водоотводных трубок (вид снизу)

Дефекты водоотвода и гидроизоляции выявляются быстрее в периоды продолжительных и ливневых дождей. Все дефекты гидроизоляции устраняются при ремонте проезжей части пролета или всего моста.

Ответственные элементы сооружений — это деформационные швы, и неисправное их состояние приводит к нарушению нормальной работы пролетных строений на температурные воздействия и к разрушению краев плиты проезжей части около швов от временной нагрузки. В результате вода и грязь могут проникать на опоры и опорные части. Деформационные швы надо содержать в чистоте. Под деформационными швами пролетные строения должны иметь возможность свободного перемещения вдоль пролета. Все предметы, которые мешают этому, нужно убирать (например, лишний бетон и остатки опалубки под швами между главными балками соседних пролетов и у шкафных стенок).

Внешним осмотром определяют загрязнение деформационных швов, нарушение самого шва и покрытия около него, проверяют наличие и состояние деталей крепления и элементов шва и пр.

В швах открытого типа возможна коррозия металлических деталей, а также из-за постоянного воздействия колес транспорта на детали может произойти ослабление и срез болтов или отрыв скользящего листа, В зависимости от характера повреждения такие швы очищают, детали ремонтируют или заменяют, восстанавливают недостающие элементы и подтягивают крепления.

В швах закрытого типа опасно образование трещин при понижении температуры, когда пролетные строения сокращаются, а ширина шва увеличивается. В образовавшиеся трещины попадает вода и посторонние включения, уменьшающие эластичность шва. Вода в швах замерзает и вызывает разрушение покрытия и самого шва. При разрыве гидроизоляции под швом вода может проникать на поверхности опоры и опорные части или скапливаться в нижней части компенсаторов, способствуя интенсивному разрушению шва. Разрыв гидроизоляции может произойти при ненадежном закреплении компенсаторов.

Основной причиной образования трещин в шве обычно является мастика, не обладающая достаточной эластичностью,- Как правило, это бывает битум в чистом виде или в смеси с минеральными порошками, теряющими эластичные свойства при пониженных температурах. Поэтому при ремонте швов необходимо применять только рекомендуемые мастики. Нельзя заполнять шов асфальтобетоном, так как этот материал трескается.

В последние годы в мостостроении начали применять деформационные швы из резины. При таких швах необходимо следить,-чтобы в резиновых вкладышах не было трещин, ослабления или нарушения их крепления. С течением времени резина теряет эластичные свойства и становится хрупкой. Поэтому дефектные детали из резины не ремонтируют, а заменяют новыми. Старые детали обычно выжигают (например, автогеном), не разбирая проезжей части. Новые резиновые вкладыши устанавливают с помощью специального приспособления — сжима.

Опасный дефект тротуаров — разрушение и неправильная установка тротуарных блоков, повреждение прикрепления перил к тротуарным блокам, разрушение оградительных устройств, т. е. шатание и повреждение бордюрных блоков и камней. Все дефекты элементов, призванных обеспечить безопасность движения, необходимо устранять немедленно.

В местах сопряжения моста с насыпью могут происходить просадки покрытия и образовываться порожки, нарушающие нормальное движение транспорта при въезде на мост и съезде с него и способствующие разрушению концевых участков проезжей части моста от ударов движущихся автомобилей. Появление просадок может быть вызвано разными причинами: плохим уплотнением грунта насыпи при строительстве подходов; разрушением тела насыпи и конуса из-за неправильного водоотвода, переувлажнения и размыва грунта; применением мерзлого грунта, а также смещением или разрушением переходных плит.

Эти дефекты выявляются внешним осмотром или при вскрытии насыпи.

В процессе содержания подходов к мосту проверяют также дренажи. Неисправность и загрязненность дренажей устраняют путем ремонта проезжей части или насыпи в зависимости от причин их появления.



Читать далее:
Основные положения по перерасчету стальных мостов
Организация движения тяжелых машин
Обеспечение пропуска сверхнормативных нагрузок по искусственным сооружениям
Паромные и ледовые переправы
Наплавные мосты
Пропуск ледохода и паводковых вод
Подготовительные работы к пропуску ледохода и высоких вод
Типы укреплений подходов и регуляционных сооружении
Особенности ремонта решетчатых и сплошных ферм пролетных строений, ремонт опор и ледорезов
Ремонт и усиление подкосных и простых балочных мостов



Ваш отзыв