ГлавнаяСтатьи

Ремонт элементов мостов и труб

При ремонте гидроизоляции проезжей части железобетонных, бетонных и каменных мостов вначале вскрывают защитный слой, затем поврежденную изоляцию удаляют и тщательно обследуют обнаженную поверхность. Обнаруженные трещины заделывают, слабый бетон заменяют новым, и поверхность слоя смазки выравнивают цементным раствором состава 1 :3. После затвердения цементной смазки поверхность ее очищают от пыли и строительного мусора щетками или сжатым воздухом, высушивают и волосяной кистью наносят слой битумного лака (№ 67 по ГОСТ 312—73 или № 411 по ГОСТ 1347—67). Для грунтовочного слоя применяют также разжиженный битум (по ГОСТ 11955—74).

После просыхания грунтовочного слоя по всей поверхности тщательно без пропусков наносят волосяными щетками битумную мастику при температуре не ниже 160—180 °С слоем 2 мм и накладывают листы из рулонного материала (гидроизол, ткань, пропитанную битумом, и пр.) с перекрытием швов не меньше чем на 10—15 см. При многослойной гидроизоляции по первому ее слою наносят снова битумную мастику слоем в 2 мм и затем укладывают второй слой и т. д. Верхний слой изоляционного материала тоже покрывают битумной мастикой.

Все рулонные материалы без покровного слоя перед укладкой перекатывают на обратную сторону, а покровные рулонные материалы выдерживают не менее 20 ч в раскатанном виде. Ковер из рулонного материала оберегают от механических повреждений. Материал в натянутом состоянии постепенно накладывают на изолируемую поверхность и тщательно разглаживают деревянной лопаткой или легким ручным катком, не допуская образования воздушных мешков и застывания мастики.

Ремонтные работы лучше всего производить в сухую погоду при температуре от +15 до +25 °С. В жаркие солнечные или дождливые дни ремонтируемый участок необходимо защищать навесом от прямых солнечных лучей и дождя. При температуре ниже +5 °С изоляцию не укладывают. Для защиты изоляции от повреждений после нанесения последнего слоя мастики сверху дают защитный слой из бетона не ниже М-200, изготовленного на мелком щебне (крупностью не больше 15 мм). В местах расположения бордюров, водоотводных трубок и деформационных швов изоляцию ремонтируют особо тщательно. В местах с повышенными тротуарами концы изоляции выводят вверх за бордюрный камень и приклеивают к стенке синтетическими клеями. Для плавности перехода изоляции в углах устраивают выкружки из рас-твора или клея радиусом 1—1,5 см. В местах с пониженными тротуарами изоляцию пропускают под тротуарный блок до края плиты. В водоотводные трубки (рис. 41, а) новую изоляцию заводят в следующем порядке: над отверстием трубки в изоляционном материале прорезают сквозное отверстие диаметром 4—5 см (рис. 41), затем в радиальном направлении в пределах отверстия трубки делают разрезы на восемь равных секторов (рис. 41,в); раструб трубки изнутри промазывают битумным лаком; по слою грунтовки наносят битумную мастику, и секторы первого слоя изоляции приклеивают к стенкам раструба трубки. После промазки битумной мастикой первого слоя накладывают секторы второго так, чтобы стыки сектора были смещены относительно нижних стыков на 5 см и секторы нижнего слоя выступали из-под второго на 2— 2,5 см. Приклеенные и уплотненные в раструбе секторы изоляции покрывают мастикой и зажимают в раструбе.

Рис. 41. Конструкция водоотводных трубок и схемы разделки рулонного материала над отверстием трубы:
1 — трубка; 2 —воронка; 3 — боковые отверстия; 4—решетка; 5—покрытие; б — защитный слой; 7 — гидроизоляция; 8 — подготовительный слой; 9 — плита проезжей части; 10 — дренаж

При ремонте изоляции с применением жидких тиоколовых мастик вначале на подготовленную поверхность из цементно-песча-ного слоя наносят кистью укрывистым слоем тиоколовую грунтовку, что обеспечивает полное обеспыливание поверхности и ее гидрофобизацию. Грунтовку без покрытия выдерживают не меньше 1 ч. Первый слой тиоколового состава наносят толщиной 1 —1,5 мм, затем свежеуложенный слой армируется стекловолокнистой сеткой или стеклосетчатой тканью и покрывают вторым слоем этого состава толщиной 1—1,5 мм. По слою гидроизоляции не раньше, чем через 7—10 ч укладывают защитный слой бетона марки не ниже 200, армированный сеткой (по ГОСТ 5336—67 для плетеной одинарной сетки № 50—75). Защитный слой сверху целесообразно покрывать тиоколовой или битумной грунтовкой.

