ГлавнаяСтатьи

Линолеум

В настоящее время при строительстве жилых помещений применяют различные виды покрытий полов, однако, самым удобным и самым экономичным до сих пор считают линолеум. Полы, выполненные из синтетических линолеумов, практически не имеют недостатков. Они красивы, гигиеничны, хорошо моются теплой водой, натираются мастиками на основе воска. Линолеумное покрытие делает практически неслышными звуки шагов, а это немаловажный фактор в доме, выстроенном в нескольких уровнях. И, наверное, самое важное — настилку линолеума производить несравнимо легче, так как трудоемкость линолеумных работ в 5—6 раз меньше по сравнению с работами по настилке дощатых полов и в 10—12 раз меньше по сравнению с настилкой паркета.

Когда же придумали этот замечательный синтетический материал, который так хорошо подходит для отделки помещений? Таким, каким мы привыкли его видеть, линолеум стал всего несколько десятилетий назад, однако уже в XVII в. была изобретена клеенка, которую принято считать прообразом современного линолеума. Патент на клеенку был выдан в 1627 г. Натану Смиту, который получил водонепроницаемый материал, пропитав полотно специальными водоотталкивающими маслами.

Эта клеенка использовалась в основном лишь в качестве защиты от непогоды. И только 100 лет спустя клеенку догадались применить в качестве напольного покрытия. В то время в качестве линолеума выступала «покрывающая ткань масса из смеси смолы, живицы, испанского коричневого красителя, пчелиного воска и льняного масла, которая наносится в горячем состоянии».

Производители клеенки много экспериментировали с составами. Они добавляли в смесь различные красители, смешивали компоненты в разных пропорциях, подогревали или, наоборот, охлаждали их. Готовую смесь наливали на ткань и прикатывали валиками или припрессовывали.

Еще столетие спустя в технологии производства клеенки произошли существенные изменения. Теперь в смесь, которой пропитывалась ткань, стали добавлять молотую пробку. Подобный состав позволил увеличить толщину клеенки, и материал в дополнение к влагонепроницаемости приобрел другие нужные свойства: упругость и эластичность. Полученный материал был очень хорош, его назвали «камптуликон», что в дословном переводе с греческого означает «я сгибаюсь». Камптуликон нашел очень широкое применение. Этот прямой

предшественник линолеума использовался для самых различных целей. Спрос на материал был довольно велик, но затем цены на каучук, который применялся при его изготовлении, сильно возросли, и производство камптуликона стало нерентабельным.

Производители не хотели мириться с тем, что такой превосходный материал, как камптуликон, остается невостребованным из-за его высокой цены. Поэтому многие изобретатели пытались заменить дорогой компонент чем-то более дешевым и практичным. Ф. Уолтон, например, предложил использовать вместо каучука льняное масло, однако клеенка, изготовленная таким способом, особой прочностью не отличалась. Некоторые изобретатели включали в состав мастики, наносимой на тканную основу, льняную олифу, однако материал, получаемый при этом, все еще не был достаточно хорош.

Наконец какому-то технологу пришло в голову, что вместо каучука можно использовать линоксин — оксидированное льняное масло. Это дало потрясающие результаты: был получен замечательный материал, который по аналогии с линоксином был назван линолеумом.

Сначала линолеум был только одного цвета — натурального, коричневого. Впоследствии с развитием производства начали выпускать линолеум оливково-зеленого, темно-красного и терракотового цвета, применяя натуральные красители. Однако и тогда линолеум оставался однотонным и не имел рисунков.

Узорчатый линолеум впервые был выпущен в 1880 г. Именно тогда была изобретена и запущена в производство особая машина, которая выпускала инлейд-линолеум, то есть лино-

леум с рисунком. В машину закладывали сырье разного цвета, которое подавалось через особые отверстия и прокатывалось на основе. Естественно, что такие рисунки не отличались сложностью, но все же таким образом произошел прорыв в деле производства линолеума.

Технологи линолеумного производства решили, что нет необходимости каждый раз впечатывать узор, рисунок можно наносить поверх уже готового покрытия. Так появились лино-леумные материалы с печатными рисунками из масляной краски. Краска наносилась на покрытие при помощи специального штамп-модуля. Чтобы рисунок был отпечатан аккуратно и не был смазанным, рабочий со штамп-модулем должен был обладать особым мастерством. Любая ошибка приводила к тому, что весь рулон линолеума оказывался загубленным.

