ГлавнаяСтатьи

Опалубочные и арматурные работы

Широкое использование бетона началось со второй половины прошлого века, когда научились увеличивать прочность бетонных конструкций вследствие введения в них стальной арматуры. В нашей стране были воздвигнуты выдающиеся для своего времени железобетонные сооружения (например, маяк в Николаеве, портовые сооружения на Черном и Балтийском морях и др.).

Широко развернулось строительство железобетонных сооружений в годы индустриализации. Советскими учеными была разработана теория расчета сложных железобетонных конструкций и проведены исследования, явившиеся основой теории твердения бетона и новых методов производства бетонных работ. У нас были изучены и применены в крупных масштабах методы пропа-ривания и электронагрева бетона, найдены химические добавки, ускоряющие процессы схватывания и твердения бетона, широко внедрено зимнее бетонирование и производство сборных железобетонных деталей и конструкций. Сборные железобетонные конструкции широко применяются в промышленном, гражданском, жилищном, дорожном и других видах строительства, а также в водопроводно-канализационном строительстве.

При возведении монолитных железобетонных сооружений в комплекс железобетонных работ входят следующие процессы: подготовка, установка и снятие опалубки, изготовление и установка арматуры, приготовление, транспортирование, укладка и уплотнение бетонной смеси и уход за бетоном. Успешное выполнение железобетонных работ зависит от взаимной увязки отдельных процессов и максимального использования средств механизации.

Опалубочные работы. Опалубкой называют формы, в которые укладывают бетонную смесь при возведении бетонных или железобетонных сооружений, а также при изготовлении труб и сборных деталей различного назначения и размеров. Опалубку изготовляют из дерева, металла или в их сочетании (дерево-металлическая), а при возведении железобетонных плотин используют железобетонные плиты, которые служат облицовкой будущей поверхности плотины. Детали любого вида опалубки предварительно заготовляют в мастерских и доставляют к месту установки, где и собирают.

Опалубка должна обеспечивать необходимую точность размеров изделий, деталей, конструкций и сооружений, а также устойчивость, неизменяемость формы и прочность до приобретения бетоном необходимой прочности. Опалубка должна быть нетрудоемкой и удобной при сборке, разборке и перемещении в пределах рабочей зоны. Она должна быть экономичной как в изготовлении, так и в эксплуатации, обеспечивая многократность использования (большуюоборачиваемость).

По конструкции опалубки делятся на разборно-переставную, разборно-передвижную, скользящую или подъемно-передвижную и стационарную. Разборно-перестаеная опалубка состоит из отдельных заранее заготовленных щитов, коробов и других элементов, собираемых и разбираемых многократно в процессе возведения стен, перекрытий, балок, колонн и других конструктивных элементов при строительстве зданий и сооружений.

Разборно-передвижная опалубка состоит из отдельных щитов, опирающихся на рамы. Такая опалубка передвигается с помощью тележек, домкратов и других приспособлений. Применяется она на строительстве железобетонных тоннелей и коллекторов большого протяжения. Секции этой опалубки устанавливают на днище, которое предварительно бетонируют в опалубке в виде щитов. Секции внутренней опалубки устанавливают на опорные клинья, уложенные на лаги.

Скользящая или подъемно-передвижная опалубка состоит из подвижной формы в виде двух металлических дощатых или фанерных стенок, поднимаемых вверх специальными приспособлениями по мере бетонирования сооружения (силосов, дымовых труб, стволов водонапорных башен и т. д.). Стальные листы, доски стенок (опалубки) или листы толстой фанеры скрепляют с помощью кружал, которые, в свою очередь, крепят к П-образным подъемным домкратным рамам. С внешними кружалами опалубки связаны подвесные леса, применяемые в тех случаях, когда требуется отделка внешней поверхности бетонируемого сооружения. Внутренние кружала представляют единую конструкцию с рабочим настилом. Домкратные рамы, располагаемые по окружности бетонируемого сооружения через 1,5—2 м, удерживают стенки опалубки высотой 1 — 1,2 м на неизменном расстоянии. Для облегчения подъема опалубки наружные и внутренние щиты обеих стенок устанавливают так, чтобы расстояние между ними внизу было на 8—10 мм больше, чем вверху. Поверхность деревянной опалубки, обращенная к бетону, должна быть остроганной. Винтовые домкраты, служащие для подъема скользящей опалубки, укрепляют на верхних поперечных домкратных рамах стальными домкратными планками. Рабочим местом для производства арматурных, бетонных и других работ служит рабочий пол, настилаемый по доскам, поставленным на ребро и скрепленным с домкратными рамами.

