ГлавнаяСтатьи

Организация архитектурно-пространственной среды производственного здания

За последние годы значительно возросла роль художественного начала в формировании производственной среды. Единство рационального технологического процесса с архитектурно-конструктивным и объемно-пространственным решением промышленных зданий свидетельствует о положительных результатах совместной деятельности различных специалистов, комплексно решающих задачу эстетического облика сооружений.

Это не является случайным, ибо в архитектуре эстетическое находится в органическом единстве с объемно-просгран-ственной композицией, целесообразным и экономичным решением конструкций, разумным использованием художественно-декоративных средств.

Соблюдение принципа творческого содружества различных специалистов в процессе работы над проектом со всей убедительностью показывает широкие возможности совместной деятельности архитекторов, инженеров, художников.

Результаты комплексного проектирования промышленных объектов говорят о том, что наиболее эффективным средством в создании благоприятных условий труда для рабочих при одновременном достижении эстетически совершенных объемно-пространственных решений производственных корпусов является последовательная проработка всех частей проекта с привлечением психофизиологов, экономистов, врачей, социологов, работников других профессий.

Практика творческой деятельности зодчего свидетельствует о том, что объемно-плабтйческое и UBetCmoe решение интерьера продумывается как в начальной стадии работы над заданием, так и на последующих этапах разработки проекта и зависит от множества обстоятельств, связанных с характером производства, архитектурно-строительными параметрами пролетных строений, насыщенностью помещений технологическим оборудованием и т. д.

При этом следует отметить, что чем раньше начинается совместная работа технологов, архитекторов и художников, инженеров-конструкторов, тем полноценнее будут воплощены эстетические принципы в создании производственной обстановки-

Все чаще опытные проектировщики промышленного профиля начинают понимать ведущую роль архитектора, ибо природа зодчества способна объединить все разнообразие факторов, влияющих на формообразование объекта, не нарушая, а порой значительно улучшая стройность организации технологического процесса.

Архитектурно-композиционные решения должны строиться не только исходя из технико-экономических и функционально-производственных соображений, но также с “учетом необходимости создания максимальных удобств для трудовой деятельности человека, находящегося значительное количество своего времени на предприятии.

Рациональная организация рабочего места предполагает учет антропометрических и эргономических требований в конструировании элементов оборудования, мебели и оргтех-оснанстки, выбор эффективной системы искусственного и естественного освещения, хорошей вентиляции, которые существенно влияют на облик интерьера, положительно сказываются на моральном состоянии рабочего.

Поэтому следующим за технологической организацией производственного потока в целом и рабочего места в отдельности является этап проработки инженерных вопросов. На этой стадии работ задача архитектора заключается в определении наиболее рационального способа прокладки вентиляционных коробов, различных трубопроводов, с таким расчетом, чтобы их коммуникации по возможности были скрыты.

Правильное решение всех аспектов инженерного обеспечения производственного помещения определяет степень комфорта. Поддержание оптимальных параметров микроклимата окружающей среды предполагает обеспечение равномерной температуры и влажности воздуха, снижение его загрязнен-

Ности. Немаловажное значение имеет осуществление мероприятий по уменьшению шума, вибрации, организация в зависимости от точности работ соответствующего уровня освещенности-

Исходя из специфики процесса производства, следует добиваться обеспечения условий создания оптимального микроклимата. Например, на участках и в цехах штамповки главным является проработка средств эффективного шумоглуше-иия как на рабочих местах, так и в помещении в целом. Причем, расположение звукопоглощающих экранов и кулис, резонансных конструкций принимается с учетом общего замысла архитектора.

Как самостоятельный этап следует рассматривать проектирование освещения. Известно, что значительная часть рабочего времени в течение года приходится на темное воемя суток; некоторые помещения вообще не имеют естественного света. Поэтому проектирование системы искусственного освещения имеет важное значение в разработке интерьера. Основная задача состоит не только в обеспечении необходимого уровня освещенности, правильного тенеобразования, устранении блесткости и излишней яркости на рабочих поверхностях, но также и в формировании с помощью осветительных устройств так называемой архитектуры света.

Определенный интерес представляют опыты, проводимые в Лондонском светотехническом институте, которые сгавят задачу достижения психологического разнообразия в восприятии внутреннего пространства помещений путем различной расстановки светильников, изменения уровня освещенности отдельных участков на протяжении дня, смены цветности источников искусственного освещения.

