ГлавнаяСтатьи

Общие требования к смотровым приспособлениям

Все находящиеся в эксплуатации стальные мосты и трубы периодически тщательно обследуют, получая исчерпывающие данные о физическом состоянии сооружения и его грузоподъемности, а также данные о необходимости ремонта, усиления или реконструкции сооружения.

Применяемые в мостостроении новые конструкции с искусственным регулированием усилий, объединением в работе металла и железобетона, использованием сварных и фрикционных соединений из высокопрочных качественных сталей пока еще недостаточно проверены в условиях эксплуатации и поэтому осмотры, наблюдения и правильное содержание имеет для них особое значение.

В задачи содержания стальных мостов и труб входят: предупреждение появления и развития коррозии металла; проверка состояния заклепочных, сварных, фрикционных и других соединений, т. е. выявление трещин, повреждений, слабых заклепок, лопнувших болтов и пр., проверка состояния элементов конструкций (наличие искривлений, погнутостей и пр.), покрытия проезжей части и работы опорных частей, деформационных швов, водоотводных устройств и, наконец, своевременное устранение обнаруженных дефектов. Все обнаруженные дефекты в конструкциях фиксируют как на самой конструкции путем нанесения отметок краской, так и в соответствующем журнале искусственных сооружений. В журнал заносят также результаты наблюдения за характером развития дефектов во времени.

Для выявления ослабления элемента ржавчину в наиболее дефектных местах счищают, толщину элемента измеряют штангенциркулем или кронциркулем, а полученные размеры уменьшают на 1 мм.

В случае отсутствий сведений о физико-механических свойствах металла конструкций, прочность и устойчивость которых необходимо определить, проводят лабораторные исследования на образцах металла1, вырезанных из основных элементов. Образцы могут быть взяты путем вырезывания их автогеном, выпиливанием или высверливанием в количестве не менее трех для каждого вида исследования. Полученные ослабления элементов проверяют расчетом и при необходимости перекрывают накладками.

Для обеспечения свободного доступа для осмотра элементов конструкций мосты оборудуют, как правило, постоянными приспособлениями: смотровыми люками и лестницами для спуска с тротуаров или проезжей части на нижние элементы конструкций пролетных строений и на подферменные площадки‘опор, лестницами для доступа к верхним поясам ферм (арок), проходами вдоль главных балок (ферм), смотровыми мостиками (площадками) в нужных местах и подвижными смотровыми тележками по нижним поясам.

Рис. 59. Смотровой мостик и люлька

Рис. 60. Смотровые подвижные тележки:

Смотровые люки в зависимости от материала проезжей части делают деревянными или стальными, а по форме прямоугольными или круглыми со стороной квадрата или диаметром не меньше 65—70 см. Лестницы для спуска на нижние элементы конструкций и на подферменные площадки опор устраивают стационарными с ограждениями. Для доступа к верхним поясам ферм на портальных раскосах прикрепляют легкую металлическую лестницу с перилами. С целью безопасного осмотра верхних поясов ферм с ездой понизу их ограждают перилами высотой 0,9—1 м обычно из уголков, а поручень — из круглых стальных стержней.

Для осмотра, ремонта и окраски боковых и внутренних поверхностей верхних поясов, а также раскосов и стоек в отдельных случаях подвешивают стационарный смотровой мостик, например, из стальных рамок и досок для настила (рис. 59,а). Для той же цели можно использовать переносные люльки (рис. 59, б). Люльку подвешивают к перекладинам так, чтобы при движении она не задевала решетку фермы. Поднимают люльку двумя ручными лебедками грузоподъемностью 0,3—0,5 т.

Нижние пояса и элементы проезжей части пролетных строений с ездой понизу осматривают и ремонтируют, как правило, с передвижных стационарных смотровых тележек. Они состоят из платформы и подвижных устройств, которые обеспечивают перемещение ее в нужном направлении. При двух главных фермах с небольшим расстоянием между ними применяют смотровые тележки с продольным перемещением и расположением ходовых устройств снаружи ферм. Такие тележки располагают в каждом пролете, поскольку опоры мешают переводу их из пролета в пролет. Для тележек, перемещаемых из пролета в пролет (рис. 60, а) вдоль всего моста, устанавливают непрерывные пути перемещения (монорельсы) в пределах между фермами, в опорах делают вырезы, а платформы тележек снабжают выдвижными консолями. При большом расстоянии между фермами предусматривают смотровые тележки, которые могут перемещаться, как вдоль, так и поперек моста (рис. 60, б) по поперечным монорельсам, подвешенным к продольным монорельсам. Есть также тележки, на которых смотровые площадки могут перемещаться и вертикально.

Иногда вместо специальных монорельсов в качестве путей перемещения тележек используют свободные свесы горизонтальных листов поясов ферм. В таких случаях рамки каретки встречают на своем пути выступы в виде заклепок и стыковых накладок. Для более плавного перемещения в этих случаях применяют ролики, вмонтированные в пневматические шины.

