ГлавнаяСтатьи

Малярные работы на фасадах

Леса. Стационарные и передвижные (башни) леса изготовляют из стальных труб или реже из дерева. Трубчатые леса удобны тем, что их можно использовать в зданиях с любыми очертаниями и конфигурацией фасада. В настоящее время чаще применяют стационарные леса. Леса устанавливают на прочном, плотно утрамбованном, горизонтально спланированном основании. Если их предполагают использовать длительное время, дополнительно устраивают канавы (желобки) для отвода дождевой воды, иначе стекающая вода может размыть грунт под стойками лесов и нарушит их устойчивость. При устройстве лесов опорные стойки устанавливают по отвесу.

Подкладки должны быть плотно уложены на основание; выравнивать их клиньями, кусками досок или кирпичами категорически запрещается.

Поверхность настила должна быть ровной. Ширина настила не менее 1,5 м расстояние между настилами по высоте в свету — не менее 1,8 м. Между досками или щитами настила допустимы щели не более 10 мм. Если настил сплошной, разрешается стыковать доски внахлестку по их длине, предварительно скосив торцы досок. Располагают концы досок на опоре (прогоне) так, чтобы каждый из них перекрывал опору-прогон не менее чем на 20 см в обе стороны. Расстояние от настила до стены не должно превышать 100 мм. Этот зазор закрывают съемными досками.

Все настилы, расположенные выше 1,1 м от уровня земли, ограждают перилами высотой не менее 1 м. Перила состоят из деревянного строганого поручня, среднего элемента (доски, трубы или бруска) и нижней бортовой доски, высотой не менее 15 см. Бортовые доски крепят с внутренней стороны лесов так, чтобы они опирались на настил.

Нагрузки на леса не должны превышать норм, установленных расчетом. Например, на 1 м2 металлических лесов допускается равномерная нагрузка 2 кН. Кроме того, необходимо проверить все горизонтальные элементы лесов на сосредоточенную нагрузку 1,3 кН. Скопление на лесах (хотя бы временное) грузов сверх указанной нагрузки запрещается.

Для перехода с одного яруса лесов на другой устанавливают лестницы (уклоном не более 60°), верхние концы которых надежно закрепляют.

Крепят леса к стене вразбежку в шахматном порядке: через 6—10 м в продольном направлении, а по высоте — каждый ярус прутковыми тягами, взаимно связанными под прямым углом косынкой с отверстиями, тяги надевают на концы стоек. Свободные концы тяг прикрепляют к стене костылями или инвентарными металлическими пробками. При совпадении мест крепления стоек лесов с проемами в стене леса крепят с внутренней стороны здания через проемы посредством накладных устройств.

Устойчивость лесов в продольном направлении обеспечивается связью стоек жесткими конвертами. Конверты представляют собой прямоугольные сваренные трубчатые фермы с одним раскосом. Их надевают и опирают на концы стоек с помощью проушин из листовой стали, приваренных к поперечным элементам конвертов. Два таких поперечных элемента являются прогонами, которые несут рабочий настил.

Рассмотрим наиболее распространенные конструкции лесов.

Трубчатые леса конструкции Промстройпроекта состоят из стоек и ригелей, соединенных крюками и патрубками без болтов. Предельная высота лесов для отделочных работ 60 м, ширина рабочего настила 2000 мм. Расстояние между стойками в поперечном направлении 1600, в продольном 2000 мм. Стойки отстоят от стены на 400 мм. Для выполнения декоративной отделки это расстояние увеличивают до 700 мм. Настил лесов выполняют из деревянных щитов.

Для подъема на леса и спуска с них через каждый 40—50 м устраивают лестничные клетки в местах нахождения лестниц — настилы с небольшими ограждениями во всех четных ярусах. Вдоль наружного ряда стоек по низу настила с внутренней стороны устанавливают бортовые леса во избежание падения с настилов инструментов, материала и т. д. Над проездами и переходами устраивают защитные навесы, которые нельзя использовать для прохода рабочих и складирования каких-либо грузов и материалов.

Ежедневно до начала работ проверяют состояние лесов и настила.