Аналогично ремонтируют гидроизоляцию в местах сопряжения с водоотводными трубками.

Одновременно с ремонтом изоляции ремонтируют водоотводные трубки. Для этого все части водоотводных трубок, не соприкасающиеся с бетоном, после тщательной очистки их от грязи и ржавчины покрывают битумным лаком, а неплотности между бетоном и трубкой тщательно заделывают цементным раствором.

При возобновлении (ремонте) обмазочной гидроизоляции опор в зоне контакта с грунтом ее слои толщиной 1,5—3 мм каждый наносят равномерно с тщательной промазкой всей поверхности. Второй слой битумной мастики при горячем способе наносят после остывания предыдущего слоя, а при холодном способе — после просушки этого слоя в течение суток. Обмазочную гидроизоляцию считают хорошо выполненной, если она не имеет раковин, трещин, вздутий, отставаний и покрывает изолируемую поверхность без перерывов.

В деформационных и температурных швах конструкции проезжей части, где рулонный материал проходит непрерывно, надо устанавливать специальные компенсаторы из мягкого металла (латуни, кровельной стали и пр.), исключающие разрывы полотна изоляционного материала.

Перед ремонтом швов очищают все зазоры между соседними пролетными строениями и шкафной стенкой устоя от предметов, мешающих нормальной работе конструкций на температурные воздействия. В ряде случаев для этого приходится прибегать к механическому долблению бетона, выжиганию опалубочных досок, оставленных после строительства моста.

Деформационные швы закрытого типа ремонтируют в случае появления трещин в покрытии над швом, выпучивания или деформации шва, а также при появлении признаков просачивания воды через него. Вначале эти швы вскрывают, очищают или ремонтируют компенсатор и затем заделывают шов эластичной мастикой.

При перемещениях до 10 мм для уплотнения деформационного шва применяют битумную мастику (рис. 42). Недостаточно упругие свойства мастики компенсируют укладкой ее в виде ‘уширенной прослойки, что повышает допустимую величину линейной деформации прослойки между сопрягаемыми частями пролетного строения. Асфальтобетонное покрытие над швом не разрывают. Во избежание образования трещин в покрытии участок асфальтобетона над швом на протяжении 2,5 м изолируют слоем толя от поверхности защитного слоя бетона, обработанной песком. Изоляцию над швом устраивают тоже без разрыва. Компенсаторы закрепляют в бетоне. В пределах изогнутой части компенсатора изоляцию не наклеивают во избежание повреждения ее при изменении зазора в шве. В деформационных швах с большими перемещениями трудно обеспечить водонепроницаемость из-за малой упругости битумной мастики при низких температурах и недоста-

Рис. 42. Конструкция деформационного шва после ремонта:
1 — битумная мастика; 2 — асфальтобетонное покрытие; 3 — слой рулонного материала; 4 — защитный слой; 5 — гидроизоляция; 6 — выравнивающий слой; 7 — заливка цементным раствором; 8 — компенсатор; 9 — железобетонная плита

Рис. 43. Конструкция деформационного шва с резиновыми компенсаторами:
1 — цементобетонное покрытие; 2 — стальной лист заполнения; 3 — прерывистый сварной шов; 4 — компенсатор; 5 — окаймление; 6 — мастика; 7 — асфальтобетонное покрытие; S — защитный слой; 9 — гидроизоляция; 10 — бетон омоноличивания окаймления; 11 — опорная пластина; 12 — анкер (показан пунктиром); 13 — фиксаторы; 14 — закладная пластина; 15 — накладка

точного сцепления ее с сопрягаемыми частями. Поэтому при перемещениях 10—20 мм в швах закрытого типа применяют лотки-компенсаторы, отводящие воду в стороны от оси пролетного строения с уклоном 0,02, а в верхней части в пределах толщины покрытия шов уплотнен битумной мастикой. Компенсаторы рекомендуется изготовлять из листовой меди или латуни толщиной 1 —1,5 мм. Эти материалы достаточно устойчивы против коррозии и образования трещин при изгибе. Для обеспечения водонепроницаемости шва листы компенсатора запаивают по всей длине.

