ГлавнаяСтатьи

Погрузочно-разгрузочные работы

На современных крупных стройках объем строительных работ достигает грандиозных размеров, приходится перевозить сотни тысяч тонн грузов разных видов и наименований. В некоторых случаях трудоемкость и стоимость транспортных и погрузочно-разгрузочных работ достигает 40—50% общей трудоемкости и стоимости возведения сооружений, поэтому правильный выбор и рациональная организация работы транспорта имеют огромное значение для ускорения темпов строительства и снижения его стоимости.

Транспорт на строительстве подразделяется на внешний и внутрипостроечный. Внешним транспортом доставляют на строительство строительные материалы, машины и оборудование с мест их изготовления, а внутрипостроечным транспортом — материалы и оборудование с внутрипостроечных складов и механизированных установок (бетонные заводы, растворные узлы). Вид транспорта для внешних и внутрипостроечных перевозок зависит от характера перевозимого груза, дальности перевозки, величины грузооборота и продолжительности строительства. Правильный выбор транспорта должен обеспечить наименьшие затраты на устройство и содержание подъездных путей и вспомогательных сооружений, а также на эксплуатацию самих транспортных средств.

В современном строительстве для перевозки грузов применяются два основных вида транспорта: безрельсовый и рельсовый. Только при наличии вблизи территории строительства морских или речных путей сообщения с успехом может быть использован и водный транспорт (он обычно дешевле других видов транспорта). Безрельсовый транспорт может быть автомобильным или тракторным. Рельсовый транспорт может быть широкой (с расстоянием между головками рельсов 1524 мм) и узкой (с расстоянием между головками рельсов 750 мм) колеи. Способы перевозки грузов на строительстве в пределах строительной площадки определяются на основе детальных технико-экономических подсчетов и сравнений с учетом местных условий и реальных возможностей осуществления перевозок наиболее экономичным способом.

На строительстве наиболее часто применяется автомобильный транспорт, основными преимуществами которого являются большая скорость движения, возможность сосредоточения большого количества перевозочных средств на время строительства, хорошая проходимость даже по проселочным дорогам и т. д. Отечественной промышленностью изготовляются грузовые автомобили разных типов — бортовые, самосвалы, цементовозы, трубовозы — и грузоподъемности — от 0,5 до 40 г и более, что позволяет использовать их для перевозки различных грузов. Так, бортовые машины используются для перевозки преимущественно штучных грузов: ящиков, рулонов, кип, коротких труб и т. д. Автомобили-самосвалы используются для перевозки сыпучих грузов: грунта, песка, гравия, щебня, погружаемых экскаватором, а выгружаемых путем открытия бокового или заднего бортов и установки кузова в наклонное положение с помощью гидравлического привода, который шофер пускает в работу, не выходя из кабины. Механическая погрузка и выгрузка позволяют использовать автомобили-самосвалы с большей эффективностью, так как основное время их работы в этом случае расходуется не на простаивание под погрузкой или выгрузкой, а на перемещение грузов.

При хорошем состоянии дорог и отсутствии крутых подъемов, а также в целях наиболее полного использования мощности автомобильного двигателя применяют автопоезда — автомобили с прицепами, полуприцепами и роспусками. Прицепы могут быть одноосные, двухосные и многоосные, а полуприцепы — одноосные и двухосные. Для перевозки длинных лесоматериалов, стальных труб или сварных секций из стальных труб используют автопоезда с роспусками, называемые трубовозами или пле-тевозами. Для перевозки тяжелых грузов (оборудования, строительных машин, строительных конструкций) применяют многоосные и многоколесные тяжелые прицепы, называемые трайлерами или панелевозами.

Автомобильный транспорт на строительстве обычно используют при перемещении грузов на расстояние не менее 1,5 км. При перевозке грузов на меньшие расстояния более эффективны и экономичны тракторы с прицепами разных видов; их используют для перевозки грунта, камня, кирпича, труб, оборудования и т. д. На дорогах с крутыми подъемами или с плохими покрытиями, где применение автомобилей крайне затруднено или исключено, трактор во многих случаях оказывается вполне надежным перевозочным средством. Для внутрипостроеч-ного транспортирования материалов используют также грузовые мотороллеры и автопогрузчики.

Большое развитие сети железных дорог в нашей стране позволяет использовать рельсовый транспорт для доставки в любое время года строительных материалов, деталей и оборудования на самые отдаленные стройки. При строительстве крупных зданий и сооружений устраивается подъездной путь широкой колеи, соединяющий строительную площадку с магистральной железной дорогой, а по самой строительной площадке прокладываются временные пути, по которым материалы и оборудование доставляются к отдельным участкам и складам.