Рис. 1. Разборно-переставная опалубка безбалочного перекрытия
1 — короб колонны; 2 —стойка раздвижная; 3 — оголовок; 4 — лаги; 5 — расшивка; 6 —болт монтажный; 7 —клинья парные; 8 — опалубка капители колонны; 9 — прогоны; 10 — щиты опалубки плиты; 11 — фризовая доска; 12 — дверца прочистного отверстия

Рис. 2. Разборно-передвйжная опалубка тоннеля
а — поперечный разрез; б — продольный разрез; 1 — стальные полурамы из швеллеров № 10; 2 — нижние ригели; 3 и 4 — стойки крайних и промежуточных рам; 5 — деревянные полурамы; 6 — рама внутренней опалубки; 7 — стык внутренней опалубки

Рис. 3. Подъемно-передвижная (скользящая) опалубка
1 — подвесные подмости; 2 — букса винтового домкрата; 3 — домкратные стержни; 4 — полый винт; б — рабочий пол; 6 — домкратные рамы; 7 — кружала; 8 — дощатые стенки (опалубка)

Стационарную опалубку устраивают на месте, возведения сооружения из отдельных досок, брусков и т. п. Применяют ее при бетонировании отдельных сооружений сложного очертания, куполов, сводов, т. е. таких конструкций, для которых применение разборной опалубки, состоящей из отдельных щитов, крайне затруднено и нерационально.

На строительстве разных сооружений применяется также металлическая разборная опалубка, обеспечивающая многократную оборачиваемость, что позволяет значительно экономить материалы и снижает трудоемкость.

Работы по установке и снятию опалубки относятся к числу сложных и трудоемких. Сборка разборно-переставной опалубки безбалочного перекрытия, общий вид которой был приведен на рис. 1, начинается с установки нижних деревянных рамок для колонн, которые скрепляют с деревянными пробками, поставленными при бетонировании днища или башмаков колонн. Затем устанавливают щиты короба — опалубки колонны. Щиты короба по высоте схватывают деревянными или металлическими планками — хомутами, размещаемыми на расстоянии 0,8—1 м друг от друга. После выверки вертикальности положения короб раскрепляют подкосами. Прогоны состоят из двух поставленных на ребро досок или Щитов, между которыми проходят верхние концы стоек (оголовки). Прогонные доски скрепляют болтами. Под прогонами также укладывают парные клинья, которые облегчают как установку прогонов в нужном по высоте положении, так и разборку опалубки. Опалубка плиты, укладываемая на кружала, размещенные на прогонах, состоит из щитов. Щиты обычно делают по размерам двух типов: одни (более короткие) укладывают между опалубкой под капители колонны, а другие (более длинные) — в пролете, где нет капителей. По достижении бетоном установленной прочности опалубку разбирают. При разборке надо следить за тем, чтобы не повредить железобетонную конструкцию и отдельные части опалубки, которые будут использованы еще многократно при дальнейших работах.

Рис. 4. Металлическая разборная опалубка

Скользящую опалубку собирают из отдельных заранее заготовленных элементов на месте бетонирования. Перед сборкой необходимо наметить и закрепить в натуре оси сооружения и прочертить на фундаменте контуры стен и опалубки, по которым затем сверяют положение каждой устанавливаемой детали опалубки (домкратных рам, кружал рабочего настила и т. д.).

Арматурные работы состоят из заготовки арматуры и установки ее в опалубку либо в виде готовых каркасов, связанных в арматурной мастерской или на арматурном дворе, либо отдельными прутьями, которые связывают в каркас на месте в соответствии с «Указаниями по применению в железобетонных конструкциях стержневой арматуры» (СН 390-69).

Арматуру и арматурные каркасы выполняют из круглой арматурной стали, марка и диаметр которой указаны в рабочих чертежах. В настоящее время для заготовки арматуры все шире применяют арматурную сталь с улучшенными показателями по твердости, пределу текучести и прочности на растяжение. Рабочую и распределительную арматуру связывают вязальной проволокой толщиной около 1 мм. Однако связывание арматуры проволокой применяют лишь в том случае, если невозможно применить сварку. Сварка арматурных каркасов позволяет снизить трудоемкость в 3—4 раза, повысить качество арматуры и обеспечивает экономию арматурной стали. Поэтому на всех крупных стройках заготовку арматурных каркасов выполняют с применением сварки. На рис. 1 и 2 показана организация рабочего места по сварке плоских сеток и по сварке пространственных каркасов при работе с подвесной машиной.

