ГлавнаяСтатьи

Лепнина

Искусство изготовления из гипса лепных украшений известно с глубокой древности. Зодчие античных храмов оставили нам в наследство многочисленные мотивы лепного декора, видоизменявшегося и усовершенствованного в различные эпохи истории.

Фантазия древних скульпторов и архитекторов не знала границ. Еще в Греции и Риме были изобретены орнаменты, бордюры, карнизы и другие лепные украшения, составленные из стилизованных, повторяющихся растительных форм — листьев и гирлянд из лавра, эвкалипта, аканфа, пальмы, виноградных лоз... Кружевные листья южных растений и мощные бутоны цветов, высеченные в мраморе или отлитые в гипсе, дающие живописную светотень, эффектная моделировка их объемов производили сильное впечатление.

Кстати, такой «растительной» лепнине предшествовали строгие и напряженные геометрические орнаменты, которые подчеркивали гармонию и ясность логичных архитектурных форм, усиливали импозантность интерьера.

Известны орнаменты из стилизованных морских волн, раковин, рыб, дельфинов, бордюрные рельефы, фризы в виде гирлянд, рогов изобилия, медальонов, из шишек, бутонов. Каждый из них нес свою символику: скажем, фрукты и цветы говорили о плодородии; листья пальбы и лавра были символами славы; сова и змея олицетворяли мудрость и т. д.

Импульс, заданный декоративному орнаменту античностью, пронизал всю историю архитектурных рельефных украшений во всех дальнейших вариантах — классицизм, ренессанс, барокко, рококо, ампир, — придавая интерьеру уравновешенность, нарядность, гармонию. И лишь модерн принципиально изменил стилистику лепнины, внеся элегантную и капризную динамику, экстравагантную асимметрию.

Строгая, геометрическая лепнина и в современном интерьере говорит о репрезентативности апартаментов, в то время как фигуративная говорит о образной, эмоциональной жизни.

В России наибольшего расцвета искусство лепного декора достигло на рубеже XVII-XVIII вв. Этот период совпал с началом строительства Петербурга. Архитектурные сооружения столицы богато украшались лепным декором, который старые мастера выполняли с большим вкусом и тонким пониманием свойств и декоративных особенностей материала.

Популярность гипсового декора объяснялась сравнительной дешевизной сырья и простотой его обработки. Гипс — материал пластичный, легко обрабатываемый, подгоняемый под нужный размер и к тому же он достаточно легко ремонтируется. В процессе установки лепнины исправляются возможные повреждения, возникшие в процессе транспортировки, скрываются стыки, элементы крепления и неровности монтажа. Кроме того, являясь минеральным веществом, гипс представляет собой нейтральную поверхность, на которой можно использовать практически любой вид покрытий, имитируя подчас более дорогостоящие и более трудно обрабатываемые материалы, например камень, металл. Но чаще всего в архитектурной лепнине предпочитали сохранять естественный белый цвет материала, который выразительно подчеркивал тончайшие детали рельефа, придавал им воздушность и легкость.

К числу других достоинств гипсовых изделий декора можно отнести и их долговечность. В том случае, если лепные изделия не подвергаются воздействию влаги, они могут служить, не теряя своей привлекательности, в течение весьма длительного времени (порядка 100 лет).

Издавна украшавшая интерьеры лучших дворцов мира лепнина не потеряла своей актуальности и в наши дни. Лепной декор способен преобразить самый заурядный интерьер. Он создает ощущение мягкости, текучести, визуальной плавности переходов от одной детали к другой.

Дизайнеры используют лепнину не только для придания особого колорита торжественности и старины, но и для достижения идеальной гармонии в формировании пространства помещений. Стилистическое объединение интерьера легко достигается с помощью орнаментов, повторяющихся на стенах, потолке, дверях, мебели (рис. 122).

Ко всему прочему стоит отметить и функциональность лепнины. Лепной карниз, например, может не только украсить комнату, но и закрыть стык между панелями стен и потолка (рис. 123), а лепная розетка под люстрой сделает потолок зрительно выше.

Рис. 122. Лепнина из полиуретана и обои выдержаны в одном стиле

Рис. 123. Рельефный карниз, окрашенный под дерево, и простой белый плинтус — прекрасная находка для интерьера в стиле кантри

Однако, скажем прямо, гипс имеет и ряд недостатков: он крошится, да и установить гипсовую лепнину не так уж просто. К тому же нужно учитывать вес этой лепки — он достаточно внушителен, и потому гипс можно применять далеко не везде.