Для перемещения грузов по железной дороге широкой колеи применяют разных конструкций и видов платформы, полувагоны, крытые вагоны и цистерны (для перевозки жидкостей), а узкой колеи, кроме того,— различные вагонетки. Платформы применяются для перевозки тяжелых сыпучих или штучных материалов (песок, гравий, камень, кирпич, строительные конструкции и детали, оборудование и т. д.), а также длинномерных материалов (легкие материалы, трубы и т. д.). В крытых вагонах перевозятся материалы и оборудование, требующие защиты от порчи либо утраты при нахождении в пути.

Вагонетки для узкоколейных дорог на строительстве применяются в основном двух типов: с опрокидываемым металлическим кузовом и с поднимающимися бортами. Вагонетки первого типа с кузовом емкостью до 1,5 м3 применяют для перемещения в пределах строительной площадки (чаще всего в пределах рабочей зоны) бетонной смеси, раствора, грунта, а вагонетки второго типа — для отвозки лишнего грунта за пределы строительной площадки и для подвозки грунта из карьера к месту устройства перемычек, плотин, насыпей и т. п. Для перемещения по узкоколейным путям поездов из вагонеток часто используются мотовозы и электровозы.

Погрузочно-разгрузочные работы на строительстве относятся к категории наиболее трудоемких, что побуждает широко применять различные средства механизации, сокращающие численность рабочих, уменьшающие простои транспортных средств и потери грузов. Выбор типа погрузочно-разгрузочных механизмов и приспособлений обусловливается в первую очередь характером и объемом транспортируемых грузов.

Погрузка трунта при разработке траншей и котлованов одноковшовыми экскаваторами обычно производится этими же экскаваторами в процессе разработки грунта. Этими же экскаваторами грузят добываемый в карьерах или сложенный в штабеля песок, гравий или щебень. При массовых перевозках песка, щебня, гравия для погрузки их в автосамосвалы большой грузоподъемности используют передвижные погрузчики с ковшами большой емкости.

Весьма распространенными перегрузочными механизмами на строительстве являются передвижные конвейеры и скреперные установки, подающие материал в бункер с помощью различных питателей. Наличие бункера большой емкости позволяет накапливать в нем сыпучий материал и быстро выгружать его в транспортные средства, сокращая до минимума простои последних. Для погрузки на автомобили тяжелых штучных грузов, оборудования и механизмов на некоторых стройках устраивают эстакаду с монорельсом и тельфером.

Рис. 1. Схема пневматической выгрузки цемента из вагонов и транспортирования его до склада
1 — крытый вагон; 2 — разгрузчик; 3, 4, 9, 15, 16 и 17 — трубопроводы; 5—вагон с бункерами; 6 — аэробункер; 7 и 12 — промежуточный бункер; 8 и 13 — пневматические подъемники; 10 — цементные емкости; 11 — шнек; 14 — расходный бункер

Одной из весьма трудоемких работ является разгрузка из вагонов цемента. Для обеспечения лучших условий труда рабочих и снижения трудоемкости в этом случае применяют пневмомеханические разгрузчики. Схема пневматической выгрузки цемента из вагонов и транспортирования его до склада приведена на рис. 1.

Для разгрузки камня, щебня, гравия, песка и других сыпучих материалов, прибывающих на строительство на железнодорожных платформах, используется тракторный разгрузчик с навесным оборудованием. Во время перевозки песка, щебня и гравия на железнодорожных платформах и в полувагонах в осенне-зимний период с чередованием оттепелей с дождями и заморозков эти материалы смерзаются и выгрузка их на стройке еще до недавнего времени представляла очень большие трудности. НИИжелезобетона разработал виброрыхлитель, который может быть использован как при линейных фронтах выгрузки нерудных материалов (при подвеске виброрыхлителя к крюку крана), так и при рыхлении смерзшихся материалов в бункерах с установкой рыхлителя в таких случаях на стационарном портале.

Рис. 2. Схема организации доставки сборных железобетонных деталей при монтаже с транспортных средств
а — погрузка деталей на заводе; б — транспортирование; в— выгрузка деталей с транспортных средств и доставка их к месту установки

В гражданском строительстве при применении сборных бетонных и железобетонных деталей, доставляемых на стройку по четко разработанному часовому графику, погрузка деталей на заводе-изготовителе на транспортные средства осуществляется портальным краном, а выгрузка настройке — башенным краном с немедленным подъемом детали и ее перемещением к месту установки в рабочее положение.

