ГлавнаяСтатьи

Назначение свай и их виды

Сваи применяют для передачи нагрузки от возводимых зданий или сооружений нижележащим слоям грунта или для уплотнения грунта и увеличения его несущей способности как основания. Иногда сваи используют и при устройстве трубопроводов, когда последние прокладывают в недостаточно устойчивых грунтах.

В строительстве применяют сваи деревянные, бетонные, железобетонные, стальные, грунтовые и комбинированные. Различают также сваи, погружаемые в готовом виде, и набивные. К последним относятся бетонные и грунтовые сваи, а также некоторые виды железобетонных свай. Готовые сваи погружают в грунт путем забивки, завинчивания, подмыва, вибропогружения или комбинированным способом.

Индустриализация и механизация строительства создали реальные возможности замены деревянных свай железобетонными. Железобетонные сваи не подвержены гниению, прочнее деревянных, стоимость их не превышает стоимости деревянных клееных свай. При забивке железобетонные сваи могут проходить без заметных повреждений через кирпичный фундамент, слой слабой скалы и другие препятствия, непреодолимые для деревянных свай. Железобетонные сваи изготовляют преимущественно квадратной формы со скошенными углами в виде фасок, сечением от 20X20 до 45X45 см и длиной от 5 до 25 м и более. Из зарубежной практики известно о применении железобетонных свай многоугольного сечения диаметром 0,8 м и длиной до 40 м. ВНИИГС разработаны конструкции железобетонных полых (трубчатых) предварительно напряженных свай диаметром 0,8—1,5 м и длиной 7—10 м со стенками толщиной 8—10 см, а также железобетонных предварительно напряженных свай для шпунтового ограждения.

Рис. 1. Профили предварительно напряженного железобетонного шпунта
а — плоский шпунт с криволинейным очертанием гребня и паза; 6 — двухпаз-ный шпунт; в — двутавровый шпунт с полуциркульным очертанием стенки; г — двутавровый шпунт с железобетонными вкладышами; Т — инвентарная стальная труба; В — железобетонная свая-вкладыш, служащая направляющей при забивке свай

Полые сваи предназначаются для устройства оснований под промышленные здания, различные сооружения и мостовые опоры, а железобетонный шпунт предназначен для устройства шпунтовых ограждений котлованов и траншей.

Железобетонные сваи изготовляют на специальных заводах или полигонах, оборудованных новейшими механизмами и приспособлениями с применением металлической опалубки, обеспечивающей правильность заданной формы и чистоту поверхности сваи. При изготовлении свай на строительной площадке можно пользоваться и деревянной опалубкой, тщательно изготовленной и аккуратно собираемой перед набивкой каждой новой сваи. Торцовая опалубка головы сваи должна быть установлена строго перпендикулярно продольной

Рис. 2. Типы соединений и профили стального шпунта
а — плоский ШП-1; б — корытный ШК-1; в — типа Ларсена: Л-3, Л-4, Л-5

оси сваи, а опалубка для заостренного конца должна собираться так, чтобы после набивки получилось точное совпадение наклонных граней конца сваи с заданными им по рабочим чертежам положениями.

Стальные сваи изготовляют из прокатной стали разных профилей (рис. 67) и используют главным образом для устройства шпунтовых ограждений траншей и котлованов. Сталебетонные сваи изготовляют из стальных труб диаметром 30—60 см со стенками толщиной 1— 14 мм, заполняемых бетоном. При изготовлении сталебетонных свай квадратного сечения внешнюю оболочку их сваривают из уголков и листов. Острия сталебетонных свай изготовляют отдельно из листовой стали той же толщины, что и стенки. Стальная свая сначала забивается, а потом заполняется на всю высоту полужестким бетоном.

Винтовые сваи являются одной из разновидностей сталетрубобетонных свай. Наличие винтовой лопасти на наружной поверхности нижней части сваи резко увеличивает ее несущую способность. Кроме того, при погружении винтовых свай не происходит сотрясения грунта, обычного при забивке свай. Эти сотрясения иногда повреждают расположенные поблизости от места работ сооружения и трубопроводы. Для погружения винтовых свай в грунт ВНИИСтройдормашем разработана самоходная машина.

Рис. 3. Машина для погружения винтовых свай
1 — автомобильный тягач; 2 —рама; 3 — рабочий орган; 4 — выносные опоры; 5 — пульт управления; 6— винто* вая свая

Набивные сваи изготовляют непосредственно на месте их расположения в сооружении путем бурения в грунте скважин соответствующих глубины и сечения с последующим заполнением их бетоном и уплотнением. Образование скважин для набивных свай, предложенных и осуществленных впервые в Киеве в 1899 г. русским инженером Страусом, выполняется буровым способом. По достижении необходимой глубины скважины в обсадную трубу укладывают слой бетона высотой 0,8 м и уплотняют его трамбовками, постепенно поднимая обсадную трубу лебедкой. Бетон, выходя из трубы, под влиянием трамбования раздается в стороны, уплотняя грунт и образуя местные утолщения, повышающие несущую способность свай.

Трестом Укрбурвод совместно с Научно-исследовательским институтом строительных конструкций Госстроя СССР разработана и внедрена технология механизированного устройства буронабивных свай с уширенной пятой. В сухих грунтах скважины выполняют шнековым бурением, а в водонасыщениых грунтах — шарошечным бурением. В пробуренную скважину краном опускают арматурный каркас, внутрь которого помещают трубу с вибробункером в верхней части, емкость которого должна обеспечить заполнение скважины бетонной смесью на всю длину сваи. Заполнив бункер, включают вибратор и, постепенно поднимая краном трубу, заполняют скважину бетонной смесью. Перец окончательным извлечением трубы из устья скважины на выпуски стержней арматурного каркаса надевают опалубочное кольцо для устройства оголовка сваи. Таким способом выполнены буронабивные сваи диаметром 300—700 мм, длиной до 18 м и пятой 1200—1600 мм,



Читать далее:
Покрытие полов рулонными, мастичными и плиточными материалами
Малярные и обойные работы
Теплоизоляционные работы
Кровли из рулонных и мастичных материалов
Кровли из асбестоцементных материалов, черепицы и листовой стали
Монтаж стальных конструкций промышленных зданий
Монтаж железобетонных конструкции промышленных зданий
Монтаж конструкции гражданских зданий
Методы и способы монтажных работ
Бетонные работы



Ваш отзыв