Когда перечисленные способы ремонта не устраняют таких дефектов, как просачивание воды через шов или разрушения покрытия около швов, можно дефектную конструкцию деформационного шва заменить на швы с резиновыми компенсаторами, разработанные в Союздорнии. Их можно применять при величине относительных смещений смежных концов пролетных строений от 10 до 90 мм в климатических районах страны с абсолютно минимальной температурой воздуха не ниже минус 55 °С.

Целесообразны деформационные швы с механическим креплением резиновых компенсаторов к металлу (например, К-8). Шов обеспечивает перемещение до 45 мм и состоит из заполнения, окаймления и анкеровки (рис. 43). В заполнение шва входят: резиновые компенсаторы, стальные пластины, к которым прикрепляют резину, и приспособления — прижимы, шпильки, гайки. При повышенных тротуарах такие швы по верху тротуара перекрывают стальным скользящим листом.

Конструкцию шва устанавливают без перерыва движения по мосту с переводом его на время ремонтных работ на одну полосу.

Работы производят в следующем порядке.

Разбирают покрытие проезжей части у шва до плиты и на ней закрепляют закладные пластины с анкеровкой их путем приварки к закладным элементам плиты. Если закладных элементов в плите нет, то их надо установить — например, заделать болты диаметром 12—16 мм или пропустить болты на всю толщину плиты в просверленных отверстиях и к ним закрепить закладные пластины. На закладные части шва устанавливают стальное окаймление в виде уголков или пластин в зависимости от принятой конструкции шва. Окаймления устанавливают в проектное положение с помощью специальных монтажных рам. К ребрам жесткости окаймления и закладным пластинам приваривают накладки и омоноличивают окаймление с последующим устройством гидроизоляции и защитного слоя около шва.

При асфальтобетонном покрытии нижний его слой у шва уплотняют и заглаживают очень тщательно трамбовками и металлическими утюгами. Зазор для мастики между окаймлением и асфальтобетоном обеспечивают с помощью заложенной заранее доски толщиной 15 мм, промазанной битумом или обернутой в промасленную бумагу. После укладки нижнего слоя асфальтобетона доску вынимают и образовавшийся зазор заполняют резинобитум-ной или полимернобитумной мастикой. При отсутствии мастик для заполнения применяют герметики или литой асфальт с размером крупных зерен — 5—10 мм. Для устройства заполнения шва к пластинам заполнения приваривают строповочные петли и с помощью их пластины устанавливают сначала без компенсаторов для выверки и подгонки их по месту; там их предварительно прихватывают сваркой и уже объединенными убирают из окаймления.

Перед окончательной установкой заполнения шва резиновый компенсатор прикрепляют к пластинам заполнения и после сборки заполнения плотно затягивают гайки крепления прижимов от середины монтажного элемента к краям. Герметичность собранного заполнения проверяют контрольной заливкой его водой. Для удобства установки заполнения на место к пластинам приваривают установочные стержни и с их помощью пластины устанавливают в зазор между фиксаторами и уголками окаймления (см. рис. 42).

Стальные пластины заполнения, как правило, изготавливают в виде одного монтажного элемента на всю длину шва. При этом прогиб пластины или выгиб на половине длины шва не должен превышать 6 мм. При большой длине шва пластины можно собирать из элементов длиной более 3 м непосредственно на строительной площадке.

Резиновые компенсаторы изготавливают на заводах резинотехнических изделий отрезками по 2,8 м и перед сборкой стыкуют в ленту на всю длину шва внахлестку или «на ус» горячим способом в переносном вулканизаторе.

Ремонт покрытия проезжей части мостов аналогичен ремонту его на автомобильных дорогах *.

При ремонте пролетных строений для лучшего заполнения вертикальных трещин в балках герметиком или полимер-цементным раствором работы целесообразно вести в период максимального раскрытия трещин. Пролетное строение загружают балластом, поверху которого дают деревянный настил в виде колеи для пропуска одиночных автомобилей. Балласт распределяют на проезжей части так, чтобы давление на каждую балку не превышало допускаемого. По окончании ремонта балласт снимают и выдерживают конструкцию без нагрузки. В случае использования для рембнта герметиков пролетное строение можно эксплуатировать через сутки после ремонта, а в случае инъектирования трещин цементным и полимерным составами — не раньше, чем через 3 сут.