Погрузочно-разгрузочные работы в строительстве были и пока остаются наиболее трудоемким видом работ. Объем этих работ чрезвычайно велик. На 1 млн. руб. стоимости строительно-монтажных работ в среднем перевозится 238 тыс. т грузов автомобильным транспортом и до 20 тыс. т железнодорожным. “Отсюда становится понятным, почему вопросам комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, внедрению контейнерной и пакетной перевозки грузов уделяют большое внимание. Механизация погрузсчно-разгрузочных работ позволяет также сократить простои транспортных средств. Выбор типа погрузочно-разгрузочных механизмов и приспособлений обусловливается в первую очередь характером и объемом транспортируемых грузов.

Все строительные грузы подразделяют на материалы: сыпучие (песок, цемент, гравий, щебень); мелкоштучные (кирпич, камни, рулонные материалы); тяжелые штучные (железобетонные плиты, панели, балки, фермы); наливные (горюче-смазочные материалы, жидкий битум); длинномерные (лес, арматурная сталь, прокат, трубы).

Наиболее распространенными средствами механизации погрузки сыпучих грузов являются экскаваторы, которые разрабатывают грунт, песок или гравий в карьерах и одновременно грузят его в транспортные емкости. Экскаваторы используют также и при погрузке сыпучих грузов, заготовленных в штабелях. На обогатительных фабриках и дорожных работах для хранения и механизации погрузки сыпучих материалов используют бункера-накопители. ° бункера сыпучие подаются системой конвейеров или надвижкой бульдозерами, скреперами, а из бункеров в кузова автомобилей или вагоны, которые подают под бункер, сыпучие материалы загру-жаются самотеком.

Выгрузку цемента из вагонов и загрузку его на склад осуществляют специальными пневмомеханическими разгрузчиками. Для разгрузки песка, гравия, щебня с железнодорожных платформ широко используют стационарные или передвижные (на тракторе) скребковые разгрузчики, с помощью которых при медленном движении железнодорожного состава сыпучие грузы сгружаются в прирельсовый склад. Для рыхления смерзшихся на платформах сыпучих грузов применяют виброрыхлители. При перевозке сыпучих грузов автотранспортом используют саморазгружающиеся автосамосвалы и прицепы.

Рис. 3. Контейнеры для перевозки рулонных материалов (а) и поддоны для кирпича (б)

Рис. 4. Схемы комплексной механизации транспортно-перегрузочного процесса
а — бесперегрузочная; б —с промежуточным складом; 1, 4 — козловые краны; 2 — грузовой автомобиль с прицепом; 3 — башенный кран

Для механизированной погрузки мелкоштучных и штучных грузов их предварительно пакетируют, загружают в контейнеры или на поддоны, а затем грузят на транспортные средства стреловыми кранами, автопогрузчиками с вилочными захватами и другим сменным оборудованием или кранами-штабелерами.

Пакетирование и контейнеризацию грузов осуществляют на заводах-изготовителях. Затем готовые пакеты и контейнеры кранами загружают на транспортные средства.

Контейнеры в зависимости от перевозимых в них грузов по конструкции могут быть разборными и неразборными, открытого или закрытого типа, а по принципу разгрузки — саморазгружающимися или с ручной выгрузкой. На поддонах в основном перевозят кирпич и мелкоштучные камни.

На рис. 3 показаны виды контейнеров и поддонов.

Длинномерные штучные грузы (трубы большого диаметра, лес) загружают и разгружают кранами с использованием специальных жестких или гибких самораскрывающихся захватов.

Погрузку на транспортные средства на заводах-изготовителях или на базах УПТК и разгрузку на строительных площадках тяжеловесных штучных грузов (железобетонных конструкций) осуществляют козловыми, портальными или башенными кранами с использованием специальных стропов и захватов. Широко используют при этом способ «монтаж с колес», т. е. одноразовую работу башенного крана — разгрузка конструкций с транспортных средств и немедленная подача их на место монтажа.



Читать далее:
Покрытие полов рулонными, мастичными и плиточными материалами
Малярные и обойные работы
Теплоизоляционные работы
Кровли из рулонных и мастичных материалов
Кровли из асбестоцементных материалов, черепицы и листовой стали
Монтаж стальных конструкций промышленных зданий
Монтаж железобетонных конструкции промышленных зданий
Монтаж конструкции гражданских зданий
Методы и способы монтажных работ
Бетонные работы



Ваш отзыв