Трубчатые леса М. И. Вишнева используют при отделке фасадов, зданий высотой до 40 м. Леса представляют собой каркас, состоящий из двух продольных рядов трубчатых стоек и горизонтальных ферм — конвертов, связывающих стойки по высоте ярусов. Расстояние между стойками в продольном направлении 2000, в поперечном — 1250 мм, между стеной и ближайшим рядом стоек — 350 мм. Наращивают стойки на высоту каждого яруса трубами длиной 2 м. Трубы с помощью приваренных к ним на концах муфт надевают на установленные опорные башмаки и стойки. К каждой трубе приварены крючья для крепления досок ограждения. В верхние концы труб вварены штыри, они служат опорами горизонтальных элементов.

Особенность этих лесов в том, что поперечины и элементы продольных связей соединяют в готовые сварные звенья лесов. Конструктивная схема лесов позволяет устанавливать их в различных комбинациях и обходить выступы на фасаде.

Трубчатые леса конструкции ЦНИИОМТП применяют при отделке фасадов зданий высотой до 60 м. Леса собирают из стоек, поперечных ригелей и продольных связей, опорных башмаков, ограждений и щитового настила. Трубчатые элементы соединяют в местах пересечения металлическими штампованными или литыми хомутами на болтах. Сложность монтажа лесов с многочисленными креплениями оправдана возможностью их использования при отделке фасадов зданий любых очертаний, в частности зданий с выступающими деталями фасадов (балконами, эркерами).

Рис. 1. Трубчатые безболтовые леса конструкции Промстройпроекта (а), М. И. Вишнева (б), ЦНИИОМТП (в) для отделки фасадов

Все типы наружных лесов должны быть хорошо прикреплены к стенам зданий. Без специальных указаний не разрешается снимать крепления. Настилы лесов во всех ярусах делают сплошными, прочно укладывают, хорошо закрепляют и ограждают. В них не должно быть незакрытых отверстий.

Работать одновременно на различных ярусах по одной вертикали запрещается. При работе на высоте более 6 м укладывают рабочий и нижний защитные настилы.

Инвентарные металлические леса при большой высоте оборудуют горизонтальными устройствами с молниеприемниками и заземлением.

Люльки. При отделке фасадов зданий используют металлические и деревянные люльки различных конструкций, которые поднимают и опускают с помощью лебедок, установленных на земле или на самих люльках. Люльки подвешивают на гибких стальных канатах. Для люлек с установленными на них лебедками в паспорте завода-изготовителя указана нагрузка, на которую рассчитана люлька.

Широко применяют самоподъемные люльки с электроприводом: ЛОС-100-120; ЛОС-80-120; ЛС-15-250; ЛС-80-250; ЛСЭ-35-250; ЛЭ-100-300 (первое число обозначает высоту подъема люльки, последнее — ее грузоподъемность). Грузоподъемность лебедки должна соответствовать двойной расчетной нагрузке. Люльку испытывают на статическую нагрузку, превышающую на 25% расчетную. Кроме того, ее испытывают равномерным подъемом и опусканием с грузом, превышающим на 10% расчетную нагрузку. Для дополнительной проверки люльку с грузом поднимают от земли на 0,5 м и оставляют в таком состоянии на 2—3 ч. Перегружать люльку категорически запрещается. После проведения испытаний составляют акт.

Каждый раз перед началом работы люльку, канаты и блоки осматривают, устраняют дефекты и только после этого приступают к работе.

Люльки, на которых установлены лебедки, опускают и поднимают сами маляры. Когда лебедки установлены на земле, то поднимают и опускают люльки специальные рабочие, находящиеся около лебедок. Установленные на земле лебедки прижимают грузом, в два раза превышающим массу люльки вместе с малярами и материалами. Лебедки для поднятия и опускания люлек оборудуют двойным тормозным устройством.

Блоки люлек крепят к консолям-пальцам, выпущенным из стен под карнизом или свисающим с крыши. Консоли бывают деревянные из толстых бревен или стальные из рельсов, двутавровых балок или швеллеров. Их предварительно рассчитывают на соответствующую нагрузку и закрепляют на деталях перекрытия, стропилах или других прочных конструкциях.

Все люльки обязательно заземляют.

Одноместная самоподъемная люлька ЛОС-80-120. Скорость подъема 5,5 м/мин, масса без канатов 158 кг. Люлька представляет собой сварную конструкцию из металлических труб на четырех колесах для перемещения по земле. При подъеме или опускании люлька опирается на стену дома двумя передними колесами. Установленная на люльке электрическая фрикционно-барабанная лебедка имеет два тормоза; грузоупорный дисковый с храповым устройством и колодочный электромагнитный. Для аварийного спуска при отсутствии электроэнергии лебедка имеет съемную рукоятку. Ловитель центробежного типа автоматически стопорит (подвешивает) люльку на предохранительном канате при превышении допустимой скорости опускания. Для аварийного отключения лебедки в случае подхода люльки к предельной высоте служит ограничитель высоты.