В диафрагменных сборных пролетных строениях могут быть случаи несовпадения осей диафрагм соседних балок и соединительное накладки из металлических пластин или отсутствовать (не приварены), или искривлены (в плане). Для устранения этого дефекта недостающие накладки приваривают, а искривленные снимают и заменяют новыми. Образуемые при этом зазоры между пластиной и диафрагмой заполняют металлической прокладкой (рис. 44). Дефектные накладки срубают вручную или механическим инструментом. Применять газокислородную резку или сварку для удаления накладок нельзя, так как бетон в зоне расположения накладок сильно нагревается и растрескивается. Если накладки перекошены в вертикальной плоскости без искривлений в плане, их можно не заменять.

Накладки заменяют поочередно, не допуская одновременного удаления накладок более чем в одном стыке. Все работы можно проводить без перерыва движения по мосту. По окончании сварочных работ стальные элементы стыков тщательно очищают и окрашивают, а щели между полудиафрагмами и консолями плиты проезжей части заделывают полимерцементными или другими составами.

При ремонте подвесного пролетного строения (рис. 45, а) и восстановлении поврежденных участков опорных столиков на консолях (рис. 45, б) его поднимают гидравлическими или ленточными домкратами, установленными на временных опорах и закрепляют На временных опорах. Для пропуска автомобилей по мосту устанавливают наклонные пандусы (см. рис. 45).

Если скол бетона произошел в торце столика из-за большой толщины защитного слоя у торца и опорные части сдвинуты близко к краю столика, то сначала скалывают поврежденный бетон на крайних участках консоли или подвесного пролетного строения и их дополнительно армируют; затем очищают участки от мусора, тщательно промывают и после полного просыхания

Рис. 44. Конструкция объединения полудиафрагм при нарушении соосности стыка:
1 — полудиафрагма; 2 — стальная прокладка; 3 — накладка; 4 — закладная пластина

Рис. 45. Разгрузочные устройства для дефектных опорных участков подвесных пролетных строений и консолей:
1 — трещина; 2 — стальные тяжи; 3 — опорные балки; 4 — распределительная балка; 5 — подкладки; 6 — деревянный пандус; 7 — подвесные подмости

бетонируют, получая высокопрочный бетон (марки не ниже 400) с тщательным уплотнением глубинными вибраторами. Если булава вибратора не проходит вглубь между стержнями, то к ней приваривают арматурный стержень из стали класса A-III диаметром 20—28 мм. Дополнительно устанавливаемые арматурные

стержни должны иметь минимально-допустимые радиусы перегиба и должны быть достаточно заанкерены в бетоне.

Под места расположения опорных частей в бетон закладывают арматурные сетки и опорные стальные пластины (рис. 46). По достижении бетоном усиления проектной прочности подвесное пролетное строение плавно опускают на опорные части. Аналогично ремонтируют поврежденные опорные участки балочно-разрезных конструкций. При этом движение по мосту ограничивают или полностью закрывают.

Подферменник опоры ремонтируют или путем усиления (рис. 47, а), или устройством нового (рис. 47,6). Замена подферменника обычно связана с перерывом движения на мосту. Поэтому, если условия позволяют, лучше подферменники усилять металлической или железобетонной обоймой.

Рис. 46. Пример усиления опорного участка в консольно-под-весном пролетном строении:
1 — консоль; 2 — дополнительно установленный стержень; 3 — горизонтальный дополнительный хомут; 4 — подвесная балка; 5 — арматурная сетка

Для металлической обоймы используют прокатный металл, стягиваемый плотно вокруг подферменника болтами. Если края подферменника разрушены, то их скалывают вдоль всего контура подферменника и заделывают новым бетоном, используя обойму как наружную опалубку. Для усиления железобетонной обоймой используют стержневую арматуру периодического профиля диаметром 14—16 мм, образующую замкнутый контур вокруг подферменника. Такая оболочка имеет толщину 10—12 см. Сверху подферменника, заделывая трещины, придают поверхности уклон, обеспечивающий отвод воды за пределы подферменника.

Если подферменник надо удалить, то домкратами поднимают конец пролетного строения и устанавливают на клетки. Старый подферменник удаляют (вырубают), площадку под ним очищают от мусора, насекают, тщательно промывают и устанавливают в проектное положение изготовленный заранее новый железобетонный подферменный камень. Для плотного опирания подферменника всей постелью площадку под ним выравнивают цементным раствором или синтетическими клеями, а подферменный ка-’ мень опускают на слой свежеуложенного жесткого раствора толщиной 2—3 см или клея и выдерживают до полного схватывания. Одновременно с ремонтом подферменника устраняют неплотности, опирания плит и перекосы опорных частей.