Трудоемкий процесс изготовления линолеума привел к тому, что стоимость данного покрытия возросла в несколько раз. Несмотря на высокую цену «расцвеченная» продукция не отличалась хорошим качеством: уже через несколько недель эксплуатации рисунок начинал стираться и вскоре линолеум производил не слишком хорошее эстетическое впечатление. По этой причине производство данного вида линолеума вскоре было прекращено.

Спрос же на инлейд-линолеум все возрастал. Теперь эта разновидность полового покрытия производилась несколько иным способом: мелкозернистая, окрашенная в разные цвета синтетическими красителями масса наносилась на ткань по трафаретной технологии. Это позволило существенно расширить палитр у цветов и количество рисунков выпускаемого напольного покрытия. В начале XX века в моде было покрытие, имитирующее дощатый пол, каменную кладку или персидский ковер. Впоследствии появились самые разнообразные растительные мотивы и всевозможные орнаменты.

Линолеум играл большую роль в деле оформления интерьера помещений, его расцветке стали придавать такое же значение, как и раскраске стен. Поэтому вскоре для эскизов для лино-леумных паркетов стали привлекаться известные мастера кисти. В частности, в изготовлении коллекции линолеума в стиле «модерн» приняли участие такие известные художники, как Бруно Пауль, Карл Эгг, Фридрих Адлер. Рисунки этих художников были направлены на многие фабрики по производству линолеума, и вскоре в продаже появилось напольное покрытие с необычными и красочными узорами.

До 1930-х годов линолеум стоил довольно дорого, так как при его производстве использовался натуральный каучук. Но затем технологи нашли превосходную замену этому натуральному компоненту и наладили промышленное производство синтетического каучука сначала из этилового спирта, а затем из нефти.

В настоящее время исходным сырьем для производства полимеров служат продукты, получаемые при коксовании каменных и бурых углей, переработке нефти, сухой перегонке дерева, сбраживании таких сельскохозяйственных отходов, как солома или кукурузные початки.

Ученые смогли улучшить свойства полимерных материалов, вводя в них различные добавки. Стабилизаторы задерживают старение линолеумов и не дают им растрескиваться при резких перепадах температур. Добавление к составу пластификаторов приводит к тому, что эластичность материалов существенно возрастает. Дополнительную прочность обеспечивают наполнители, которые, кстати, делают линолеумные покрытия более дешевыми.

Линолеумное производство не всегда развивалось ровными темпами. На XX век приходится несколько спадов и подъемов в производстве этого напольного покрытия. Естественно, что спады приходились на годы войн, когда люди больше разрушали жилье, чем строили его. Спады в линолеум-ном производстве были обусловлены также и дефицитом каучука — основного сырья для производства напольного покрытия.

Однако в годы восстановления народного хозяйства и обширного строительства линолеумное производство испытывало небывалый подъем. В нашей стране такой подъем приходился на 1957 г. Именно в это время архитекторами были разработаны коллекции линолеума под названиями «конфетти» и «микадо».

Но триумф линолеума в этот раз был недолгим: в начала 1960-х годов ему на смену пришло более совершенное напольное покрытие на основе поливи-нилхлорида. Постепенно синтетические материалы почти полностью вытеснили с рынка напольные покрытия на основе натурального каучука и оксидированного льняного масла.

В 1980-е года линолеум пережил свое второе «рождение», поскольку именно в это время архитекторы и дизайнеры вновь обратились к продукции из восполняемого сырья. Высокая износостойкость, гигиеничность и красота линолеума вновь выдвинули его на первое место среди других напольных материалов. Современное оборудование позволяет получать линолеум любых расцветок и рисунков, поэтому этот материал можно подобрать практически под любой интерьер. А высокая практичность и биологическая безвредность позволили ему заслужить расположение многих владельцев квартир и домов.



Читать далее:
Работа с полами из линолеума
Необходимые инструменты для настилки линолеума
Дефекты линолеумных покрытий пола
Настилка линолеума в квартире
Подготовка основания под линолеум
Чем приклеивать линолеум
Виды линолеума для пола
Ремонт линолеуме
Наклеивание линолеума на тканевой основе и линолеума без основы
Настилка линолеума на пол



Ваш отзыв