ГлавнаяСтатьи

Об основных принципах функционального формообразования производственной среды

Назревшей проблемой сегодняшнего дня является сознательное формирование производственной среды по композиционно-художественным закономерностям в русле понимания композиционного единства как единства функционально-художественного, что характерно как для дизайна, так и для архитектуры. Однако на пути решения этой проблемы имеются значительные объективные трудности. В теории и практике художественного конструирования ставится задача всестороннего учета интересов человека при создании любого вида технической вещи, покорении техники в целом. Такие же цели ставит перед собой и производственная эстетика, имеющая дело не с отдельными техническими вещами, а со сложной их совокупностью, с технически формируемой средой. Но если в художественном конструировании изделий машиностроения уже существуют кое-какие методики анализа технико-технологического, эргономического и даже композиционно-художественного, то формообразование производственной среды пока, строго говоря, анализу с позиций системы «человек— техника» поддается в очень малой мере либо на отдельных рабочих местах, либо в части нормирования санитарно-гигиенических параметров. Сложившаяся практика проектирования цехов, с разделением проектирования техники (в конструкторских бюро), технологии и архитектурно-строительных компонентов производственной среды, не дает возможности охватить в целом даже функционально-технического содержания среды.

Характер деятельности художника-конструктора и архитектора таков, что прежде чем приступить к композиционному осмыслению будущего произведения, он должен детально знать функциональные взаимосвязи его элементов. Естественно, что если мы хотим представить себе цех как композиционно единое целое, мы должны понимать закономерности его формирования как функционально единой системы элементов с их техническими, технологическими, социальными и др. связями.

Для выполнения функциональной задачи производственная среда должна включать три группы компонентов: орудия труда, коллектив людей, оперирующий этими орудиями, и элементы обеспечения производственного процесса. Все три группы поставляются по разным каналам, причем предметные элементы — промышленные изделия—‘разными отраслями промышленности. Возможные сочетания этих элементов практически неограничены, но важным обстоятельством является то, что сочетания эти образуются лишь по жестким закономерностям технологии и экономики. Ни архитектор, ни художник-конструктор не вольны компоновать их по соображениям, идущим в малейший ущерб функции.

Как уже отмечалось, рабочие зоны цехов традиционно проектируются исходя лишь из оптимальности технологических схем. Коллектив работающих расставляется при этом в соответствии с расположением машин в качестве некоего «придатка» к оптимальной технологической структуре. Такой подход характерен и для новейших научно-исследовательских работ в этой области. * Нельзя не отметить, что это имеет достаточно оснований, поскольку основное отличие производственной деятельности заключается в том, что она протекает в неразрывной связи с техникой.

Можно предложить, однако, несколько иной подход к анализу процесса формообразования производственных зон, подход с учетом закономерностей формирования деятельности.

С этой точки зрения проектировщик будет иметь дело уже не только с техникой, но и, в первую очередь, с рабочим коллективом. Системообразующими связями здесь будут уже не чисто технологические связи, а связи, характерные для любого вида деятельности: ролевое расписание исполнителей производственной программы, выбор задач, средств, объектов и процедур действий и т. д. Найти оптимальную структуру этий связей — значит найти оптимальную форму организации производственной деятельности, т. е. основу ее функциональной формы-

Если при проектировании технической составляющей производственной среды в основе лежат поиски оптимальной технологической схемы, то в организации деятельности с социологических позиций на первое место выходят информационные связи. Нахождение наилучших соотношений между этими двумя группами системообразующих связей даст возможность пайти наиболее оптимальную функциональную форму среды.

Надо сказать, что с точки зрения композиционного подхода к производственной среде нас особо интересуют геометрические пространственные параметры этой формы. Рассматривая функциональную форму как естественно формирующуюся систему, мы можем на первых порах не накладывать на нее внешних ограничений. В таком случае геометрические характеристики функциональной формы могут быть любыми, например, такими, как это представлено на рис. 1 для совокупности первичных ячеек (рабочих мест).

Из рассмотрения этих ячеек можно вывести некоторые очевидные принципы формообразования производственной среды. Первый из них принцип зонирования: в первичной ячейке выделяются зона основного оборудования и зона обеспечения.

При этом последняя образуется не как простая сумма зон пер. вичных ячеек, а с добавлением дополнительных площадей.

Площади зон определяются еще одним принципом формообразования, принципом компактности, вытекаю-щим из самого существа экономической деятельности общества. Если габариты первичных ячеек определяются габаритами оборудования, человека и оптимальных зон их взаимодействия, то геометрические параметры зон обеспечения подчинены более сложным закономерностям. С позиций бионики, учитывая, что основное назначение этих зон — коммуникации, можно уподобить их нервной или кровеносной системе. К их организации могут быть приложены принципы формирования биологических коммуникаций: непересекаемость коммуникаций, соответствие сечения канала потоку, разветвленность, дифференцированность функций и т- п.

К анализу структуры производственной среды может быть приложен математический аппарат. Простейший математический анализ показывает, что даже в идеальном случае, при полной одинаковости первичных ячеек и равномерности связей между ними, пространство производственной деятельности приобретает аморфный вид. Аморфность усугубляется при учете еще двух существенных формообразующих факторов, абсолютных размеров первичных ячеек и интенсивности связей между ними. Принцип компактности имеет логическое следствие — параллельность осей рабочей зоны и зоны обеспечения. Под влиянием абсолютных габаритов первичных ячеек оси могут резко искривляться, нарушая принцип компактности и, следовательно, экономическую оптимальность системы. К таким же результатам приводит учет интенсивности связей.

