ГлавнаяСтатьи

Материалы художественно-графических работ

Бумага — основной материал, применяемый в художественно-оформительском деле. Лучшие сорта бумаги — чертежная высшая и рисовальная высшая (марка В). Они вырабатываются из тряпичного волокна, обладают большой плотностью и поэтому удобны в работе.

Рис. 9. 1. Размеры стандартных форматов

Основные форматы бумаги получаются путем последовательного деления на 2, 4, 8, 16 равных частей листа с размерами сторон 1189 х 841 мм. Площадь такою листа равна 1 м2. При этом линия, делящая формат на равные части, должна быть параллельна меньшей стороне соответствующего делимого формата. Формат с размерами сторон 1189 х 841 мм обозначается АО (рис. 9.1). Формат, равный половине формата АО, с размерами сторон 841 *594 мм обозначается А1.

Если разделить пополам формат А1, получатся два формата А2 и т. д.

Рис. 9.2. Размеры увеличенных стандартных форматов

При вычерчивании объектов, длина которых значительно превышает ширину, допускается применять дополнительные форматы. Последние образуются увеличением коротких сторон основных форматов на величину, кратную размеру короткой стороны соответствующего основного формата (рис. 9.2).
Карандаши. Карандаш в переводе с тюркского языка означает «черный камень». Технология изготовления современных карандашей начинается с конца XVIII в.

Карандаши подразделяются: – по пишущим свойствам (графитные, копировальные, чертежные и пр.); – по назначению (школьные, рисовальные, канцелярские, столярные и пр.); – по форме грифеля (круглый, квадратный, продолговатый и т.д.); – по форме самого карандаша (круглые, шестигранные, овальные и т.д.).

Особыми видами карандашей являются сангина и пастель.

Карандаши бывают различной твердости или мягкости грифеля. У нас показателем твердости служит буква Т, мягкости — М, на зарубежных карандашах соответственно Н и В. Твердость грифеля может обозначаться также номером.

Основные марки современных карандашей следующие: 7Т, 6Т, 5Т, 4Т, ЗТ, 2Т, Т, ТМ, М, 2М, ЗМ, 4М, 5М, 6М; 7Н, 6Н, 5Н, 4Н, ЗН, 2Н, Н, F, НВ, В, 2В, ЗВ, 4В, 5В, 6В, 7В, 8В; № 6, № 5, № 4, № 3, № 2, № 1.

В обычных карандашах удобной для работы заточкой считается такая, при которой длина срезки деревянной части не менее 30 мм при графите, обнаженном не более чем на 9 мм.

Линейки удобно иметь различной длины — 25, 50, 100 см (обычные чертежные) и одну более длинную самодельную, на которую наносят деления, соответствующие ширине букв наиболее употребительных шрифтов и расстоянию между ними.

Очень удобна масштабная линейка из прозрачного целлулоида — сквозь нее видны ранее проведенные линии, что облегчает работу.

Угольники применяют при проведении линий и вычерчивании прямых углов (рис. 9.3).

Рис. 9.3. Рейсшина и основные чертежные принадлежности

Время от времени угольники следует проверять, так как под действием тепла или сырости они могут рассохнуться или перекоситься. Чтобы проверить прямой угол, угольник прикладывают к линейке под прямым углом и проводят вертикальную линию, а затем переворачивают его на другую сторону и снова проводят вертикальную линию. Если обе линии совпадут, то угольник в порядке. Правильность угольника можно проверить и с помощью транспортира.

Рейсшина — это линейка длиной 100—150 см с направляющей планкой, расположенной под углом 90°. Во время работы планка скользит по краю стола или чертежной доски. Рейсшину используют для нанесения длинных параллельных линий (см. рис. 9.3).

Лекала для проведения кривых линий бывают деревянные или пластмассовые, различных размеров и рисунков (см. рис. 9.3).
Плакатные перья применяют для написания шрифтов.

Ширина пишущей части плакатных перьев колеблется от 2 до 20 мм. Плакатное перо вставляют в обычную ученическую ручку, писать можно тушью, гуашью, иногда чернилами. Удобно писать плакатным пером по линейке. Линейка должна иметь специальную подкладку, чтобы тушь или краска не подтекала под нее. Плакатными перьями выполняют как мелкие шрифтовые работы, так и крупные.

Для небольших шрифтовых работ применяют перья «рэдис» с круглым расширением на конце. Ширина пишущей части этих перьев колеблется от 0,5 до 3 мм. Они снабжены специальной металлической пластинкой, удерживающей тушь.

Для выполнения шрифта размером до 10 мм используют также различные канцелярские и чертежные перья.

Плакатные перья можно изготовить самим. Для этого из кусочка жести вырезают по нужной форме заготовку, сгибают ее, на месте сгиба делают прорезь, а края шлифуют напильником. Верхнюю часть пера обжимают на гвозде, чтобы его можно было вставить в ученическую ручку.