Рис. 4. организация рабочего места по сварке плоских сеток при работе с подвесной машиной

Рис. 5. Организация рабочего места по сварке пространственных каркасов при работе с подвесной машинои

Для изготовления арматуры в виде отдельных стержней применяют различные станки. Форма и размеры стержней арматуры зависят от формы железобетонной конструкции, места установки арматуры и ее назначения. На чертежах, выдаваемых арматурщику, каждый стержень арматуры должен иметь свой номер; стержни вычерчивают в том виде, в котором они должны быть поставлены в теле бетона. Для всех стержней арматуры указывают их диаметр и длину отдельных частей. На чертежах приводят также спецификацию арматуры, в которой указывают номера стержней арматуры, их количество, диаметры, длину, вес отдельного стержня и общий вес. При наличии двойной арматуры (например, в междуэтажных перекрытиях зданий или в перекрытиях резервуаров) дают отдельные планы и выноски для верхней и нижней арматуры.

В настоящее время на строительстве широко применяют предварительно напряженные железобетонные детали и конструкции, в которых до приложения эксплуатационных нагрузок искусственно создается напряженное состояние, выражающееся в обжатии бетона и значительном напряжении арматуры на растяжение. К таким деталям и конструкциям относятся плиты перекрытий, стеновые блоки, балки, фермы и т. п.

При строительстве из сборных железобетонных деталей круглых в плане отстойников и резервуаров навивку арматуры (с натяжением) производят с помощью машины, сконструированной ВНИИСТом. Машину обслуживают два человека. Этой машиной навивают высокопрочную проволоку диаметром 5 мм на стены резервуаров высотой от 4 до 8,5 м и диаметром от 10 до 42 м.

Опалубкой называют специальные несущие и ограждающие конструкции, предназначенные для обеспечения правильности и неизменяемости формы бетонной или железобетонной конструкции и придания ее поверхности хорошего качества. Работы по установке опалубки на строительной площадке называют опалубочными, а по ее разборке — распалубкой. Основные требования, предъявляемые к опалубке, сводятся к следующему: опалубка должна быть достаточно прочной, плотной, нетрудоемкой и удобной при сборке, экономичной в изготовлении и эксплуатации, а также обеспечивать многократность использования (большую оборачиваемость).

По виду материалов опалубка бывает деревянной, металлической, деревометаллической, железобетонной и армоцементной. Применяют также опалубку, облицованную пластиком, и пневматическую надувную из воздухонепроницаемой ткани (капрон, нейлон и др.).

Деревянную опалубку изготовляют из досок, фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит. Для несущих конструкций опалубки (стойки, прогоны) используют только хвойные породы древесины; ограждающие части опалубки —щиты — могут быть изготовлены из лиственных пород древесины.

Металлическая опалубка состоит из инвентарных металлических щитов с ребрами жесткости, а деревометаллическая — из деревянных щитов, обрамленных металлическим уголком или швеллером.

Железобетонная опалубка состоит из тонкостенных плит-оболочек. Эти плиты устанавливают как опалубочные до начала бетонирования и служат наружной частью возводимой конструкции, монолитно с ней связанными (неизвлекаемая опалубка),

Армоцементную опалубку применяют при бетонировании конструкций криволинейной или более сложной конфигурации; состоит из армоцементных плит толщиной 15—30 мм, арматурная сетка которых изогнута перед их изготовлением по заданным проектом очертаниям.

Все виды опалубки изготовляются централизованно на заводах или в опалубочных цехах строительных организаций.

По конструктивным и функциональным признакам опалубку разделяют на разборно-переставную, скользящую, подъемно-переставную, катучую, блок-формы, несъемную {неизвлекаемую).

Разборно-переставная опалубка состоит из инвентарных деревянных, деревометаллических или металлических щитов, элементов креплений в виде скоб, кружал, стяжек, хомутов и поддерживающих элементов—стоек, прогонов и связей. Этот тип опалубки получил наибольшее распространение, так как его элементы позволяют создавать многообразные опалубочные формы практически для всех видов монолитных железобетонных конструкций (фундаментов, стен, колонн, перекрытий и др.). После достижения бетоном заданной прочности элементы опалубки разбирают и переставляют на новое место.

Скользящая опалубка. При возведении высоких железобетонных дымовых труб и силосов используют подвижную опалубку, которая состоит из внутренней и наружной цилиндрических оболочек, скрепленных между собой П-образными рамами (рис. 87). Опалубку поднимают при помощи домкратов, опирающихся на вертикальные стержни, которые установлены в бетон возводимой конструкции. По мере бетонирования конструкции домкраты приводятся в движение и поднимают опалубку вверх (скользят).

Подъемно-переставная опалубка отличается от скользящей тем, что ее переставляют с помощью кранов с яруса на ярус по мере бетонирования вертикальных стен при достижении бетоном прочности, допускающей распалубование.

Катучую опалубку применяют при бетонировании протяженных железобетонных конструкций: сводов-оболочек, тоннелей, коллекторов большого диаметра. Она представляет собой внутреннюю оболочку, установленную на подвижной раме, которая перемещается по мере бетонирования вдоль фронта сооружения по рельсам по заранее забетонированному днищу сооружения.