Таким образом, беглый анализ функциональной формы производственной деятельности указывает на ее аморфность как типичную черту. В этой связи можно отметить, что существует известное противоречие между аморфностью этой формы и принципиальной геометрической упорядоченностью модульной промышленной архитектуры- На практике тенденция к разрешению этого противоречения выражается в распространении укрупненных сеток колонн, способствующих свободной технологической планировке. С другой стороны, известно широкое распространение прямолинейных технологических линий. Такие линии, оптимальные при односторонних последовательных связях между ячейками, очевидно, не являются оптимальными при многосторонних связях и явно служат увеличению габаритов зон обслуживания.

Помимо модульности и унифицированности строительных элементов производственной среды, упорядоченности геометрических очертаний функциональной формы среды служат и другие факторы, в частности, коммуникации. Большинство транспортных средств, например, обладает достаточной маневренностью, отвечающей интересам оптимальной функциональной формы. Но такой распространенный вид транспорта, как мостовые крапы, сразу же оказывает сильное влияние на форму среды, навязывая прямолинейность оси зоны обеспечения и, как следствие принципа параллельности осей, производственной зоны. Кроме того, использование этого вида транспорта ограничивает габариты пространства производственной деятельности пространством, оптимальным для работы транспорта. Такая зависимость существует между конфигурацией того и другого пространства.

Аналогичные закономерности, хотя и в менее заметной форме, можно проследить и для других видов производственных коммуникаций (пневмотранспорт, вентиляция, водопровод, и т- д.). Так, например, вентилируемые участки целесообразно располагать компактно вокруг компрессорной, канализуемые нанизываются на общие стояки и т. п. На этом примере можно видеть, что функциональная форма производственной среды — исключительно сложное сочетание взаимодействующих структур, каждая из которых подчиняется собственным закономерностям.

Одной из наиболее характерных особенностей производственной среды (и ее функциональной формы) является ее динамичность. Производственная деятельность постоянно перепрограммируется. Изменения программ осуществляются административно-управленческим аппаратом на основе заданий, поступающих извне. Исполнительный механизм этого аппарата постоянно производит структурные изменения в производственных зонах, вследствие чего меняется структура и зон обеспечения.

Указанные выше основные зоны производственной среды в этом отношении неоднородны. Они состоят из подзон, включающих однородные или смежные виды деятельности. В условиях неизменности программ деятельности эти подзоны (и зоны в целом) имеют тенденцию к деградации. Проводя аналогию с живым организмом, мы можем отметить одну из внутренне характерных для таких систем черт — ее ангиэн-тропийность, противостоящую объективной тенденции к деградации. На это справедливо указывают авторы упомянутого выше труда института «Гипротис». Стремление к сохранению статуса упорядоченности требует прочных связей внутр.’! системы- При установившихся условиях такая подзона образует вокруг себя своего рода «депрессивную корону», не позволяющую соседним подзонам влиять на ее структуру и форму. Нарушение структуры, вызванное интересами перепрограммирования, уничтожает депрессивную корону, создавая более благоприятные условия для соседних подзон. Выявление таких подзон с их тенденциями динамизма может создать хорошую основу для планомерной организации производства. Наметки таких зон в процессе проектирования могут помочь найти правильное проектное решение, отвечающее условиям будущей эксплуатации здания и оборудования.

К числу формообразующих факторов производственной среды относятся агрессивные воздействия среды. Имеется три вида таких воздействий: природные, производственно-технические и человеческие. Последние могут быть отнесены к агрессивным воздействиям на технику (возможность повреждений из-за неквалифицированности, психологический вандализм и пр.). Методы борьбы со всеми указанными группами воздействий включают прямую защиту, ликвидацию источников воздействия и частичное кондиционирование воздействий. В результате конструктивных мер по борьбе с агрессией в производственной среде образуется еще одна зона, зона защиты производственной деятельности, имеющая свои закономерности формирования, свои методы организации и свое предметное наполнение- Последнее воплощается в инженерных защитных устройствах и производственном здании. Ф. Эбер-Стивенс справедливо отмечал по этому поводу, что промышленное здание представляет собой в первую очередь укрытие.

Здесь, по существу, мы впервые (на протяжении нашего анализа) видим столкновения двух противоположных по направлению групп формообразующих факторов: внутренних, продиктованных интересами деятельности как таковой и более ничем, и внешних факторов, обусловленных необходимостью изоляции этой деятельности. Результирующую форму оболочки, заключающую производственную деятельность, можно представить как некий «гибрид» функциональной формы деятельности и формы, полученной в результате интеграции природных и иных агрессивных воздействий. Теоретически говоря, это может привести к появлению любой пространственной конфигурации указанной оболочки.

Таким образом, уже краткий обзор некоторых факторов и принципов функционального формообразования производственной среды указывает на исключительную сложность проблемы. Тем не менее, проблема эта должна быть решена, поскольку без понимания процессов и закономерностей функционального формообразования не может быть и речи о композиционных решениях в производственной среде.

Заметим в заключение, что без решения этой проблемы невозможно создание теории проектирования производственной среды, необходимость в которой давно уже назрела.



Читать далее:
Опыт содружества в реализации научных исследований
Шрифт в визуальных коммуникациях промышленного предприятия
Об активизации процесса художественного воспитания архитекторов
Соразмерные изображения архитектурных перспектив (эмметрозы)
Функциональные основы художественного конструирования рабочих мест и участков
Организация архитектурно-пространственной среды производственного здания
Роль художника в формировании производственной среды
Цвет в архитектуре тепловых электростанций
Использование декоративных свойств отделочных материалов
Древесно-пластические полы в архитектуре интерьера промышленного здания



Ваш отзыв