ГлавнаяСтатьи

Мозаика

Мозаика — одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. Ее знали еще древние греки. Уже в Древнем Риме и Византии техника мозаики получила весьма широкое распространение. В эпоху поздней Римской Империи мозаику уже можно было встретить практически везде — ив частных домах, и в общественных сооружениях. Римские мозаики выкладывались из маленьких кубиков (столбиков) смальты7 или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки. Но именно использование смальты расширило палитру мозаики и привело к созданию картин, конкурирующих с живописью. По большей части мозаикой отделывали пол, на стенах же предпочтение отдавали фрескам. В результате рождались нарядные и по-настоящему величественные пространства, достойные знати. Однако, несмотря на сложность мозаики, общим впечатлением от римских образцов всегда остается ощущение приземленности этого искусства; в нем нет той изысканности и утонченности, которая встречается позже в византийских мозаиках.

Величайшего расцвета мозаичная техника достигла в Византийской Империи, где в период с IV по XIV в. мозаикой украшались огромные соборы, усыпальницы и др. Раннехристианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Золотые кусочки смальты таинственно переливались и играли на сводах и стенах храмов, прекрасно передавая нерукотворное божественное сияние. Характерной особенностью византийской мозаики, отличной от римской, является более мелкий модуль камней, более деликатная кладка. В римской мозаике кладка, как правило, достаточно крупная, черты лиц не отличаются тонкостью, хотя очень выразительны. Опять же византийская мозаика отличается совершенно другими приемами в кладке ликов, одежды, обилием золотого фона. Величественный, прекрасный дух византийских мозаик передается даже на маленьком фрагменте — атмосфера благоговения и тишины храма...

На Руси мозаика появилась после принятия христианства, с X в. Но не стала распространенной техникой из-за дороговизны материала — смальту приходилось привозить из-за моря, так как у нас ее делать не умели. После татарского нашествия мозаики не создавались, и постепенно искусство выкладывания мозаики было забыто и заменено более простой и дешевой техникой фрески.

Возникшая в XII в. флорентийская мозаика отличалась от римской тем, что рисунок создавался не из мелких кубиков, а из точно подогнанных друг к другу разноцветных пластинок мрамора и яшмы, при этом тонким каменным пластинкам придавали контуры изображаемого предмета или соответствующей детали.

Казалось, композиции из смальты навсегда ушли в прошлое. Но это длилось лишь до XVIII в., когда русский ученый Ломоносов заново изобрел технику изготовления глушеного цветного стекла. И сразу же в России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики. Дальше — больше. На Урале, по мере расширения добычи камня, появляется русская мозаика. В ней получили дальнейшее развитие идеи флорентийской мозаики. Теперь в ход идут не только мрамор и яшма, но и полудрагоценные самоцветы — малахит, лазурит и т. д. Помимо гладких стен и сводов, мозаикой стали выкладывать всевозможные архитектурные детали (колонны, пилястры) и декоративные предметы, имеющие сложную форму и фасонную поверхность (вазы, чаши, шкатулки). Для создания более выразительных произведений русская мозаика использовала не просто цвет камня, но и его естественный рисунок.

Возвращаясь в наши дни, отметим, что материалы современности дешевле древних. Так, сегодня чаще всего используют не чистую смальту, а ее сочетание со стеклом или только стекло. А на смену утерянным старинным секретам пришли промышленные технологии производства и укладки мозаичных композиций.

Являясь одним из древнейших видов облицовки и декоративной отделки архитектуры, а также одним из древнейших материалов изобразительного искусства, мозаика не только не потеряла своей популярности в наши дни, но и значительно выросла в последние годы. Теперь в квартирах и частных домах все чаще можно встретить прекрасные мозаичные композиции и художественные панно, неповторимые в своем очаровании.

Объясняется такая востребованность мозаики во все времена тем, что эта техника имеет свои неоспоримые достоинства: она долговечна, имеет особые водоотталкивающие, жаростойкие и ударопрочные свойства — а значит, отлично будет себя чувствовать и на открытом воздухе, ею можно облицовывать криволинейные поверхности, а мозаичные панно, кроме всего этого, позволяют создавать роскошные и неповторимые интерьеры. Этот красивый и практичный отделочный материал предназначен для тех, кому обычная керамическая плитка кажется уж слишком безыскусной.

В отделке фасада дома или его интерьера мозаика — знак респектабельности и престижа. Этот материал объединяет красоту и вечность.