При ремонте облицовки опор или каменных сводов расшивают швы, заменяют отдельные камни и очищают облицовку. Для расшивки швы на глубину до 6 см тщательно очищают от раствора, промывают водой и смачивают цементным молоком, после чего сразу нагнетают цементный раствор в шов и уплотняют расшивником, позволяющим получить правильную (вогнутую) форму шва. При замене отдельных камней облицовки кладку после их удаления очищают от грязи, насекают поверхность бетона и промывают. Перед установкой новые очищенные камни смачивают водой и устанавливают на деревянные или металлические клинья, фиксирующие заданную толщину швов, после чего под давлением нагнетают цементный раствор, предварительно зашпаклевывая швы снаружи. После заполнения цементным раствором швы расшивают.

Рис. 47. Подферменники усиленной обоймой и установкой нового подферменного камня:
1 — обойма металлическая или железобетонная; 2 — вырубленная часть бетона; 3 — подферменный камень старый; 4 — тело опоры; 5 — клинья; 6 — новый подферменный камень

Рис. 48. Укрепление устоя стальными элементами:
1 — трещины; 2 — стальные тяжи; 3 — объемлющие стальные элементы; 4 — распределительные стальные подкладки

Ремонт массивных частей опор, имеющих дефекты в виде сквозных трещин, разделяющих конструкцию на отдельные блоки, ведут путем усиления опоры стальными каркасами или железобетонными поясами. При этом в устоях с трещинами, которые отделяют переднюю стенку или обратные стенки от основного массива, стальные каркасы устанавливают из горизонтальных объемлющих элементов (рис. 48,а), стянутых тяжами. Для размещения элементов каркаса в насыпи по концам обратных стенок

устраивают поперечные прорези. Если же трещины вызывают отделение обратных стенок, то их укрепляют тяжами, пропущенными через пробуренные отверстия в кладке (рис. 48,б).

Для предотвращения дальнейшего роста деформаций в устоях грунты между обратными стенками заменяют дренирующими (крупнозернистым песком или гравием) и одновременно устраивают дренажи с обеспечением отвода воды за пределы стенки. В кладке устоя предусматривают отверстия, обеспечивающие сток воды наружу. Если замена грунта не нужна, то устраивают в насыпи за устоем поперечные дренажи, делая прорези шириной 0,5—2 м. Ремонтируют сначала по одной стороне проезжей части моста, а затем по другой. В прорези закладывают дренирующие материалы, и дренаж засыпают крупнозернистым песком.

При расстройстве кладки опор, образовании одиночных сквозных горизонтальных, наклонных и вертикальных трещин опоры усиляют путем устройства одного или нескольких железобетонных поясов. Количество поясов назначают с учетом характера трещин. Горизонтальные трещины перекрывают одним поясом шириной 0,75—1 м и толщиной 20—30 см (см. рис. 49,а), а вертикальные и наклонные трещины двумя-тремя (рис. 49, б) по высоте опоры. Целесообразно также цементировать широкие трещины до устройства железобетонного пояса.

Рис. 49. Расположение железобетонных поясов на усиляемых опорах и деталь их закрепления на опоре:
1 — арматурные стержни; 2 — хомуты; 3 — анкеры; 4 — трещина

Перед бетонированием контактную часть поверхности опоры очищают и увлажняют. Бетон пояса — марки 250—300. Пояс армируют двумя горизонтальными рядами стержней периодического профиля диаметром 18—20 мм, образующих замкнутый контур вокруг опоры. Для повышения сцепления бетона опоры с поясом, улучшения совместной их работы насекают поверхность опоры, закладывают анкеры из стальных стержней диаметром 18—20 мм в заранее пробуренные в теле опоры скважины глубиной 50 см и заделывают цементным раствором. Скважины устраивают ручными или механическими бурильными инструментами так, чтобы ее диаметр был больше диаметра стержня на 20 мм. Для удобства заполнения скважин раствором и повышения степени анке-ровки скважине придают наклон в 15—20° к горизонтали. Анкеры ставят через 1 м вдоль опоры и не менее чем в два ряда по высоте. На анкерах закрепляют замкнутые хомуты диаметром 6 мм (через 25 см). Каркас крепят к анкерам после достижения достаточной прочности растворов в скважинах, т. е. через три-четыре дня. Верхняя грань пояса должна иметь наклон не меньше 3% в наружную сторону.

