ГлавнаяСтатьи

Монтаж лепного декора

Гипсовый декор может монтироваться разными способами, однако свойства материала определяют и основные принципы установки. Считается, что устанавливать готовые лепные изделия из гипса нужно примерно через 2-3 дня после их изготовления. Если установить их практически сразу после изготовления, то необходимая прочность и долговечность лепнины не будет достигнута. А помимо того существует вероятность повреждения сырых изделий при установке.
При более поздней установке лепных изделий, например через 5-6 дней после их изготовления, усложняется процесс крепления и прочих сопутствующих работ, потому что сильно затвердевший гипсовый раствор с большим трудом подвергается обработке — резке и т. п.

Существенным условием качественной установки лепных декоративных изделий является тщательно подготовленная поверхность. Поэтому старые обои и размокшая или рыхлая штукатурка должны быть предварительно удалены, а неровности зашпаклёваны. На чистой поверхности необходимо сделать разметку, соответствующую границам установки лепной детали. Те места потолка и стен, к которым будут прилегать детали карниза, нужно насечь зубилом. Шероховатая поверхность будет более прочно удерживать скрепляющий раствор. Такую же насечку нужно сделать на тыльных и сопрягаемых сторонах лепных деталей.

Важнейшее значение при установке гипсовых лепных изделий имеют также прочность и качество крепления. Не очень массивные изделия можно крепить на Одном только гипсовом растворе, что же касается тяжелых и массивных изделий, то их следует крепить не только на растворе, но и на гвоздях (если, конечно, позволяет поверхность) или шурупах. Так, скажем, для линейных (погонных) изделий способ крепежа выбирается в зависимости от их ширины: если ширина до 10 см, их можно крепить на одном гипсовом растворе, если же ширина более 10 см — к гипсовому раствору необходимо добавить гвозди и шурупы, причем на каждую отливку требуется не менее двух гвоздей, которые следует расположить по возможности равномерно.

Если поверхность слишком твердая и вбить гвозди не представляется возможным, в таком случае в ней просверливают отверстия и плотно вбивают в них деревянные бруски, в которые уже можно вбивать гвозди. В свою очередь, в изделии проделывают кончиком острого ножа отверстия, позволяющие утопить гвозди на 3-5 мм вглубь. Гипсовое изделие сажают на гипсовый раствор, а уже потом в выполненные отверстия забивают гвозди под небольшим углом (15-20 градусов). Далее отверстия с гвоздями замазывают жидким гипсовым раствором, приготовленным с добавлением извести.

Наиболее популярным способом крепления гипсовых изделий является крепление при помощи так называемых кляч (рис. 137).

Клячи представляют собой два конца проволоки, которая закрепляется с одной стороны, собственно, за гвоздь или шуруп, а с другой — за стальной стержень длиной 7-10 см, находящийся в самом изделии. Концы проволоки надежно об матывают вокруг стержня, быть менее 5 мм, а кончики длиной до 2 см переплетают и .загибают к стержню.

Рис. 137. Крепление изделии толщина которого не должна

Нишу в теле изделия проделывают такую, чтобы стержень (стальной) был утоплен по отношению к лицевой поверхности минимум на 5 мм. Можно также использовать в качестве стержня арматуру изделия.

Для изготовления кляч рекомендуется использовать пластичную стальную проволоку толщиной не менее 2 мм. Пластичность проволоке можно придать путем обжигания. Не лишним будет покрыть ее предварительно лаком или масляной краской.

Выполняют крепление следующим образом. Два конца проволоки пропускаются через отверстие в паз и прикручиваются 2-3 оборотами на стальной стержень, гвоздь или арматуру. В момент прикручивания проволоки изделие должно плотно прижиматься к основанию, поэтому эту процедуру нужно выполнять вдвоем. Далее прикрученную проволоку заплетают, обрезают, оставляя не более 2 см, и пригибают к стержню. Таким же образом устанавливают все клячи (количество кляч может варьироваться в зависимости от размеров и массы устанавливаемого изделия), а затем приступают к заделке ниш с креплениями и всех зазоров, образовавшихся между изделием и основанием. Все образовавшиеся зазоры необходимо сначала замазать гипсовым раствором, а потом зачистить и промыть водой.

