ГлавнаяСтатьи

Роль художника в формировании производственной среды

Культура современного производства, понимаемого как совокупность сил и средств для создания промышленной продукции, представляет собой сложное явление. Всякое производство включает людей-работников, орудия труда, процесс работы и условия производства (производственное окружение). Научная организация этих четырех элементов обеспечивает высокую личную культуру работника, материально-техническую культуру предприятия, культуру процесса работы и условий труда, что в совокупности и составляет понятие культуры производства в целом.

Важной составляющей в общей культуре предприятия является ее эстетический аспект. Красота всех элементов производства, опосредствованная в функциональном отношении, является важным фактором повышения производительности труда и улучшения морального состояния работника. Эстетически-выразительное окружение оказывает постоянное благоприятное воздействие и на отдельного человека, и на весь трудовой коллектив, активно формирует здоровый психологический климат предприятия.

Что понимать под производственным окружением, средой? Обычно к среде относят только материально-предметное окружение, в первую очередь рабочее помещение с его оборудованием и микроклиматом.

Однако всякая среда складывается из физического предметного окружения и психофизиологического и социального отношения человека к этому окружению и другим людям, с которыми он контактируется в процессе деятельности. Поэтому производственная среда включает:
— материально-предметную сферу;
— сферу человеческих отношений (отношения между людьми и отношение людей к их материально-предметному окружению).

Художник (понимаемый в широком плане, т. к. в узкопрофессиональном он может быть специалистом-архитектором, художником-конструктором, декоратором и т. д.), играющий ведущую роль в эстетической организации производства, должен формировать именно всю среду в целом, а не только ее предметную часть. Прецедент подобной работы есть: в 20—30 гг. советские архитекторы брались за формирование сложнейшей материальной и социальной среды, всестороннюю организацию труда и быта. Естественно, что никто не снимает с архитекторов и дизайнеров решение подобных вопросов в наше время, когда они стали еще более актуальными.

Задачи и характер работы художника при формировании материального аспекта среды общеизвестны. Они предполагают обязательную комплексную эстетическую организацию производственных территорий, зданий и помещений, оборудования и различных орудий труда с учетом технических, технологических, экономических, психофизиологических, эстетических и социальных факторов. Архитектурное объемно-планировочное решение и художественно-конструкторская разработка машин, станков, аппаратов, приборов, инструментов, оргтехоснастки, мебели, производственной одежды, средств индивидуальной защиты — вот круг объектов работы художника. Одновременно он участвует в формировании физического климата и осуществляет декоративное убранство помещений с учетом психофизиологических и эстетических факторов. Художник разрабатывает эстетически-обоснованную систему освещения и схему окраски, продумывает принципы размещения декоративных растений, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, участвует в других работах (организация производственной музыки и т. д.).

Гораздо более сложны задачи и характер работы художника при эстетической организации сферы человеческих отношений на производстве.

Проблема номер один здесь — «эстетическая организация человека-работника». Она предполагает участие художника в формировании физического и морального состояния, в воспитании, образовании, организации поведения людей и т. д. с учетом биологических, социальных, педагогических и эстетических факторов.

Конкретные формы такой работы — содействие личному эстетическому развитию человека, усиление художественного аспекта различных обрядов (посвящение в рабочие, праздник первой получки, присвоение более высокой квалификации, прием в комсомол и в партию, комсомольские свадьбы, октяб-рины, праздники трудовых традиций, чествование ветеранов и героев труда, проводы в армию, проводы на пенсию и т. -д.), создание производственных музеев, выставок продукции, развитие художественной самодеятельности, оформление и театрализация праздников, как мероприятий, имеющих огромное эмоционально-воспитательное значение.

Все разнообразные формы эстетического воспитания в условиях производства должны опираться на богатый опыт, имеющийся в различных видах монументального, декоративно-оформительского, театрального искусства. Весьма эффективно, например, кинетическое искусство — применение движущихся, светящихся и звучащих конструкций, не просто декоративных. но выражающих определенное содержание (такова электрифицированная карта — панорама событий Великой Октябрьской социалистической революции на Невском проспекте в Ленинграде). Непосредственно с кинетическим искусством связаны свето-музыкальные действа. В архитектурной среде с эффектным применением света, музыки, звучащего текста этот вид искусства в лаконичной, ассоциативной форме раскрывает исторические образы, воссоздает давние события. Подобный прием вполне уместен для показа истории предприятия на постояннодействующей экспозиционной установке. Аналогичные приемы и средства необходимо использовать для устройства заводских музеев и выставок готовой продукции — важных видов работы по формированию положительного отношения к труду, развитию у них чувства гордости своим предприятием.

Все это оживит, укрепит, углубит, наглядно раскроет политический и исторический аспект воспитательной работы.