При рыхлой или трещиноватой поверхности опор, значительном выветривании кладки, ее истирании с образованием каверн, раковин и обнажений арматуры и также при разрушении наружных слоев кладки в результате воздействия агрессивной среды надо устраивать по всей поверхности опоры железобетонные рубашки-обоймы. Такой вид ремонта может быть выполнен путем торкретирования всей поверхности кладки или установкой монолитных и сборных (с заполнением) оболочек.

Повышенная прочность уложенного торкретбетона достигается армированием сеткой из проволок диаметром 3—4 мм с размерами ячеек в каждом направлении 5—10 см. Сетку устанавливают на поверхность опоры перед торкретированием и прикрепляют к металлическим штырям из стержней диаметром 10—12 мм, заделанным в бетон опоры или кладки на глубину 20—25 см на расстоянии 40—60 см друг от друга (рис. 50). Выступающие из кладки штыри должны обеспечить закрепление сетки на расстоянии 1—1,5 см от поверхности опоры.

Монолитные оболочки устраивают при значительном разрушении бетона опор. Такую оболочку устраивают из бетона не ниже М-300 и армируют сеткой из проволоки или катанки диаметром 5—8 мм (с ячейкой 10—20 см). Количество сеток (одна или две) и толщину оболочки назначают (по проекту усиления) в зависимости от размеров и характера повреждений. Бетонируют оболочку сразу по всему ее контуру, по мере укладки бетонной смеси наращивают опалубку.

Рис. 50. Армирование бетонной обоймы опоры:
1 — защитный слой; 2 — штырь диаметром 12—18 мм; 3 — арматурная сетка

Поверхности столбов (колонн) опоры из оболочек или контурных элементов, не подверженных воздействию льда и имеющих вертикальные трещины, можно оштукатурить по металлической сетке из проволоки диаметром 2—4 мм (с ячейкой 5—10 см). Сетки закрепляют на штырях, заделанных в бетон на глубину 10—12 см. После очистки и увлажнения поверхности опоры наносят штукатурку из полимерцементного раствора толщиной 2—3 см.

Ремонт ростверка, фундаментов и подводной части опор довольно сложен, поэтому их восстановление и усиление выполняют по специальным проектам, составленным после тщательного обследования (в том числе подводного) конструкций и выяснения причин образования дефектов. Наиболее распространенный способ усиления — устройство рубашки из монолитного или сборного железобетона. Для ведения работ вокруг опоры устраивают шпунтовое ограждение. Например, для устройства монолитной бетонной оболочки при ремонте подводной части опоры в шпунтовом ограждении сначала на простейших плавучих подмостях вокруг надводной части опоры подвешивают на тросах заранее заготовленную из двух половин коробчатую опалубку и бетонируют, а после приобретения бетоном достаточной прочности ее опускают талями на дно или на обрез фундамента (рис. 51). Зазор (пазуху) между телом опоры и рубашкой вначале заполняют подводным бетоном на высоту 10—15 см. После затвердения слоя бетона или раствора воду откачивают и бетонируют пояс до верха опалубки (см. рис. 51, а). Ширину пояса подбирают с таким расчетом, чтобы верх его возвышался над уровнем воды не менее чем на 40—50 см. Толщину железобетонного пояса — рубашки назначают в 8—10 см исходя из условий удобства бетонирования.

Если пояс оказывается тяжелым, то вначале опускают с при-гРузом проконопаченную опалубку-перемычку, замкнутую по кон-ТУРУ опоры (см. рис. 51,6). Пространство между опалубкой и телом опоры заполняют бетонной смесью сначала в нижней части на высоту 10—15 см, а после затвердения и откачки воды — в остальной части. Для ускорения твердения бетона применяют бы-етротвердеющий цемент.

Свайные опоры часто применяют в районах с пучинистыми грунтами. Для предотвращения выпучивания свай можно опору усилить путем устройства железобетонной анкерной плиты (рис. 52), верх которой должен быть расположен в талом грунте на уровне ниже глубины сезонного промерзания. Для этого вокруг свайного ростверка отрывают котлован, стенки которого укрепляют досками и брусьями, и затем на дне дают выравнивающий слой — щебеночную подготовку слоем 10 см. Размеры плиты определяют расчетом; наружные ее края должны находиться в плане на расстоянии примерно 35—40 см от наружного края сваи. Перед бетонированием плиты поверхности участков свай, затапливаемых в бетоне, насекают и увлажняют. Плиту армируют горизонтальными сетками, расположенными вверху и внизу и приваренными к рабочей арматуре свай. Бетон — не ниже М-200 и Мрз-200. После приобретения бетоном достаточной прочности котлован засыпают грунтом с тщательным послойным уплотнением до его естественной плотности.