Приступая к непосредственной установке гипсовой лепнины, поверхность стены или потолка смачивают водой, а детали помещают в емкость с водой. Это делается с той целью, чтобы штукатурка не впитывала влагу из гипсового раствора и таким образом не сгущала его, в противном случае выдавливание излишков раствора в процесее притирки становится невозможным. Пока гипсовые детали находятся в емкости с водой, готовят гипсовый раствор в количестве, необходимом для установки 5-6 элементов. Чтобы раствор в гипсовке долго сохранял текучесть, в него можно добавить немного столярного клея (примерно 3 процента от общей массы). Также вместо гипсового можно использовать гипсово-известковый раствор (гипс и известь — в равных пропорциях). Известь увеличит влагостойкость, прочность и, главное, послужит прекрасным замедлителем схватывания гипса.

Слегка загустевший раствор наносят на тыльную сторону изделия, которое моментально прикладывают к подготовленному основанию и с усилием притирают, слегка сдвинув деталь сначала в одну, а потом в другую сторону, пока она прочно не сядет в намеченное место. Выступившие из швов излишки раствора необходимо сразу же снять штукатурной лопаткой. При установке всех последующих элементов раствор наносят не только на тыльные их стороны,, но и на торцевые — для скрепления изделий между собой и заполнения зазоров гипсом.

Заделав тщательно все швы между деталями, лепной декор необходимо просушить в течение двух-трех суток. После чего нужно внимательно осмотреть его и наждачной бумагой снять неровности и следы от инструментов, если таковые окажутся.

Самый простой и распространённый вид отделки гипса — покраска, традиционная и современная. Лепнину тонируют в соответствии с цветовой гаммой интерьера. Новые технологии дают возможность экспериментировать с гипсом, применяя разнообразные способы покраски.

Можно также декорировать гипс при помощи воска или патины: они сохраняют естественный вид гипса, придавая ему налет времени, и делают его визуально более бархатистым по своей фактуре; обработка воском является также дополнительной защитой гипса от механических повреждений и от старения.
Применяется декорирование и при помощи пигментных красителей и загустителей краски. Используя кусочки ткани или губку, можно создавать различные фактуры: искусственный мрамор, гранит и т. д.

Золочение фольгой — техника, позволяющая имитировать роскошь античного декора: как правило, выделяются отдельные детали лепного элемента или определенный мотив орнамента. Также можно сыграть на бесконечном разнообразии оттенков золота, меди или серебра.

Что касается монтажа полиуретановой лепнины, то считается, что он довольно прост. Это действительно так, но с небольшой оговоркой — прост для профессионалов.

Прежде всего надо помнить, что перед монтажом все элементы должны не менее суток находиться в том помещении, для украшения которого они предназначены. Благодаря этому происходит «привыкание» полиуретана к окружающей среде (температуре и уровню влажности). И, конечно же, поверхность потолка и стен должна быть идеально чистой и сухой, иначе даже самый расчудесный клей не спасет от неминуемой катастрофы. Небольшие и, главное, нетяжелые элементы просто приклеивают к стене. Сложности возникают тогда, когда приходится сты-ковывать отдельные модули, например карнизы или молдинги. Отпилить уголки так, чтобы они идеально совпали, совсем непросто. Для этого понадобится специальный набор инструментов: стусла, пилы, шпатели и т. п. Приобретать их для единовременного пользования слишком накладно. Некоторые компании предлагают набор инструментов для самостоятельного монтажа, причем этот набор (он умещается в компактном чемоданчике) можно или купить, или взять напрокат. Но, как правило, в него входят те же инструменты, которые используются и при монтаже деревянных изделий (лобзик или ножовка, стус-ло, пистолет для клея-герметика, рулетка, отделочные гвозди, молоток, тонкая наждачная бумага, карандаш, анодированные саморезы).