Таким же образом следует организовывать и праздничное убранство, превращая его из дежурного оформления в многообразное и законченное зрелище.

Большая театрализация, по существу, синтез искусств, а не просто оформление должны быть присущи и художественной самодеятельности, и особенно обрядам. Народные и религиозные обряды сильны именно театральностью, эмоциональным воздействием. Подобные эстетические качества должны быть и у производственных обрядов. Тогда они обретут выразительность содержания, увеличат свое общественно-политическое значение. Тогда они могут стать великолепными, трогающими до слез и запоминающимися на всю жизнь ритуалами, превратятся из «мероприятий» в высокоторжественные действа.

Весьма сложна и эстетическая организация процесса работы. Она предполагает участие художника в разработке режима и порядка работы, средств передачи разнообразной информации и организации технологического процесса с учетом организационных, технологических, психофизиологических и эстетических факторов.

Главные формы работы — эстетическая организация рабочих движений и своеобразная театрализация, формирование зрелшцности, декоративности, эмоциональной выразительности всего процесса работы в целом. При эстетической организации информационного аспекта трудового процесса главное внимание должно быть уделено художественно-графической разработке технической документации и разнообразных материалов по информации, агитации и ппопаганпе: инстоук-тивные плакаты, плакаты по технике безопасности, стенная печать (в т. ч. свето- и киногазеты, газеты с объемно-пространственными и движущимися стендами), разнообразные информационные установки, щиты и т. д.

В современном производстве роль визуальной информации чрезвычайно велика, т. к. от ее качества зависит не только успех передачи конкретных сведений, но и в определенной мере формирование характера производственной среды и воспитание человека. Знаковая (текстовая) и особенно графическая (рисованная) информация окажет должное воздействие только в том случае, когда форма ее подачи будет лаконичной, броской, оригинальной, художественно решенной и гармонично связанной с окружением, а содержание конкретным и хорошо читаемым. Информационные материалы должны отвечать требованиям наглядности, доступности восприятия и понимания, актуальности, уместности расположения.

Конечно, условия практической реализации всех затронутых вопросов чрезвычайно сложны и не только из-за нередкого отсутствия возможностей для работы, но и потому, что о такой работе просто не думают.

Особенно острыми представляются следующие проблемы:
— человеку свойственно стремление к эстетическому во всех проявлениях его жизнедеятельности; эстетическая организация производства требует высокопрофессионального подхода; где же найти художника-специалиста, способного полноценно решать все многообразные и трудные эстетические проблемы?
— решение таких проблем наиболее возможно на вновь организуемых и строящихся предприятиях; как же быть с действующим производством, где, как правило, успешная работа художника чрезвычайно затруднена?
— не исключают ли перечисленные вопросы возможности полноценной эстетической организации производства?

Конечно, нет. Но прежде всего необходима искренняя и полная убежденность всех участников работы в том, что:
— поверхностный, односторонний подход к эстетической деятельности на производстве, направленный только па организацию производственных помещений, абсолютно ошибочен и даже вреден;
— эстетика — сложная наука и ее нужно изучать серьезно и глубоко, прежде чем приступать к практической художественной работе;
— непрофессиональное, самодельщина, стихийность в эстетической деятельности на производстве столь же бессмысленны, нерезультативны и опасны (поскольку дискредитируют хорошее дело), как и в любой другой области;
— профессиональный подход требует, чтобы работа художника осуществлялась совместно с коллективом, включающим различных специалистов (инженера и технолога, экономиста и эргономиста, социолога и педагога и т. д.), четко планировалась, последовательно и комплексно проводилась;
— комплексность предполагает общую организацию (или реорганизацию) производства по всем «параметрам» — техническим, технологическим, организационным, экономическим, психофизиологическим, эстетическим, социологическим, педагогическим и др.; все они должны решаться взаимосвязанно, полностью и одинаково и качественно, причем хотя бы на отдельных участках производства, которые могут стать своеобразными, весьма действенными «катализаторами», стимулирующими всю дальнейшую работу.

Только в этом случае работа художника по эстетической организации производственной среды в широком ее понимании будет эффективной и плодотворной, только таким путем может быть внесен активный вклад в эстетическое обогащение жизни трудящихся и формирование гармонической личности советского человека.



Читать далее:
Опыт содружества в реализации научных исследований
Шрифт в визуальных коммуникациях промышленного предприятия
Об активизации процесса художественного воспитания архитекторов
Соразмерные изображения архитектурных перспектив (эмметрозы)
Функциональные основы художественного конструирования рабочих мест и участков
Организация архитектурно-пространственной среды производственного здания
Об основных принципах функционального формообразования производственной среды
Цвет в архитектуре тепловых электростанций
Использование декоративных свойств отделочных материалов
Древесно-пластические полы в архитектуре интерьера промышленного здания



Ваш отзыв