ГлавнаяСтатьи

Приспособления для осмотра сооружении

Железобетонные, бетонные и каменные мосты и трубы подобно конструкциям из других материалов со временем подвергаются постепенному разрушению под воздействием атмосферы, подвижной нагрузки, вызывающей динамические колебания сооружения, и других силовых факторов. Сильное разрушающее действие на бетон оказывает вода, растворяющая известь, и другие вещества, составляющие цементный камень. Просачиваясь через бетон плиты проезжей части, вода выносит эти вещества наружу, оставляя подтеки на поверхности бетона. Оставаясь в порах и трещинах бетона, вода при отрицательных температурах замерзает и разрушает бетон. Через несколько лет бетон в зоне фильтрации воды превращается в массу, лишенную всякого сцепления.

Интенсивно процесс разрушения происходит в агрессивной внешней среде, когда воздух и водоемы в районах расположения сооружения загрязнены газами и веществами, являющимися отходами химического производства; агрессивной средой являются также водоемы с морской (соленой) водой. Особенно сильное воздействие на бетон и арматуру в трещинах оказывают сернокислые соли (сульфаты) кальция, магния и натрия. Попадая в бетон (в виде растворов или газов), они образуют соединения, не обладающие вяжущими свойствами. Сцепление частиц цементного камня нарушается и происходит снижение прочности и разрушение бетона.

Процессы разрушения бетона и кладки развиваются сначала скрытно и могут быть обнаружены только при наблюдении. Своевременное выявление и устранение дефектов позволяет приостановить процесс разрушения и тем самым продлить срок службы сооружения без снижения несущей способности.

Для детального осмотра элементов пролетных строений и опор, а также выполнения работ по надзору и текущему их содержанию, используют смотровые приспособления как постоянные, так и временные только для одного осмотра.

Временные смотровые приспособления обычно применяют на низких мостах, когда высота от низа пролетного строения до поверхности земли или воды не превышает 5 м. В этом случае используют лестницы или легкие переносные подмости, оборудованные на наплавных средствах (плотах или лодках) или в кузове автомобиля.

Для осмотра мостов на пойменных участках рек применяют лестницы шириной 50—60 см с обязательной врезкой поперечин в тетивы. Чтобы лестница не скользила, нижние концы тетив оформляют металлическими башмаками. Для удобства установки и переноса лестниц большой длины (больше 4 м) рекомендуется к верхним концам тетив прикреплять шарнирно шест. Длина его должна составлять около 0,8 от полной длины лестницы. Вместо лестниц могут быть использованы легкие переносные подмости. Смотровую площадку на них устраивают таких размеров, чтобы было удобно сразу осматривать хотя бы половину ширины моста. Проход не должен быть меньше 1,2 м. Площадка обносится перилами. При слабых грунтах под стойки подмостей подкладывают лежни. Лестницы и переносные подмости имеют недостатки — Пх переносят вручную, весь осмотр занимает много времени. Поэтому рекомендуется пользоваться подмостями, устраиваемыми в кузове автомобиля, или применять специальные машины с телескопическими и другими подъемниками.

Речные пролеты над водой осматривают либо с плавучих подмостей, либо с подвесных люлек. Плавучие подмости устраивают на плотах или лодках (понтонах) и для маневрирования снабжают с носа и кормы строповочными канатами из пеньковой веревки сечением не меньше 25 мм или стальным тросом 5—6 мм. Маневрирование подмостей осуществляют, как правило, с проезжей части. Подвесные люльки используют в основном для осмотра высоких мостов, когда расстояние от низа пролетного строения до поверхности земли (или воды) больше 5 м. Люльки могут быть неразборные или сборно-разборные. Неразборные конструкции применяют из расчета одна такая люлька на мост. Обычно ее подвешивают в одном из пролетов и она находится на мосту постоянно. Если для осмотра применяется сборно-разборная люлька, то ее можно использовать для осмотра нескольких мостов и перевозить в кузове автомобиля.

Неразборные люльки можно изготовить из дерева или металла. Примерная конструкция такой деревянной люльки приведена на рис. 29. Люлька имеет две основные несущие рамы, включающие пояса из досок 20X40 см, стойки из досок 20X4 см и шпренгель из проволоки диаметром 5 мм. Рамы между собой соединены нижними поперечинами из кругляка 12—14 см и верхними из досок 20X4 см. Жесткость обеспечивается двумя поперечными связями стоек и диагональными схватками вдоль пояса. Доски пояса состыкованы на гвоздях. Люлька подвешивается на стальных тросах к ручным лебедкам грузоподъемностью до 1 т, установленных на тележках. Такая люлька имеет массу 400—500 кг при полезной грузоподъемности 450 кг.

Рис. 29. Деревянная люлька:
1 — ручная лебедка грузоподъемностью 0,5 т на двухосной тележке; 2 — подвеска из троса диаметром 5 мм; 3 — расчалки с крюком; 4 — настил из досок толщиной 2 см; 5—пояс несущей рамы из досок 20×4 см; б — стык пояса на гвоздях; 7 — шпренгель из проволоки диаметром 5 мм; 8 — стойка из досок 20×4 см; 9 — поперечина из подтоварника диаметром 12—14 см; 10 — поперечные связи стоек; 11 — перила; 12 — поперечины; 13 — лестница для спуска на люльку

Рис. 30. Сборно-разборная люлька:
1 — ручная лебедка на двухосной тележке; 2 — подвеска из стального троса диаметром 5 мм; 3 — расчалки из веревки с крюком; 4 — пояс несущей рамы из швеллеров: 70×25×3 мм; о — настил из листа толщиной 3 мм; б — шпренгель из стального троса диаметром 5 мм; 7 — стойки из швеллеров 70X 25X3 мм; 8 — стыки сборных элементов; 9 — перила; 10—13 — элементы сборной конструкции

Сборно-разборная люлька (рис. 30) собирается из трех основных секций пояса по 30—35 кг каждая, стоек, шпренгеля, подвесок, петель, настила и перил. Элементы выполняют из алюминиевых сплавов, а шпренгель, подвески и петли — из стального троса диаметром 5 мм. Пояса и стойки состоят из двух уголков 70X25X3 мм, а настил из листа толщиной 3 мм. Для перил использован уголок 40X40X3 мм. Полная масса люльки —250 кг при полезной грузоподъемности 300 кг. Такую люльку можно собирать в течение 4 ч и разбирать за 2,5 ч. Порядок сборки следующий: сначала на берегу монтируют каркас массой 150 кг и подвешивают под пролетное строение, а затем собирают пять секций настила и перила, которые подают с проезжей части моста. Для перевода люльки из пролета в пролет ее предварительно опускают на плавучее средство и перемещают на плаву.

Осмотр больших пролетных строений железобетонных мостов производят со специальных инвентарных подвижных люлек, передвигаемых вдоль моста на роликах по рельсовым направляющим. Такие люльки должны устанавливаться при строительстве моста и обеспечивать нормальный осмотр конструкций вдоль всего сооружения.



Читать далее:
Основные положения по перерасчету стальных мостов
Организация движения тяжелых машин
Обеспечение пропуска сверхнормативных нагрузок по искусственным сооружениям
Паромные и ледовые переправы
Наплавные мосты
Пропуск ледохода и паводковых вод
Подготовительные работы к пропуску ледохода и высоких вод
Типы укреплений подходов и регуляционных сооружении
Особенности ремонта решетчатых и сплошных ферм пролетных строений, ремонт опор и ледорезов
Ремонт и усиление подкосных и простых балочных мостов



Ваш отзыв