Рис. 51. Монолитная рубашка усиляемой подводной части опор:
1 — подводный бетон; 2 — железобетонная рубашка; 3 — бетонные заполнения; 4 — тело опоры; 5 —арматурная сетка; 6 — опалубка-перемычка

При такой конструкции заанкерования опоры грунт засыпки в процессе промерзания будет пучиться, как и окружающий грунт, создавая над плитой дополнительное нормальное давление и тем самым удерживая опору от выпучивания.

При ремонте труб, деформирующихся из-за образования пустот за стенками, если насыпь по высоте небольшая, то около трубы тщательно уплотняют грунт трамбовками слоями по 15— 20 см. При высокой насыпи отрыть трубу сложно и поэтому такие пустоты заделывают песком или цементопесчаной смесью под давлением. Применяют также цементацию пустот сначала тощим, а затем жирным цементным раствором. Инъекционные трубки устанавливают заранее в швы между звеньями или в трещины кладки.

Если повреждена гидроизоляция, то вскрывают насыпь над дефектным участком или на половине ширины дороги и удаляют дефектную изоляцию. Швы снаружи плотно заполняют паклей, пропитанной битумом, и покрывают ремонтируемый участок двумя слоями битумной мастики. Для повышения водонепроницаемости швы перекрывают двумя слоями рулонного материала на ширину 25 см с прослойками из мастики. С внутренней стороны швы заделывают жестким цементным или полимерцементным растворами. Трещины в кладке труб в зависимости от величины их раскрытия цементируют или покрывают защитными пленками из полимерных материалов, а снаружи закрывают аналогично изоляции швов. После ремонта кладки выравнивают лоток бетоном на входе и выходе трубы. При значительной толщине выравнивающего слоя устраивают щебеночное основание и покрывают его раствором.

Рис. 52. Усиление свайного фундамента плитой против выпучивания:
1 — железобетонные сваи; 2 — плита; 3 — арматурная сетка; 4 — выравнивающий слой

Рис. 53. Расположение трубы в насыпи дороги:
1 — доски; 2 — стойка; 3 — распорка; 4 — лежень; 5—домкрат для продавливания трубы; б,—скребок для выборки грунта

Когда уменьшение отверстия трубы не оказывает существенного влияния на пропуск водного потока, дефектные трубы усиляют путем устройства внутри новых звеньев. Внутри больших каменных сводчатых труб, имеющих повреждение в кладке, могут быть встроены железобетонные опоры и перекрытия. При аварийном состоянии трубы ее полностью заменяют или перекладывают. До ремонтных работ такие трубы временно усиляют деревянными или металлическими рамами, кружалами и ведут наблюдение, не допуская закупорки труб. При небольшой высоте насыпи работы по переустройству трубы ведут в открытом котловане. Стенки котлована или траншеи крепят дощатыми щитами, наращиваемыми по мере заглубления. Работы проводят без перерыва движения на одной половине насыпи или же перекрывают траншею временными мостиками.

Если насыпь высокая, для перекладки каменных труб, ремонта изоляции или исправления дренажа устраивают штольню (рис. 53, а) или новую железобетонную или металлическую трубу и продавливают домкратами через насыпь (рис. 53, б) с постепенной выборкой грунта из нее.

Накренившиеся оголовки или оторвавшиеся от звеньев трубы перекладывают заново с устройством лотка перед трубой.



Читать далее:
Основные положения по перерасчету стальных мостов
Организация движения тяжелых машин
Обеспечение пропуска сверхнормативных нагрузок по искусственным сооружениям
Паромные и ледовые переправы
Наплавные мосты
Пропуск ледохода и паводковых вод
Подготовительные работы к пропуску ледохода и высоких вод
Типы укреплений подходов и регуляционных сооружении
Особенности ремонта решетчатых и сплошных ферм пролетных строений, ремонт опор и ледорезов
Ремонт и усиление подкосных и простых балочных мостов



Ваш отзыв