ГлавнаяСтатьи

Шрифт в визуальных коммуникациях промышленного предприятия

В условиях современного промышленного предприятия, на территории которого работают тысячи людей, оснащенного сложнейшим оборудованием, большое значение приобретают разнообразные формы графической информации. Они играют важную роль в вопросах эффективного выполнения большинства производственных процессов, в улучшении ориентации на территории предприятия, в обеспечении безопасности труда, а также в пропаганде передовых методов.

К числу различных средств визуальной информации, использующихся на современных промышленных предприятиях, можно отнести многообразные виды графических изображений— буквенных, цифровых и символических. Однако, как показывает анализ, основным средством передачи информации в этих условиях является все же шрифт.

В основе определения достоинств и недостатков буквенных и цифровых знаков, как правило, имеют место два критерия оценки их качества: точность и скорость считывания информации человеком. Особое значение эти качества приобретают для таких категорий информации, которые имеют самое непосредственное отношение к производственному процессу, его технологии и безопасности труда.

Учитывая специфику производственных условий, когда шрифт должен восприниматься безошибочно и в предельно короткие промежутки времени, необходимо сформулировать требования, касающиеся особенностей построения и начертания буквенных и цифровых знаков, используемых в промышленности. Имеющие место рекомендации по этому вопросу сводятся к следующему:
— предпочтительнее использовать строчные буквы, т. к. заглавные читаются медленнее; эффективно также сочетание заглавных и строчных букв;
— максимальную четкость и дальность восприятия имеют шрифты, состоящие из прямых линий и острых углов («гротеск», «рубленый»);
— наилучшей видимостью обладают знаки блочного типа с соотношением ширины и высоты 1 : 1 (в пределах до 2:3);
— наиболее приемлемым отношением толщины обводки к высоте знака является 1 : 5-г-1 :6 — для черных букв на белом фоне и 1:7-1: 12 — для белых букв на темном фоне;
— использование тонких отсечек делает шрифт более четким и видимым с больших расстояний;
— шрифты, имеющие более жирную обводку, воспринимаются зрительно приближенными;
— цифры, образованные прямыми линиями, по скорости и точности опознания превосходят обычные по начертанию знаки.

Весьма важным обстоятельством в вопросах восприятия шрифта является специфика построения отдельных знаков. Правильное сочетание общих закономерностей с индивидуальными особенностями рисунка каждого знака — вот основной принцип гармоничного построения любого шрифта. В этом смысле и излишняя унификация знаков, делающая шрифт невыразительным, сухим и механичным, а также неуместное выделение особенностей отдельных букв является в одинаковой степени неверным.

Известно, что пе существует строгих правил в построении многих букв. Так, например, в некоторых случаях буквы Л и Д конструируются подобно А, т. е. сохраняя остроконечной верхнюю часть, а в других — имеют совершенно самостоятельный рисунок. Часто верхний элемент буквы Р совпадает с буквой В, по в некоторых шрифтах допускается отступление и ог этого правила. Аналогичные по построению буквы, как К и Ж, Щ и Ц, Т и Г и т. д., в любых шрифтах должны выполняться из одинаковых по рисунку элементов.

Одним из важных условий в построении букв является выбор хороших пропорций. Каждый знак имеет свою определенную ширину, которая не может быть произвольной, а должна соответствовать конструкции буквы. И излишнее разнообразие размеров букв и вписывание их в одни и те же габариты нужно признать неправильным.

Исследуя различные виды шрифтов, можно отметить, что в основном чаще всего все буквы делятся (по ширине) на 3 группы:
а) средние (или основные) — Н, П, И;
б) широкие — М, Ш, Ю, Ф и т. д.;
в) узкие — Е, В, Г.

Из указанных средние буквы являются основой шрифта при конструировании, по ним судят о пропорциях шрифта.

Анализ же знаков, произведенный по их высоте, показывает, что горизонтальные элементы букв располагаются по определенным линиям. Прежде всего это так называемая средняя линия, которая делит по высоте буквы пополам. Однако это деление является зрительным, а не геометрическим. Например, в буквах Н, В, Е, Э и других средние горизонтальные элементы располагаются несколько выше геометрической середины, т. к. в противном случае верхняя часть знака зрительно будет казаться больше нижней. Еще существуют линии горизонтального штриха А, бокового элемента букв У, Р, Ч и т. д.