Но новое время подарило и новые материалы. Это стекловолокно, стеклокомпозит, полистирол и, главное, — вспененный полиуретан (пенополиуретан).

Почему полиуретан? На этот вопрос специалисты отвечают однозначно: на сегодняшний день он является оптимальной альтернативой традиционному гипсу — и по цене, и по качеству.

Во-первых, для его производства (кстати, этот вид пластика изобретен в России) не требуется трудоемких технологий и дорогостоящего сырья, что значительно снижает стоимость готовой продукции. Во-вторых, полиуретан абсолютно экологичен, из него даже изготавливают медицинские имплантанты, что, пожалуй, является лучшим подтверждением его безопасности. Таким образом, полиуретановый декор уместен и в доме, где есть люди, страдающие аллергией.
Лепнина из полиуретана появилась на отечественном рынке около десяти лет назад и быстро завоевала рынок, поразив профессиональное воображение создателей интерьеров. Декор из современных материалов отличить от классических материалов визуально практически невозможно. При этом пластиковая лепнина легка и почти воздушна, ею можно декорировать все что заблагорассудится (что особенно важно, когда декоративные элементы нужно монтировать на стенах из гипсокартона или на подвесных потолках). К другим достоинствам материала следует отнести его прочность, а также относительную эластичность. Последнее качество незаменимо, если стены и потолки в доме не идеально ровные (что является закономерностью для наших домов). Полиуретановый карниз вполне можно слегка изогнуть — небольшая кривизна не помешает монтажу, который сам по себе достаточно прост. Наконец, инертность материала позволяет выбрать любой тип краски (кроме тех случаев, когда изделие не загрунтовано, а ламинировано).

Еще одним достоинством лепнины из полиуретана является ее термостойкость: она легко переносит колебания температур и плавится лишь при 300 С, а потому может находиться в непосредственной близости к светильникам и нагревательным приборам (следует избегать лишь открытого огня) (см. рис. 124, 125).

Рис. 124. Лепные светильники из полиуретана

Рис. 125. Светильники по отношению к декоративным элементам из лепнины расположены снизу для лучшего освещения украшения

Рис. 126. Дверной проем между кухней и столовойс мобильной барной стойкой декорирован лепниной

Рис. 127. Ванная комната, украшенная пилястрами и карнизами из лепнины

Ко всему прочему, полиуретан не впитывает влагу и запахи, что делает его незаменимым в помещениях с повышенным уровнем влажности (ванная, кухня — см. рис. 126, 127) и не притягивает пыль.

Достаточно часто пенополиуретан сравнивают не с гипсом, а с полистиролом, еще более дешевым материалом (к примеру, карниз из полистирола будет дешевле такого же из полеуритана раз в десять). Но в данном случае все зависит от ваших планов. Полиуретановый карниз способен провисеть лет 30-40 и выдержать десятки окрашиваний, а такое же изделие из полистирола после 2-3 косметических ремонтов может казаться сглаженным и «затертым», так что его придется менять. Следовательно, любителям частых «смен декораций» лучше предпочесть полистирол, а тем, кто не слишком охотно расстается с привычными вещами, будет созвучнее пенополиуретан.

Достаточно часто строители добавляют к этой идиллической картине ложку дегтя, заявляя, что со временем полиуретан желтеет. Утверждение в корне неверно: желтый оттенок пластик имеет уже изначально, а девственно белый цвет придает ему либо специальный грунт, либо тонкая пленка-ламинат (всегда белого цвета).

Собственно, изделия из полиуретана бывают или грунтованными, или ламинированными. В первом варианте они более дороги, зато и более долговечны, и к ним подходят практически любые краски. Во втором следует ограничиться только водоэмульсионными средствами (нитрокраски и нитролаки придется исключить). Заметим, что покрытие будет необходимо в любом случае, даже если вы хотите сохранить первоначальный белоснежный цвет.

Существует, кстати, расхожее мнение, согласно которому лепнина и карнизы непременно должны быть белыми. Оно не совсем верно.