Многолетнюю сохранность мозаике обеспечивают материалы, из которых она создается. Натуральный камень, керамика, смальта — материалы действительно вечные, которым не страшны почти любые атмосферные воздействия, они сохраняются, не изменяя цвета и тона, в течение многих лет. Именно это их качество в сочетании с декоративностью, яркостью и заставляет обращаться к этой технике, невзирая на относительную трудоёмкость, как приготовления материала, так и выполнения самих работ «набора».

Сфера применения мозаики столь же широка, как и ее эстетические возможности. Такая отделка идеально подходит для «влажных» помещений — она не только износостойкая, но и легко моется, ремонтируется (заменить поврежденный фрагмент не составляет особого труда). Признанной «классикой жанра» считается мозаичная облицовка бассейнов, санузлов, саун и бань (см. рис. 21-24). Кроме того, и это также немаловажно, мозаикой можно без проблем облицевать криволинейные поверхности, а ведь нынешние бассейны и ванные порой бывают весьма причудливых форм...

Мозаика — отличное средство для подчеркивания отдельных фрагментов фасада дома, входной группы, колонн, декоративных садовых скульптур. Однако эффектно смотрится и внутренняя отделка комнат при помощи мозаики.

Рис. 21. Ванная комната с маленьким бассейном полностью оформлена мозаикой

Рис. 22. Интерьер ванной комнаты. Отделка — мозаика

Рис. 23. Отделка ванной комнаты при помощи керамической Мозаики из чипсов разных размеров

Рис. 24. Ванная комната отделана стеклянной мозаикой и керамической плиткой. Для такого сочетания потребуется положить под мозаику более толстый слой клея, иначе поверхность получится неровной

Рис 26. Крупноразмерные и прямоугольные мозаичные элементы скорее напоминают кафель, чем привычную мозаику

Рис. 27. Матовая смальта может использоваться для декора в любом помещении

Рис. 28. Стена в спальне оформлена мозаикой в виде звездного неба

Рис. 29. Межкомнатная перегородка, оформленная однотонной мозаикой

Согласитесь, вряд ли кого оставят равнодушным изысканные мозаичные «цветы» на паркетном полу. Можно ограничиться и более легким для кошелька вариантом — например, элегантными мозаичными фризами8 — это придаст интерьеру особый шарм. Сейчас нередко применяют мозаику и для отделки подоконников, рабочих поверхностей кухонных столов. Можно, скажем, заказать обычную корпусную мебель со столешницей из водостойкой древесно-волокнистои плиты, и с помощью специальной мастики выложить на ней мозаику. Не говоря уже об отделке при помощи мозаики рабочей стены на кухне (вместо поднадоевшей керамической плитки) (см. рис. 25, 26).

Однако мозаику можно использовать не только в отделке «влажных» помещений. Чудесным образом эта техника преобразит любую стену в вашей квартире (рис. 27).

Мастерски выполненная работа будет радовать глаз и в спальне. Так, например, может выглядеть стена у изголовья Кровати (рис. 28).

При помощи мозаики можно придать изящество и особый шик и межкомнатной перегородке (рис. 29).

Высшим классом в технике мозаики считается художественное панно, способное стать настоящим произведением искусства, а также прекрасным украшением вашей гостиной (рис. 30).

Ко всему прочему, мозаика способна сгладить прямые углы, «искривить» пространство — для этого узор на полу «выводится» на стены и завершается на потолке. Причем, выкладывая мозаику, можно использовать так называемую цветовую растяжку, постепенно переходя от более темных тонов к светлым. В результате комната кажется лишенной острых углов. Удачное использование мозаики позволяет превратить «минусы» интерьера в его «плюсы». К примеру, выступ, который нельзя скрыть, достаточно украсить мозаикой — и он превратится в пикантную «изюминку» домашней обстановки (рис. 31).

Чудесным образом интерьер может дополнить и наличие каменного ковра (рис. 32).

Дизайнеры, работающие в стиле хай-тек, в украшении фризов и колонн часто используют металлическую мозаику. Весьма популярны в настоящее время «авторские серии» в стиле модерн — например, мозаичные панно-вариации на темы Пабло Пикассо. Но это, так сказать, красота на любителя, ибо стены с таким нестандартным декором выглядят просто ошеломляюще и совсем не походят на то, к чему мы привыкли. Особая тема — концептуальные коллекции от всемирно известных дизайнеров современности, предназначенные для «продвинутой» публики. Безусловно, они олицетворяют собой престиж дома. Однако далеко не все готовы выложить за мозаику, носящую гордое имя Версаче или Трусарди, несколько тысяч долларов...

Еще одно актуальное и вместе с тем забавное направление в «мозаичном» дизайне — «детский» рисунок, словно выложенный неопытной рукой. Кажется, будто ребенок сначала небрежно набросал контур будущей картины, а затем тщательно его «раскрасил» с помощью ярких стеклышек...