Пишут тексты и палочками из бука, березы или самшита. Для этого ровный сухой кусочек древесины длиной 15—20 см закругляют и один из его концов обрабатывают в форме лопаточки нужной ширины. При письме палочками используют различные водяные краски и тушь.

Стеклянные чертежные трубочки используют для шрифтовых работ. Диаметр пишущей части трубочек колеблется от 0,5 до 2,5 мм, пишут тушью, темперой. Тонкий конец трубочки удобнее загнуть под углом примерно 45°. Для этого его держат в пламени спиртовки или свечи и нагревают докрасна, а затем осторожно загибают пинцетом; самые тонкие трубочки загибаются сами, как только достаточно нагреются.

Стеклянными трубочками пишут от руки и при помощи нор-мографа. В первом случае изгиб должен быть небольшой и находиться почти у основания. Во втором случае угол изгиба делается более острым, в 5—6 мм от конца трубочки. Трубочками пользуются и не загибая тонкого конца. В таком случае их держат вертикально, как рейсфедер.

Не рекомендуется наполнять трубочку большим количеством краски или туши, так как линия при этом получается неравномерной. Закончив линию, трубочку нужно быстро отнять от бумаги, чтобы не получилась клякса.

Фломастер имеет стержень из пористого волокнистого материала, пропитанного специальным составом. Толщина стержня бывает от 2 до 10 мм. Состав, которым заправляется фломастер, может быть самых различных цветов. Некоторые виды фломастеров заправляются чернилами.

Фломастер очень удобен в работе, особенно когда необходимо быстро выполнить какой-нибудь текст, не требующий предварительного расчета, эскиз и другие рисунки.

Нормограф — прозрачная линейка с прямоугольными отверстиями, соответствующими пропорциями внешних очертаний букв. Нормограф применяют при выполнении мелких шрифтов.

Циркуль лучше всего использовать универсальный, а не обычный ученический. Если нужно провести окружность радиусом 10— 15 мм, ножки циркуля просто раздвигают на нужную ширину. При вычерчивании большей окружности держатель карандаша ставят вертикально к бумаге. Когда раствора циркуля не хватает, применяют удлинитель.

Рейсфедер используют для проведения линий различной толщины. Им можно вычерчивать контуры букв для последующей заливки, писать мелкий шрифт. При работе рейсфедером оба его кончика должны соприкасаться с бумагой одинаково. Чтобы тушь не затекала под линейку, рейсфедер следует слегка наклонять.

Кисти бывают круглые и плоские по форме и мягкие или жесткие по качеству волоса. Размеры кистей обозначаются номерами на их черенках. Мягкие кисти делаются из волоса белки, куницы или колонка.

По форме они обычно круглые. У хорошей, мягкой кисти волос должен естественно образовывать острый кончик. Кисть с подрезанным волосом для работы не годится.

При выборе мягкой круглой кисти надо обратить внимание на то, чтобы конец ее не раздваивался и волос был собран компактно; чтобы определить качество кисти, сжимают двумя пальцами ее волосяную часть: если она примет веерообразную форму, то кисть пригодна для работы.

Можно смочить кисти водой и встряхнуть. У хорошей кисти после легкого встряхивания образуется острый конец.

Жесткие кисти делают из свиной щетины, конского волоса или искусственного синтетического волокна.

При работе акварелью, анилиновыми красками или тушью пользуются мягкими кистями (рис. 9.4, а). Наиболее употребительны № 6—8. Для масляных красок эти кисти непригодны.

Колонковая кисть универсальна, она упруга и эластична и может быть использована в работе как водяными, так и масляными красками, особенно для отделочных работ в масляной живописи (орнамент и др.).

Рис. 9.4. Кисти художественно-графических работ:
а — мягкие; б — шлипперы; в — больше; г— флейцы

Щетинные кисти используют при работе маслом, а также гуашью и клеевыми красками (рис. 9.4, в).

Для тонирования больших поверхностей применяют широкие плоские кисти — флейцы (рис. 9.4, г). Щетинные флейцы используются также при грунтовке основания.

Чтобы сохранить кисти в хорошем состоянии, за ними необходим тщательный уход. После работы кисти следует вымыть. После акварельных, гуашевых или клеевых красок кисти моют в обычной воде, после масляных красок — сначала в керосине, а затем в теплой мыльной воде. Вода не должна быть горячей, так как клей, скрепляющий кисть, может раствориться и кисть распадется. Промывая кисти, нужно следить за тем, чтобы краска не оставалась в месте соединения щетины с металлической гильзой. Мягкие кисти не следует оставлять в воде, так как волос от этого сгибается и такой кистью трудно работать.



Читать далее:
Художественное оформление экспозиций и выставок
Техника исполнения и начертания шрифтов
Архитектурные пропорции - «Золотое сечение»
Виды художественно-графических работ
Художественно-оформительские и графические работы



Ваш отзыв