Барочный или ампирный декор (розетки, медальоны, рамы зеркал) часто покрывают золотым нитролаком или акрилом, а иногда и настоящим сусальным золотом. Все это чудесно, но, честно говоря, несколько помпезно. Надо помнить еще и о том, что золото, как правило, блестит лишь на выпуклых или вогнутых частях. На плоскости оно может выглядеть как обычная охра, даже при интенсивном освещении (тут важен угол зрения). Гораздо обширнее выбор у тех, кто предпочел декор в стиле модерн или кантри. Сейчас можно подобрать краску и лак любого оттенка и с их помощью прекрасно имитировать дерево, натуральный камень и даже ткань.

Рис. 128. Полукруглый холл, открытый в гостиную и завершающийся двумя ионическими колоннами. Легкость, простор, насыщенность светом — вот качества, характеризующие теперь эту квартиру

В подобных случаях важно подчеркнуть не только цвет, но и фактуру. Например, в карнизе «под дерево» делаются характерные отверстия, имитирующие следы древесного жучка. Интересный эффект возникает, если поверхность карниза или молдинга с неровной поверхностью после основной покраски пройти сухой кистью с краской другого оттенка. Колонны и ниши, отделанные венецианской штукатуркой, при удачном освещении вполне можно принять за мраморные или гранитные. Забавно, но иногда их бутафорскую сущность выдает отнюдь не внешний вид, а звук. Достаточно постучать по полиуретано-вой колонне или нише, чтобы понять, из чего она на самом деле выполнена. Впрочем, существует масса приемов, позволяющих успешно обманывать как зрение, так и слух. Скажем, в полые колонны насыпают песок или гальку — и вот уже пустота «не простукивается».

Именно благодаря применению лепнины из полиуретана традиционные элементы дворцового декора, такие как колонны, пилястры, рельефные карнизы и медальоны, оказались доступными самым широким слоям населения (рис. 128).

Неосознанная тоска граждан демократического государства по великолепию времен абсолютизма (барокко, рококо, классицизм, ампир) и утонченной прелести декаданса (модерн) наконец-то была выражена в почти адекватных формах. Однако тяга к возвышенному не всегда сочеталась с элементарной грамотностью. Во избежание всевозможных «блистательных нелепостей» некоторые компании-производители четко распределяют свою продукцию по сериям, соответствующим определенному стилю. Удачным новшеством можно считать и применение компьютерных имитационных программ. Благодаря всему этому не только профессионал-декоратор, но и любой желающий сможет без труда подобрать нужную модель.

Карнизы, плинтусы, молдинги (фигурные бордюры для стен) — это наиболее распространенные и независимо от стиля всегда уместные элементы декора, которые отнюдь не обязательно должны быть белыми.

Одна из разновидностей декора — карнизы для скрытого освещения. Изнутри они закрыты слоем фольги, которая, с одной стороны, защищает изделие от перегрева, а с другой — играет роль своеобразного отражателя. Карнизы для скрытого освещения создают эффект «парящего» потолка, зрительно поднимают его.

Рис. 129. Гибкие карнизы и молдинги

Рис. 131. Высокий плинтус-цоколь делит стену по горизонтали, визуально расширяя пространство

Чрезвычайно важны так называемые гибкие карнизы и молдинги. Их изготавливают с добавлением каучукового пластификатора, благодаря чему они и приобретают особую гибкость. Применяются для декорирования искривленных поверхностей — закругленных стен, эркеров и т.п. Молдингами украшают не только стены (см. рис. 129), но и мебель, рамы для зеркал, двери.

Заметим, что карнизы и плинтусы должны соответствовать друг другу по ширине. При этом излишне громоздкий верх при низком потолке придаст помещению ненужную тяжеловесность. Напротив, тонкая горизонтальная планка подчеркнет горизонталь и сделает помещение визуально более просторным (рис. 130, 131).

Фигурные молдинги с успехом выполняют функции рам для зеркал, медальонов, дверных филенок и т. п. Это важный элемент, который может или безнадежно раздробить пространство, или придать ему строгую графическую законченность.