Люлька подвешена к консоли на двух канатах: грузовом и предохранительном. Один конец грузового каната крепят к консоли, а к другому концу, который проходит после запасовки на барабанах лебедки к земле, подвешивают груз для натягивания каната. Предохранительный канат одним концом крепят к консоли, а другой конец пригружают через ловитель для натяжения каната.

Самоподъемная люлька ЛС-15-250 с электроприводом. На каркасе люльки установлены две электрические тельферные лебедки ЛТ-250, каждая из которых оборудована двумя тормозами: электромагнитным колодочным, автоматически действующим при отключении электродвигателя лебедки, и грузоупорным дисковым. Тяговое усилие лебедки 2,5 кН, скорость подъема 8 м/мин, мощность электродвигателя 0,6 кВт.

На люльке установлены центробежные ловители, обеспечивающие безопасность работы. Предусмотрен спуск люльки вручную.

Люлька ЛС-100-250 может быть поднята на любую заданную высоту. По торцам каркаса имеются стойки, на которых смонтированы направляющие ролики 1 для канатов и механизмов ловителей. В среднюю часть каркаса вмонтирован механизм подъема люльки. В рабочем положении люлька подвешена на двух подъемных канатах. Два предохранительных каната закреплены на консолях. Консоли монтируются на кровле или чердаке здания и удерживаются контргрузом без дополнительного крепления. Нижние концы всех канатов у земли натянуты грузами натяжного устройства.

Механизм подъема люльки снабжен двумя многоручьевыми ведущими шкивами для каждого подъемного каната и двумя автоматически действующими тормозами. Электродвигатель АОЛ-2-21-4 мощностью 1,1 кВт с помощью зубчатой муфты соединен с ведущим валом планетарного механизма.

Механизм подъема перемещается по подъемным канатам за счет трения между ручьями стальных канатоведущих шкивов и стальных канатов. На случай прекращения подачи электроэнергии предусмотрен ручной привод.
Люлька оборудована ограничителем высоты подъема. При обрыве или ослаблении подъемных канатов автоматически включаются блокированные с ними ловители, тогда люлька оказывается подвешенной на предохранительных канатах. Цепь управления в этом случае как на подъем, так и на опускание автоматически размыкается. Управляют люлькой с пульта. Собранную люльку перевозят на грузовом автомобиле ЗИЛ-130.

Рис. 2. Схема самоподъемной люльки Л0C-80-120:
1 — ограничитель высоты, 2 — лебедка, 3 — люлька, 4 — ловитель, 5, 6 — предохранительный и грузовой канаты, 7, 8 — грузы натяжки предохранительного и грузового канатов

Самоподъемная электрифицированная люлька ЛСЭ-35-250 представляет собой сварной каркас из стальных прокатных профилей, на котором смонтированы механизм подъема, ручной привод, ограничители высоты подъема и электрооборудование. В комплект люльки входят предохранительные приспособления для личной страховки работающих, состоящие из двух ловителей, каната диаметром 3,6 мм, длиной 40 м, катушки для сматывания страховочного каната и предохранительных поясов с укороченными цепями. В торцах люльки на каркасе укреплены стойки с направляющими роликами для рабочих канатов и канатов механизмов ловителей.

Для подвески люльки применяют типовые консоли конструкции инж. Колодея из двутавра длиной 4 м. Консоли и конструкции крышки крепят хвостовым болтом диаметром 20 мм, в кольцо которого закладывают двухдюймовую стальную трубу. Рабочий канат диаметром 7,4 мм одним концом крепится на барабане лебедки, другим (через блок консоли) — к карнизу лебедки.

Для подъема люльки использованы две электрические лебедки ЛТ-250. Кронштейны, на которых установлены электролебедки, изготовлены из полосовой стали 8X65 мм и уголка 45 X 45 X 4 мм.

Механизм подъема оборудован электромагнитным и грузоупорным тормозами. В случае прекращения подачи электроэнергии предусмотрен ручной привод. Люлька оборудована ограничителем высоты подъема. Пусковая аппаратура собрана на щите управления, который находится в центре наружного бортового ограждения. На щите расположены пакетник, два магнитных пускателя и кнопки управления.