В целях придания шрифту большего единства и исключения ненужной дробности можно рекомендовать объединение некоторых линий. Так, нижняя часть выступающего полукруглого элемента буквы Р во многих случаях может проходить по средней линии, но иногда возможно опустить ее до уровня линии наклонного элемента У или среднего в М. Обычно горизонтальный штрих буквы А располагается ниже средней линии, однако, при сильном раскрытии знака внизу (особенно при тонкой обводке) возможно его построить выше.

Наряду с этим имеют место и другие закономерности, несоблюдение которых портит подчас в целом правильно построенный шрифт. Это относится, прежде всего, к характеру раскрытия таких букв, как С, Э, 3. В этих буквах оно должно быть одинаковым.

Значительное влияние на восприятие шрифта оказывают явления так называемых «оптических иллюзий». Более других зрительным искажениям подвергаются контрастные шрифты, наиболее заметно это проявляется при рассмотрении их с больших расстояний. Шрифты малоконтрастиые (гротесковые, брусковые, рубленые) менее подвержены зрительным искажениям.

Одним из наиболее известных примеров оптических иллюзий является кажущееся уменьшение (по вертикали) остроконечных букв А, Д, Л, М, а также букв с округленными элементами (О, С, Ю, 3, Э). Для того, чтобы изебжать этого ощущения, необходимо остроугольные и округлые буквы строить несколько больше по вертикали по отношению к другим знакам. Так, например, буквы А, Д, М, Л рекомендуется выносить вверх на 1/20 ширины строки, а круглые буквы (О, С, Э) и элементы округлых букв (Ю, 3) —на 1/30 вверх и вниз.

Одно из проявлений действия оптических иллюзий можно обнаружить в гротескных шрифтах: горизонтальные штрихи будут восприниматься несколько шире, если их выполнять одной толщины с вертикальными. Во избежание этого ощущения горизонтальные элементы необходимо делать немного тоньше вертикальных. Явление оптических иллюзий оказывает влияние и на нахождение средней линии шрифта.

Сильные зрительные искажения шрифта связаны также с явлением иррадиации. Действие последней проявляется в том, что темный шрифт на светлом фоне всегда кажется меньше идентичного светлого на темном. В этих случаях темные буквы и цифры как бы «съедаются» по периметру светлым фоном, а элементы светлых знаков, наоборот, несколько расширяются зрительно за счет окружающего темного фона.

Явление иррадиации особенно сильно проявляется при больших яркостях поверхностей, в условиях самосвечения знаков. К сожалению, все эти явления не всегда корректируются при проектировании различных средств визуальной информации и следствием этого мы имеем часто искажение пропорций задуманного шрифта, его плохую видимость и читаемость.

Автором статьи в связи с малой изученностью вопроса была поставлена задача найти решение, позволяющее избежать ухудшения видимости знаков вследствие действия иррадиации в условиях свечения. В результате проведенных нами на кафедре рисунка и живописи ЛИСИ экспериментальных исследований были получены ценные данные по этому вопросу.

В частности, были выявлены следующие закономерности (в условиях высокого контраста):
а) для светящихся знаков лучшей видимостью обладают буквы, выполненные штрихом, составляющим в среднем 1/30-М/50 высоты буквы, а по ширине соответственно — 1/25н-1/40 ее часть;
б) для шрифтов темных, выполненных на светящемся фоне, лучшую видимость имеют знаки, у которых штрих равен примерно 1/4н-1/5 высоты буквы или 1/3-И/4 ее ширины.

На основе проведенных исследований и выявленных при этом закономерностей автором были созданы образцы шрифтов, отвечающих условиям максимальной видимости (различимости) знаков.

Нужно отметить, что зрительные искажения шрифта возможны вследствие изменения угла зрения и положения наблюдателя по отношению к рассматриваемому объекту.

Поскольку в условиях производства чаще применяются не отдельные знаки (буквы и цифры), а разнообразные надписи, необходимо остановиться на вопросах, связанных с их восприятием, т. к. неразборчивость и неправильное истолкование надписи может не только замедлить выполнение определенной операции, но во многих случаях привести к более серьезным последствиям.