Арки, наличники. С помощью арочного обрамления можно четко разделить пространство на несколько зон. Кроме того, все вертикальные элементы зрительно увеличивают высоту потолков. Дверные и оконные наличники по стилю должны полностью соответствовать карнизам и плинтусам. Завершенность оформлению дверей придадут угловые декоративные элементы. Филенка двери оформляется молдингами в том же стиле. Сверху, над наличником, может крепиться фигурный фронтон, в центре которого иногда помещают медальон, напоминающий кокарду, или любое другое украшение из коллекций фирмы. Плоскости же дверей можно украсить накладными панелями. Это придаст им торжественный, классический вид. Комбинируя разнообразные панели, плинтусы и наличники, можно придать классический облик самым обыкновенным дверям и стенам.

Ниши и полки-консоли относятся к настенному декору и часто используются как вспомогательные элементы, служащие достойным обрамлением или пьедесталом для статуэток, светильников, книг и всевозможных безделушек. На рисунке 132 представлена своеобразная ниша с полочками, специально сделанная для телевизора. Ее лепной орнамент выполнен в стиле ар-деко.

Рис. 132. Ниша с полочками для TV

Рис. 133. Декоративные ниши, полки и консоли — оригинальное и практичное решение для оформления детской

Рис. 134. Пилястры и фронтоны18 могут украшать окна, двери и декоративные ниши

Рис. 135. Пилястры и капители прекрасно вписываются в современный интерьер

Рис. 136. Два панно с рельефным обрамлением

Этот же орнамент продолжается на потолке, связывая нишу с общим стилем комнаты.

На рисунке 133 представлен вариант декора лепными украшениями детской комнаты. Декоративные ниши, полки и консоли — оригинальное и практичное решение для оформления детской.

Ниша на рисунке 134 оформлена пилястрами и фронтонами. Таким же способом с успехом можно оформить окна и двери.

Интересный эффект возникает, если ниши снабжены встроенной системой подсветки.

Потолочные розетки и купола — типичные «дворцовые пережитки», которые легко создадут в вашем доме атмосферу старинного особняка. Изначально назначением розеток было украшение потолков. В наше время они используются вместе с люстрами. Для украшения пространства потолка также используют купола. Купол часто расписывают.. Под ним можно повесить люстру.

И розетки, и купола уместны лишь при достаточной высоте потолка (более 3 м), в противном случае катастрофически нависают над головой. При этом они не всегда вычурны и помпезны. Бывают и вполне лаконичные по форме (круглые, квадратные или треугольные), лишенные какого бы то ни было декора. Чаще всего, но не обязательно, сочетаются с классической люстрой или другим потолочным светильником. Могут выступать и в качестве самостоятельной декоративной вставки. Обязывают к симметричной центрической композиции интерьера.

Колонны и пилястры. Их без натяжки можно назвать элементами архитектурного декора. При помощи колонн, которые могут быть несущими, полуколонн, пилястр (см. рис. 135) разных стилей: ионического, дорического, коринфского, тосканского можно воплотить в жизнь самые помпезные мечты. Естественно, сами по себе они не являются несущими конструкциями, но вполне могут скрывать невыразительную несущую арматуру (металлические трубы, каркасы и т. п.). Диаметр колонн традиционно, буквально со времен древних греков, составляет 14-35 см. Пропорции капителей19, баз и стволов также соответствуют античным образцам и ордерной системе. Причем некоторые колонны делают со специальным утолщением (энтазисом) ствола, благодаря чему они выглядят идеально прямыми (таково свойство нашего оптического восприятия). Подобные модели уже не распилишь поперек, поэтому высоту придется регулировать с помощью основания. И колонны, и пилястры требуют самого внимательного к себе отношения. Там, где не слишком пропорциональные плинтус или карниз лишь нарушают плоскость стены, неудачно расставленные колонны приводят уже к полной деструктуризации пространства. В подобном случае известный принцип «семь раз отмерь» оптимален.

Грамотно подобранный и удачно окрашенный лепной декор придаст вашему интерьеру легкость, изящество и элегантность. А помимо этого в вашей обычной городской квартире воцарится атмосфера старинного особняка (рис. 136).



Читать далее:
Покрытие камина кирпичной плиткой
Установка пластикового кирпича под штукатурку
Резка кирпичей для подгонки к рисунку
Установка фанерных кирпичей
Отделка стен кирпичной плиткой
Зеркальный кафель для отделки стен
Зеркальная плитка для отделки стен
Использование натурального камня
«Живая плитка»
Облицовка бумажно-слоистым пластиком



Ваш отзыв


 



Главная