ГлавнаяСтатьи

Понятие архитектуры и требования к ней

Архитектура — весьма сложное и многостороннее понятие. Прежде всего — это материальная действительность в виде разного рода зданий, сооружений и их комплексов, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей человека. Но архитектура также — особое искусство, способное выражать большие идеи и доставлять эстетическое наслаждение. В связи с этим под архитектурой понимают наличие определенных художественно-композици-онных признаков в зависимости от назначения и градостроительной роли того или иного здания и сооружения.

Слово «архитектура» греческого происхождения. Оно не имеет буквального перевода и происходит от древнегреческого слова «ар-хитектон», что означает главный строитель. Под архитектурой некоторые авторы понимают искусство проектировать и строить. Однако такое понятие неполно. Правильнее под архитектурными сооружениями понимать такие, которые хорошо удовлетворяют утилитарным требованиям и вместе с тем обладают качествами прекрасного.

На каждом этапе истории человеческого общества архитектура развивалась в зависимости от социальных, материальных и климатических условий, а также в прямой связи с национальными особенностями быта и художественными традициями, высоко ценящимися народом.

Материальное содержание и эстетическая форма в архитектуре находятся в тесной взаимосвязи между собой, отражая назначение зданий, их социальную функцию и градостроительную роль в системе застройки. Иными словами, в архитектурных сооружениях должны сочетаться современные для данного периода времени функциональные и художественно-идеологические требования. Функциональная сторона архитектуры (уровень удобств) зависит от практического назначения зданий, экономических возможностей и уровня развития строительной техники. Вместе с тем архитектура, выступающая как искусство, является одной из форм общественного сознания и должна обладать способностью отражать передовые идеи общества. В наших условиях она Должна отражать коммунистическую идеологию, служить средством идейного и художественного воспитания людей. Помимо того, что архитектурная композиция зданий должна содержать в себе определенный идейно-художественный замысел, способный влиять на сознание человека и его воображение, архитектура сильно воздействует на сознание своими крупными объемами, которые почти повсюду окружают жителей. Таким образом, архитектура представляет собой гармоничное едгга-ство материальных благ и искусства большого социального значения.

Вследствие того, что долговечность зданий и их художественная композиция во многом зависят также от конструкций и материалов, архитектуру можно рассматривать с трех сторон: функциональной, инженерно-конструктивной и эстетической. Эти требования предъявляются к архитектуре с древних времен. Так, еще две тысячи лет тому назад древнеримский теоретик архитектуры Витрувий отмечал* что архитектурные сооружения должны обладать тремя качествами — пользой, прочностью и красотой. В XVI в. итальянский архитектор Палладио писал: «В каждой постройке должны быть соблюдены три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза, или удобство, долговечность и красота; ибо невозможно было бы назвать совершенным здание хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но неудобно, или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести».

В процессе проектирования зданий различается несколько фаз или звеньев композиции, а именно:
1) функциональная композиция, обеспечивающая функциональные требования;
2) конструктивная композиция, целью которой является подбор соответствующих строительных конструкций и материалов;
3) художественная композиция, сущность которой заключается в гармоничном сочетании объемно-пространственных элементов здания с целью придания ему требуемой идейно-художественной выразительности, причем это требование относится в равной мере как ко внешнему виду здания в целом (экстерьер), так и к его внутренним помещения А1 (интерьер).

Все фазы композиции находятся во взаимозависимости, причем определяющим моментом во всех случаях должно быть функциональное решение. Так, архитектурно-художественная композиция не может игнорировать конструктивные требования, а конструкция, в свою очередь, должна выбираться с учетом функциональных требований. Одновременно все эти фазы композиции должны исходить из условий целесообразности, экономики и требований индустриализации строительства.

Художественная композиция зданий создается с помощью различных формообразующих средств и художественных приемов. К ним относятся, в частности, тектоника, под которой понимают художественное выражение работы конструкций и материалов здания, ритмические членения, пропорции, масштабность, контрастное или нюансное сочетание объемов, материалов, их цвета и освещенности, лепные украшения, орнаментика и др.

В истории архитектуры особенно большой художественный расцвет, творческий подъем происходил в периоды освободительного движения широких масс, когда борьба принимала общенародный характер. Примером выражения идей борьбы за свою независимость и государственное единство является, в частности, высокохудожественная композиция храма Василия Блаженного в Москве, сооруженного в память об освобождении России от татаро-монгольского ига (1562 г.).