Принимая во внимание особенности производственных условий, требования к выполнению надписей могут быть выражены в следующем:
— надписи необходимо помещать в тех местах, где они хорошо видны, и вблизи тех элементов, к которым они относятся;
— две различные, близко находящиеся надписи должны быть расположены таким образом, чтобы одна не являлась продолжением другой;
— надписи необходимо ориентировать горизонтально;
— вертикальные надписи следует использовать только в крайних случаях;
— необходимо избегать криволинейное начертание надписей;
— расположение надписей должно быть всегда единообразным (над или под обозначаемым элементом и т. д.);
— не рекомендуется использовать термины, допускающие различное толкование;
— следует избегать сокращений, они допустимы только в тех случаях, когда возникает угроза загромождения объекта надписями; необходимо применять общепринятые стандартные сокращения;
— размер и начертание отдельных знаков, надписей, а также текстов, состоящих из нескольких слов, должны быть такими, чтобы обеспечивалось их безошибочное чтение с необходимых расстояний при данном уровне освещенности.

Качество выполнения надписи в большой степени зависит от ее общей композиции. Одно из основных требований к надписи—равномерность расстановки букв. Наш глаз оценивает пробел между знаками по всей площади, а не по точному рае^ стоянию между ними. Поэтому чисто механическая расстановка букв с равными промежутками совершенно непригодна, т. к. алфавит состоит не только из букв прямоугольной формы (Н, П, И, Ш), но и имеющих разнообразную конфигурацию, сочетание которых может быть также самым различным.

При определении интервала между буквами нужно учитывать сложность психологии восприятия, в процессе которого наш глаз, рассматривая пространство между знаками, как бы округляет, сглаживает его. Специфика характера этого пространства (и следовательно его восприятия) зависит в каждом конкретном случае от рисунка образующих его букв и расстояния между ними. Однако и это расстояние должно быть также продумано, т. к. слишком близкое расположение знаков производит неприятное впечатление, и, кроме того, надпись сливается в неразборчивое пятно, особенно при значительном удалении наблюдателя, а слишком редкая расстановка ведет к потере связи между отдельными буквами. В среднем расстояние между знаками не должно превышать половину ширины средней буквы и быть не меньше 1/6 их высоты.

Значительное влияние на восприятие различных форм графической информации оказывает освещенность, от которой в прямой зависимости находится видимость объектов. Здесь не так важно абсолютное значение освещенности, как различие в яркости наблюдаемого объекта и фона. Одной из самых важных характеристик условий видимости является яркостиый контраст. Он выражается отношением разности яркостей объекта и фона к яркости фона.

ности восприятия необходимой информации. Для чтения обычных текстов и надписей требуется освещенность в пределах от 200 до 500 люкс.

Известно, что качество видимости знаков определяется дистанцией, с которой они рассматриваются. Существующие рекомендации сводятся примерно к следующему. Для условий хорошей видимости высота букв не должна быть меньше 0,005 расстояния считывания. При высокой освещенности и значительной контрастности высота букв может быть меньше, но составлять не менее 0,002 расстояния от наблюдателя.

Помимо перечисленных факторов большое значение для восприятия шрифта в визуальных коммуникациях промышленных предприятий имеет выбор цвета надписи и фона, т. е. хроматический контраст. В настоящее время имеется ряд рекомендаций относительно наиболее эффективных цветосоче-таний. Несмотря на некоторое различие этих данных у разных авторов, в итоге можно выделить самые лучшие с точки зрения восприятия варианты сочетания шрифта и фона: черный — белый, черный — желтый, синий — белый, зеленый — белый, красный — белый, красный — желтый.

В заключение нужно отметить, что некоторые цветовые характеристики приобрели определенное условное значение. Так, например, красный цвет символизирует запрещение, опасность; желтый — предостережение, внимание; зеленый —разрешение, нормально. Синий цвет используется в обозначениях информирующего характера, не связанных с системой обеспечения безопасности.

Такое цветовое кодирование должно учитываться при проектировании визуальных коммуникаций промпредприятий с тем, чтобы не вызвать возможности неправильного истолкования тех или иных форм зрительной информации.



Читать далее:
Опыт содружества в реализации научных исследований
Об активизации процесса художественного воспитания архитекторов
Соразмерные изображения архитектурных перспектив (эмметрозы)
Функциональные основы художественного конструирования рабочих мест и участков
Организация архитектурно-пространственной среды производственного здания
Об основных принципах функционального формообразования производственной среды
Роль художника в формировании производственной среды
Цвет в архитектуре тепловых электростанций
Использование декоративных свойств отделочных материалов
Древесно-пластические полы в архитектуре интерьера промышленного здания



Ваш отзыв