Кроме того, к товару всегда прилагаются подробнейшие инструкции, в которых процесс крепления рассмотрен пошагово.

Заметим, что, несмотря на популярность, большинство производителей настоятельно не рекомендует использовать так называемые жидкие гвозди, поскольку этот вид клея неэластичен и со временем, особенно если дом новый, может под действием естественной усадки буквально «расклеиться» (известны поучительные истории о ни с того ни с сего падающих карнизах). О неизбежной усадке дома и других возможных деформациях нужно помнить, даже если используется фирменный клей для монтажа и стыковки.

Крупные детали, помимо клея, как и при монтаже гипсовой лепнины, крепят еще саморезами или шурупами, чтобы зафиксировать на время полного высыхания клея. Гибкие (изогнутые) детали крепят с помощью специального клея (как монтажного, так и стыковочного) и само-резов.

Монтаж полиуретановой и гипсовой лепнины на примере монтажа карниза (рис. /3S-/S4J

Рис. 138. Сделайте отметки на карнизах для соединения-углов

Рис. 139. Используя карнизы, сделайте пометки на стене и потолке

Рис. 140. Отрежьте карниз по отметке

Рис. 141. Нанесите монтажный клей на боковые поверхностии равномерно распределите его по плоскости

Рис. 142. Приложите элемент к стене и закрепите его на нужном уровне (используйте отделочные гвозди 4 см для времнного закрепления)

Рис. 143. Нанесите специальный клей для стыков на одну из поверхностей. Клей следует наносить с избытком

Рис. 144. Приложите второй элемент. Убедитесь, что карнизы плотно (без зазоров) по всей плоскости стыка примыкают друг к другу, а в местах соединений наружу выступил клей

Рис. 145.

Рис. 146.

Рис. 147.

Рис. 148.

Рис. 149. При монтаже карнизов для скрытого освещения используйте монтажный клейи саморезы (3-4 шт. на 2 м)

Рис. 150. Для повышения надёжности монтажа используйте саморезы (3-4 шт. на 2 м)

Рис. 151. После высыхания клея (через 24 часа) удалите излишки клеяпри помощи острого ножа и средней шкурки

Рис. 152. Зачистите места соединений при помощи наждачной бумаги

Рис. 153. Если в результате неправильного монтажа образовались щели, заполните их специальным клеем

Рис. 154. Нанесите краску на поверхность карниза или молдинга, предварительно прокрасив швы

Монтаж гипсовой лепнины на примере установки колонн

Ниже представлен один из возможных вариантов монтажа гипсовой лепнины на примере установки колонны, состоящей из четырех полуколонн, вокруг существующей деревянной балки (высота около 5 м). Предварительно вокруг балок на полу и под потолком устанавливаются деревянные каркасы, к которым будут крепиться основание и капитель, (рис. 155-166).

Рис. 155. Основания колонн (2 полоснования) крепятся к каркасу вокруг балки

Рис. 156. Полуколонны обрезаются до нужной длины

Рис. 157. Установка полуколонны на основание

Рис. 158. Установка полуколонны на основание

Рис. 159. Первоначально половины колонн фиксируются малярной лентой.

Рис. 160. Крепление колонн при помощи саморезов к балке

Рис. 161. Крепление колонн при помощи саморезов к балке

Рис. 162. Монтаж капители

Рис. 163. Вид установленной колонны

Рис. 164. Стачивание неровностей гипса при помощи ножа

Рис. 165. Шлифовка поверхности

Рис. 166. Шпаклевание гипсовым раствором щелей и шлифовка



Читать далее:
Облицовочные работы
Покрытие камина кирпичной плиткой
Установка пластикового кирпича под штукатурку
Резка кирпичей для подгонки к рисунку
Установка фанерных кирпичей
Отделка стен кирпичной плиткой
Зеркальный кафель для отделки стен
Зеркальная плитка для отделки стен
Использование натурального камня
«Живая плитка»



Ваш отзыв