При обрыве или ослаблении подъемных канатов автоматически выключаются сблокированные с ними ловители и люлька оказывается подвешенной на предохранительных канатах, которые удерживают ее от падения. При этом электрическая цепь управления автоматически размыкается. Скорость подъема люльки 8 м/мин, масса 360 кг.

Рис. 3. Самоподъемные люльки ЛС-15-250 (а) и ЛС-100-250 (б):
1 — ролики, 2 — механизм подъема, 3 — пульт управления

Рис. 4. Вышка на автопогрузчике в транспортном (а) и рабочем (б) положении

Самоподъемная люлька ЛЭ-100-300 отличается от вышеописанных люлек простотой в изготовлении и эксплуатации, надежностью и сравнительно малой массой (385 кг) несмотря на большую грузоподъемность. В качестве механизма подъема использованы две фрикционно-барабанные лебедки ЛЭФ-500, которые позволяют применять люльку для работы на зданиях любой этажности. Скорость подъема люльки 5,5 м/мин. Мощность электродвигателя одной лебедки 0,8 кВт.

При монтаже люлек всех типов до присоединения канатов к консолям проверяют правильность и надежность закрепления концов канатов в проушинах. После очередного передвижения люльки на новую захватку проверяют надежность крепления канатов к консолям. При работе настил люльки должен быть в горизонтальном положении, перекос допускается не более 5°. Предохранительные и грузовые канаты должны быть надежно натянуты пригрузами. Расстояние от пригрузов грузового каната до земли должно составлять не менее 200 мм. Канат должен наматываться на барабаны лебедки равномерно. Зону эксплуатации люльки ограждают, на площадке вывешивают предупредительные надписи. Подъем рабочих разрешается только при исправности всех узлов люльки.

По окончании работ на одной захватке опускают люльку на землю и отключают от источника электроэнергии. По земле люльку передвигают при ослабленных канатах. Если люлька при работе на высоте оказалась под напряжением, эксплуатацию ее прекращают до устранения неисправностей электрооборудования.

По окончании работ запрещается оставлять не закрепленные на крыше здания консоли с висящими на них и соединенными с люлькой канатами. При аварийном отключении электроэнергии люльку, находящуюся на высоте, спускают на землю с помощью ручного привода.

На высоте более 60 м запрещается работать на люльке при силе ветра свыше баллов, на высоте до 60 м — при силе ветра свыше 6 баллов. Нельзя пользоваться люлькой, если с барабанов сняты кожухи.

Работающие в люльке должны пользоваться предохранительными поясами. Использовать люльку в качестве строительного подъемника, поднимать или опускать на ней посторонних людей запрещается.

Ежегодно производят ревизию люльки: проверяют надежность узлов, механизмов и канатов.

Вышки. При отделке фасадов зданий используют вышки на автопогрузчике и автовышки.

С помощью вышки на автопогрузчике поднимают людей и материалы на высоту до 8 м. Грузоподъемность вышки 1000 кг. Вышка представляет собой сварную стойку, закрепленную на каретке подъемного устройства автопогрузчика. В верхней части стойки расположена рабочая площадка размером 1200X1200 мм с ограждением, в полу которой имеется люк для выхода рабочих. Для монтажа и демонтажа оборудования на стойке установлена ручная лебедка. Вышка является сменным оборудованием к автопогрузчику 4045. Масса сменного оборудования 300 кг.

Автовышка высотой 32,5 м имеет одноместную площадку. Она смонтирована на автомашине и может передвигаться не только в пределах одного объекта, но и между объектами. В последнее время для выполнения ремонтных работ в отдельных местах фасада применяют автовышки, одноместные или двухместные площадки которых могут перемещаться по вертикали и в сторону. Такие автовышки позволяют с одной стоянки производить отделку большой площади.

Рис. 5. Автовышка



Читать далее:
Основы производственной эстетики
Прогрессивные формы организации и стимулирования труда рабочих
Организация груда маляров
Производство малярных работ
Особенности работы с огнеопасными и взрывоопасными материалами
Пожарная безопасность при производстве малярных и обойных работ
Особенности производства малярных работ в зимнее время
Требования к качеству оклеенных поверхностей
Оклеивание самоклеящимися пленками
Оклеивание пленками «девилон» на подоснове из стеклохолста, бумаги или вспененной подложки



Ваш отзыв