В архитектуре эксплуататорских классов, как правило, выражена их идеология и художественные идеалы и лишь в выдающихся сооружениях, построенных в период восхождения классов,— общенародные идеалы красоты.

В капиталистическом обществе, в котором классовые противоречия в настоящее время достигли небывалой остроты, развитие архитектуры протекает весьма сложно. Положительное, прогрессивное здесь зачастую переплетается с упадочным и прямо реакционным, отражающим сущность современного буржуазного класса, сходящего с исторической арены. Кроме того, наличие частной собственности на землю в капиталистическом мире исключает возможность проведения широких градостроительных мероприятий, которые необходимы для создания подлинно благоустроенных городов. Всякая попытка реконструкции городов, как указывает К. Маркс в «Капитале», связанная с видимым улучшением бытовых условий, на деле порождает лишь перемещение неимущих классов в другие районы города, ухудшая тем самым санитарное состояние этих районов.

Проводимые за рубежом мероприятия по созданию отдельных хорошо благоустроенных кварталов или пригородных районов города носят локальный, ограниченный характер.

С другой стороны, развитие советского градостроительства происходит на основе государственного планирования и огромных материально-технических возможностей социалистической экономики, используемой в интересах всего общества, а не для привилегированных классов и групп.

Преимущества советского строя с его высокой гуманной сущностью, экономической мощью и плановым началом особенно ярко проявились в градостроительстве в период первых довоенных пятилеток и после Великой Отечественной войны. В 1929—1937 гг. наше советское государство смогло рационально разместить и построить всего за 5—8 лет сотни новых городов, спланировав их в комплексе с промышленными гигантами по прогрессивным принципам градостроительства, неизвестным ранее ни капитализму, ни феодальному строю. При этом молодая советская архитектурная школа создала новые приемы зонирования, благоустройства и озеленения городских территорий, взятые у нас на вооружение градостроительной наукой развитых стран капитала. После опустошительной войны с немецким фашизмом, этим заклятым врагом свободы и демократии, наша страна также в кратчайшие сроки, за 5—7 лет, смогла восстановить и реконструировать уже на более высокой градостроительной основе сотни разрушенных городов, в том числе таких крупных, как Волгоград, Минск, Севастополь.

Несмотря на эти достижения советской архитектуры и градостроительства, объективно закономерные в условиях наиболее передового общественно-политического строя, предоставляющего простор творчеству на благо народа, развитие нашей архитектуры не проходило по прямой восходящей линии. Достижения в создании новых типов зданий и в разработке новых градостроительных идей перемежались ошибочными направлениями, уходом от реалистических принципов к формалистическим композициям. Эти недостатки особенно сильно проявившиеся в период расцвета украшательства в начале 1950-х годов и в обеднении художественного облика новых жилых районов, построенных в начале 1960-х годов, одинаково нанесли урон советской архитектуре. Они привели к перерасходу средств на отделку фасадов, крайне нужных для восстановления жилого фонда, а позже снизили уровень удобств в квартирах и обезличили застройку новых районов во многих городах. И в настоящее время, в период развернутого строительства коммунизма, у советской архитектуры и градостроительства много нерешенных творческих проблем. Для того чтобы создать новый архитектурный стиль, созвучный эпохе социалистического общества и его высоким идеалам, необходимо знать и творчески переработать все ценное из мирового архитектурного наследства и современного зарубежного опыта градостроительства. Изучение художественного наследия, прежде всего классического и национального, необходимо не для механического перенесения его в нашу архитектуру, а для того, чтобы глубже уяснить сущность творческих методов, благодаря которым были созданы выдающиеся архитектурные сооружения и их комплексы, нашедшие признание в веках.

Гармоническая закономерность, пропорциональность, ритм, масштаб, симметрия и асимметрия, т. е. все то, что является средствами архитектурной композиции выдающихся памятников зодчества, должно быть известие строителям наших дней как некая общая формула, которая претерпевает неизбежные изменения в связи с новыми условиями.



Читать далее:
Архитектура послевоенных пятилеток (1945—1968 гг.)
Советская архитектура
Архитектура восстановительного периода и первых пятилеток (1918—1940 гг.)
Архитектура и градостроительство капиталистического общества
Архитектура второй половины XVIII и первой трети XIV в.
Архитектура первой половины XVIII в
Архитектура до XVIII в.
Архитектура Возрождения (Ренессанса)
Архитектура Романского и Готического периодов
Архитектура Византии



Ваш отзыв