Блок-форма—объемно-пространственная конструкция опалубки, установленная целиком на фундамент или другой элемент здания. В собранном виде блок-форму кранами устанавливают в проектное положение и перемещают на новое место при распалубке готовой конструкции.

Несъемную (неизвлекаемую) опалубку выполняют из железобетонных и армоцементных плит, тканой металлической сетки, металлического профилированного настила или листа, прочно соединяемых в процессе бетонирования с основными конструкциями. Распалубку таких конструкций не делают.

Рис. 6. Разборно-переставная опалубка из инвентарных щитов конструкции ЦН и ИОМТП
1 — щиты короба нижнего; 2 — то же верхнего; 3 — пружинные кляммерьг 4 — натяжные крюки; 5 —деревянные подкладки; 6 — деревянные якоря; 7 — схватки; 8 — струбцина; 9 — клиновое соединение схваток; 10 — поддерживающие балки

Рис. 7. Инвентарная скользящая опалубка
1 — гидродомкрат; 2 — бетонораздатчик; 3 — кольцевые пути; 4 — рабочий настил; 5 — домкратная П образная рама; 6 — кружала внутренние; 7 — подвесные леса внутренние; 5 — то же, наружные; 9 — щиты опалубки; 10 — кружала наружные; 11 — домкратный стержень

Рис. 8. Опалубочная блок-форма фундаментов и стен с рабочей площадкой и кондукотором
1 — площадка; 2 — ферма жесткости; 3 — щиты опалубки

Организация опалубочных работ. Монтаж опалубки и при необходимости поддерживающих лесов под нее выполняют в строгом соответствии с проектом производства опалубочных работ (ППР) и технологическими картами. В состав ППР включают маркировочные чертежи на установку инвентарных элементов опалубки, способы их крепления, а также чертежи на неинвентарные и маркировочные схемы на инвентарные металлические поддерживающие опалубку леса.

Выполнение опалубки монолитного железобетонного сооружения начинают с монтажа блок-форм для опалубки фундаментов. Блок-формы из инвентарных элементов собирают на площадке укруп-нительной сборки и устанавливают в проектное положение краном.

При распалубке элементы блок-формы разбалчивают, извлекают клиновые зажимы и тем же краном блок-форму целиком снимают и переставляют на следующую захватку. Опалубку колонн на площадке укрупнительной сборки собирают в Г-образные блоки и из двух таких блоков монтируют в проектное положение краном. Для совмещения осей расположения колонн на основаниях под них и на щитах опалубки красной краской наносят риски. Расположение щитов опалубки по вертикали выверяют с помощью клиньев. Неизменяемость геометрической формы опалубки достигается установкой инвентарных хомутов через 0,4—0,7 м по высоте колонны.

Монтаж опалубки ребристых перекрытий начинают с установки поддерживающих лесов и коробов главных балок на опалубку колонн. Затем в вырезы щитов главных балок устанавливают короба второстепенных балок. Короба опалубки главных и второстепенных балок опираются на прогоны между стойками лесов. После выверки и закрепления коробов в проектном положении к ним крепят кружальные и подкружальные доски, на которые укладывают инвентарные щиты опалубки плиты. При разборке элементов опалубки сначала разбирают кружала, щиты палубы плиты и далее в порядке, обратном монтажу. Катучую, скользящую и сборно-переставную опалубки монтируют строго по чертежам и технологическим картам из готовых блоков или элементов заводского изготовления. В отдельных случаях при отсутствии инвентарных щитов и других элементов опалубку изготовляют и собирают на месте из отдельных досок толщиной 40 мм. Доски должны быть остроганы со стороны, примыкающей к бетону.

Опалубочные работы выполняют специализированные бригады или звенья, которые входят в состав комплексных бригад, работающих поточно-расчлененным методом. При выполнении опалубочных работ необходимо строго соблюдать проектные размеры сечений, длины и ширины всех возводимых конструкций. Допускаемые отклонения по длине и ширине сечений не должны превышать ± 5 мм Для деревянной опалубки и ± 1 мм для металлической.

Выбор того или иного типа опалубки для бетонных и железобетонных конструкций и сооружений зависит от условий строительства, типа бетонируемых конструкций и сооружений.



Читать далее:
Покрытие полов рулонными, мастичными и плиточными материалами
Малярные и обойные работы
Теплоизоляционные работы
Кровли из рулонных и мастичных материалов
Кровли из асбестоцементных материалов, черепицы и листовой стали
Монтаж стальных конструкций промышленных зданий
Монтаж железобетонных конструкции промышленных зданий
Монтаж конструкции гражданских зданий
Методы и способы монтажных работ
Бетонные работы



Ваш отзыв