Другая модная тенденция — выстраивание рисунка по вертикали. Например, на чистом белом фоне сочные «кислотные» нити. В растительном же орнаменте сейчас преобладает очень тонкий рисунок. Роскошные цветочные композиции и большие панно постепенно уходят в прошлое. Зато остается популярной морская тема — рыбки, дельфины, ракушки...

Рис. 30. Мозаичное панно, украшающее стену лестничной клетки

Рис. 31. Выступающие стены украшены мозаичными «полосками»

Рис. 32. Мозаичный «ковер»

Все больше поклонников приобретает этнический стиль. Причем тут наиболее востребованы нынче восточные мотивы. И этой моде следуют буквально все. Царствующий в мебели японский минимализм распространился и на декор стен, где на первый план выходят большие плоскости светло-серых оттенков. Цветовая гамма новых коллекций такой мозаики — ненавязчивые серо-бежевые или серо-голубые тона в сочетании с темно-коричневыми, серо-синими и зелеными акцентами.

Нельзя не вспомнить и африканскую тему с ее простыми геометрическими формами и четкими цветовыми контрастами, которые на подсознательном уровне рождают ощущение ритма и энергетики дикой природы.

Эстетам нравится самодостаточная по цвету и форме мозаика, к примеру, золотая или серебряная, напоминающая напыление на елочных игрушках. Выглядит она великолепно, особенно в сочетании с черным гранитом либо мрамором. Представьте себе — черный пол, золотые стены, таинственно мерцающие при свете галогенных ламп и декоративные детали из «рваного сланца». Впрочем, это не каждому подойдет, потому некоторые люди отдают предпочтение однотонной мозаике насыщенного яркого цвета — ею облицовывают стену в гостиной, на которую вешают плазменную панель, и украшают хромированными металлическими фризами.

Как уже упоминалось выше, существуют два типа мозаичных произведений: составленные из малых кубиков смальты или камня (восходящая к античности техника так называемой римской мозаики) и получаемые из тонких пластов разноцветных мрамора и яшмы, вырезанных и составленных по контурам изображения (так называемая флорентийская мозаика).

Римская мозаика (см. рис. 33) набирается из мельчайших, специально обкатанных кубиков, что позволяет достигать точности изображения. В технике римской мозаики могут быть выполнены как геометрические композиции, так и сюжетные с изображения птиц, рыб, животных, цветов и копии живописных полотен. Модуль9 мозаики может быть разнообразным — от большого к малому. Чем мельче модуль, тем живописней рисунок, но тем больше труда вкладывается в мозаику. Такая мозаика является предметом роскоши в интерьере. Это гораздо более долговечный вид искусства, чем живопись, что позволяет самим наслаждаться мозаикой и донести до потомков!

Флорентийская мозаика (рис. 34, 35) набирается из крупных кусков цветного мрамора, вырезанных по шаблонам, которые соответствуют основным линиям рисунка, используется разнообразная текстура камня. Пластины мрамора идеально подгоняют друг к другу, используя богатую природную палитру камня, что позволяет создать выразительную живописную композицию, задуманную автором мозаики. Так, жилки в «мраморном букете» придают движение цветам, вследствие чего цветы оживают.

Рис. 33. Орнамент, выполненный в технике римской мозаики

Такая мозаика является настоящим украшением и отличным дополнением к интерьеру, а зачастую может и сама являться отправной точкой для создания образа пространства, подчеркивает его индивидуальность и становится предметом гордости хозяина.

Рис. 34. Мраморный цветок, выполненный в технике флорентийской мозаики

Рос. 35. Мраморный цветок, выполненный в технике флорентийской мозаики

Рис. 36. Мраморный медальон, выполненный в технике флорентийской мозаики

Рис. 37. Фрагмент мраморного медальона

В зависимости от интерьера флорентийская мозаика может быть выложена в различной цветовой гамме, где возможно использование как теплых, так и холодных оттенков мрамора.

Если хорошо всмотреться в мраморный медальон (рис. 36, 37), выполненный в технике флорентийской мозаики, то не лишним будет сравнение с акварельной живописью, а ведь это натуральный мрамор. Работа представлена безупречно: не видно ни одного грубого шва.



Читать далее:
Русская мозаика
Флорентийская мозаика
Обдирка и шлифование пластин
Распиловка камня
Пельская мозаика
Способы набора мозаики
Материалы для художественной мозаики
Украшение мозаикой столярных изделий
Технология монтажа мозаики
Подготовка к укладке



Ваш отзыв