Наряду с созданием комфортных условий труда на рабочем месте с помощью освещения, предметом внимания архитектора должны быть форма и вид осветительных устройств; эффекты психологического плана в ряде случаев могут использоваться авторами разработки интерьеров в особенности для тех производств, где преобладает монотонный характер трудовой деятельности и где требуется применение дополнительных приемов нейтрализации неблагоприятных воздействий производственного процесса.

Расстановка светильников, их характер и размеры должны органически увязываться с архитектурным решением производственного помещения, выявляя ритмический строй конструктивных частей и пролетных строений здания, увязываться с общей схемой расстановки оборудования и отвечать гигиеническим требованиям в зависимости от категории производства. Следует также иметь в виду, что цветность освещения оказывает существенное влияние на цветовое решение интерьера и поэтому различный спектральный состав осветительных установок может изменять колористику интерьера.

Заключительным этапом в проектировании производственной среды является цветовое моделирование элементов внутреннего пространства производственных корпусов. Общеизвестно, что цвет может различным образом изменять ощущения человека в зависимости от использования тех или иных цветовых сочетаний в отделке и окраске поверхностей стен, перегородок, пространственных конструкций, пола и оборудования.

Задача архитектора-художника заключается в том, чтобы наилучшим образом подойти к построению колористики будущего производственного интерьера и правильно учесть все факторы, влияющие на выбор определенной цветовой гармонии цветовых сочетаний. Однако в практике цветовой организации производственных участков решающее значение, как правило, оказывают лишь некоторые, иногда один—два фактора.

В основном эти факторы относятся к особенностям производственного процесса, которые оказывают заметное влияние при разработке мероприятий на предыдущих этапах работы над интерьером. Цвет в этих случаях призван еще больше акцентировать внимание на тех приемах, которые архитектор-художник использовал при устранении недостатков.

В наибольшей степени учитываются факторы, связанные со специфическими сторонами трудовой деятельности человека, технологией производства, с особенностями объемно-пространственной схемы здания и климатическими характеристиками. Мало изученным является вопрос выбора характерного приема в колористике интерьера в зависимости от зоны строительства объекта, национальных особенностей и цветовых предпочтений работающего персонала.

Это направление требует всестороннего исследования, поскольку в настоящее время в практике проектных организаций разрабатываются типовые проекты с дальнейшей их привязкой в различных природно-климатических зонах нашей страны со сложившимися традициями в колористике, национальными особенностями восприятия цвета, орнамента и другое.

Естественно, что с коррективами общей композиции генерального плана и изменениями в архитектурно-строительной части должны вноситься соответствующие поправки и дополнения и в проработку колористики интерьеров.

Непосредственно с цветовым решением внутри цеховых пространств связан вопрос выбора эффективных отделочных материалов. Это относится прежде всего к изделиям и материалам для полов, облицовки и окраски стен, оборудования и других элементов интерьера. От правильного выбора нужных материалов, их эксплуатационных характеристик, декоративных свойств во многом зависит эффективность осуществления мероприятий по архитектурно-художественной организации интерьера в целом.

Решающее значение приобретает также качество отделочных работ, точность воспроизведения в натуре всех рекомендаций проекта. При этом следует особо подчеркнуть, что как и в любом творческом процессе архитектор-художник должен иметь право на определенный эксперимент в поисках оптимальных характеристик отдельных элементов, нахождении наиболее выразительных в художественном отношении материалов и конструкций и в необходимых случаях делать пробные исполнения деталей и фрагментов.

Практика показывает, что такая последовательность от первоначальных проектных предложений до завершения работ при строительстве объекта позволяет добиться максимальной эффективности в реализации требований промышленной эстетики с участием специалистов и различных ученых в архитектурно-художественном формировании интерьеров производственных корпусов.



Читать далее:
Опыт содружества в реализации научных исследований
Шрифт в визуальных коммуникациях промышленного предприятия
Об активизации процесса художественного воспитания архитекторов
Соразмерные изображения архитектурных перспектив (эмметрозы)
Функциональные основы художественного конструирования рабочих мест и участков
Об основных принципах функционального формообразования производственной среды
Роль художника в формировании производственной среды
Цвет в архитектуре тепловых электростанций
Использование декоративных свойств отделочных материалов
Древесно-пластические полы в архитектуре интерьера промышленного здания



Ваш отзыв