В балочно-неразрезных или многопролетных однотипных ба-лочно-разрезных пролетных строениях целесообразно устраивать объемлющие передвижные тележки (рис. 61, а), с которых можно осматривать все элементы пролетного строения. Для перемещения тележки из пролета в пролет балочно-разрезные пролетные строения над опорами перекрывают в плоскости каждой фермы легкими вспомогательными фермочками (рис. 61,6). Для обеспечения сохранности конструкции и свободного перемещения конца пролетного строения над подвижной опорной частью в фермочках устраивают шов. Поверху вспомогательные фермочки соединяют между собой легкими поперечными связями. Тележка (см. рис. 61, а) состоит из верхней и нижней платформ с перилами, связанными между собой по вертикали тяжами. Каждая платформа имеет в поперечном направлении по две балки на расстоянии друг от друга 80—100 см. Верхние балки составлены из швеллеров, а нижние — трубчатые. Верхняя платформа через свои ходовые устройства опирается на монорельсы, уложенные по верхним поясам ферм. С обеих сторон пролетного строения между вертикальными тяжами тележки предусмотрены подвижные смотровые площадки, которые подвешивают через блоки к верхней платформе и перемещают по вертикали вручную или с помощью талей.

Рис. 61. Объемлющая подвижная тележка: ‘ — уголковый тяж; 2 — передвижная смотровая площадка; 3 — блок; 4 — ходовое устройство; 0 — монорельс; 6 — верхняя платформа из швеллеров; 7 — перила; 8 — разборная часть перил; тп К0сынка для соединения трубчатого элемента с уголками тяжа; 10 — сборноразборный стык РУочатых элементов; и — нижняя платформа из трубчатых элементов; 12 — шов; 13 — вспомогательная фермочка; 14— кронштейн

Рис. 62. Стационарные смотровые мостики

В многопролетных мостах для возможности перевода тележки из пролета в пролет ее делают разборной, а в опорах моста устра-нвают соответствующие вырезы. Для перевода тележки нижнюю платформу устанавливают на кронштейны опоры, демонтируют сборно-разборный трубчатый стык с перильным ограждением и продвигают нижнюю платформу на кронштейны обратной стороны опоры и на них снова ее собирают.

Тележки перемещают с помощью лебедок, талей и других механизмов.

В случае отсутствия смотровых тележек нижние пояса и элементы проезжей части пролетных строений с ездой понизу осматривают с помощью временных специальных металлических или деревянных люлек.

При осмотре и других работах по содержанию пролетных строений с ездой поверху между балками в плоскости нижних поясов устраивают проходы или смотровые мостики. В пролетных строениях со сплошными сталежелезобетонными балками особенно затруднен осмотр внешних поверхностей крайних балок. В таких случаях удобны стационарные смотровые мостики.

Если пространство в пролете моста ограничено подмостовым габаритом, устраивают смотровые мостики соответствующей конструкции (рис. 62,а), а там, где таких ограничений нет, целесообразны конструкции мостиков (рис. 62,б,в), обеспечивающие возможность осмотра нижних поясов как сбоку, так и снизу. Такие смотровые мостики просты и экономичны. Блоки их заготавливают заранее на стройплощадке, а на месте только приваривают к ребрам жесткости. Устанавливая мостики, нужно обеспечивать плотное примыкание элементов к нижнему поясу, где приварка запрещается. Можно также использовать деревянные смотровые мостики (рис. 63), которые при необходимости могут быть и переносными. Упорные бруски здесь наглухо прикрепляют к несущей балке болтами с головками, врезанными впотай. Плотное прилегание брусков к поясу достигается подтяжкой подвесок, винтовая нарезка которых должна иметь запас (10—15 см).

Внутренние вертикальные поверхности сплошных балок осматривают обычно с деревянного настила (прохода) укладываемого вдоль моста между балками или на элементы ветровых связей с подкладкой поперечных брусьев или на специальные стальные подставки.

Рис. 63. Деревянный смотровой мостик:
1 — несущая балка; 2 — упорные бруски; 3 — доска; 4 — подвеска из круглой стали; 5 — скоба

При отсутствии постоянных смотровых мостиков нижние пояса сплошных балок осматривают со специальных временных устройств — переносных люлек, телескопических приспособлений на автомобильном ходу и пр. Весьма удобна для осмотра люлька (рис. 64) из стальных (лучше алюминиевых) труб диаметром 25 мм с толщиной стенки 1 мм. Люльку подвешивают к металлической пластинке, приваренной к торцам ребер жесткости или к переносным закладным пластинам, поддерживаемых арматурными петлями, которые приварены к торцам ребер жесткости. Для увеличения поперечной устойчивости люльку закрепляют к нижнему поясу струбциной, приваренной к горизонтальному элементу люльки, расположенному в плоскости нижнего пояса.

Все смотровые приспособления до использования должны быть испытаны полуторной статистической нагрузкой.



Читать далее:
Основные положения по перерасчету стальных мостов
Организация движения тяжелых машин
Обеспечение пропуска сверхнормативных нагрузок по искусственным сооружениям
Паромные и ледовые переправы
Наплавные мосты
Пропуск ледохода и паводковых вод
Подготовительные работы к пропуску ледохода и высоких вод
Типы укреплений подходов и регуляционных сооружении
Особенности ремонта решетчатых и сплошных ферм пролетных строений, ремонт опор и ледорезов
Ремонт и усиление подкосных и простых балочных мостов



Ваш отзыв