ГлавнаяСтатьи

Композиция и архитектурная полихромия

Взаимосвязь инженерно-конструктивного и художественно-пластического в архитектуре на различных периодах ее развития не всегда была одинаковой.

Это объясняется рядом причин, от которых зависит в своем формировании эта область искусства. Социальные основы общества, уровень развития науки и строительной техники, своеобразие и национальный характер эстетической культуры решающим образом влияют на образование архитектурного облика сооружения и композицию целых городских комплексов.

Следует иметь в виду, что эта взаимосвязь не механическая, здесь имеется в виду органическое единство, иначе сказать, качественно новое сочетание, когда зависимость одного от другого в известной мере предопределяется совокупностью их сосуществования.

Вот почему, говоря о художественном качестве в архитектуре, об эстетике в ее разнообразных видах проявления в различных по назначению сооружениях, необходимо иметь в виду единство композиции. Это,очень важное положение, о котором многие забывают, а в некоторых случаях по неполной осведомленности о сложной природе архитектуры и процесса творчества зодчего.

Прежде чем конкретно говорить об архитектурной полихромии, необходимо остановиться на уточнении самого понятия качества архитектурного объекта, на критериях его эстетики.

Сложная природа архитектурного формообразования свидетельствует о том, что это совокупное свойство: прежде всего пластическая организация пространственной среды (замысел композиции) средствами различных конструкций и материалов с учетом назначения сооружений; широкое и разнообразное использование свойств архитектурных форм и элементов зданий, выявляемых с помощью пропорциональных отношений, сопоставлением различных по виду материалов, системой цветовых декоративных сочетаний; всестороннее психофизиологическое воздействие колерной полихромии на живые организмы; и наконец, усиление выразительности архитектурной формы средствами синтеза пространственных искусств. Здесь имеется в виду участие монументальной живописи и скульптуры — комплекса различных видов прикладного искусства (мозаики, сграфитто, майолика), широкое использование цветных цементов, художественной обработки металла (выколотка), резьбы по дереву, участие форм живой природы с огромной палитрой декоративных растений и цветов.

Если учесть комплекс социальных утилитарных и технико-экономических требований, оказывающих влияние наравне с художественно пластическими факторами на формирование архитектурного образа, то невольно возникает вопрос, как это все можно объединить в единую целенаправленную систему, позволяющую получить целостное художественное впечатление, чем так характерно архитектурно-художественное произведение.

Таким оправдавшим себя методом является композиция: она способна в руках творчески одаренного художника, обладающего широким кругозором знаний и реалистическими взглядами на организацию общественной жизни, достаточно эрудированного в области материалистической философии, наиболее полно использовать все средства художественного воздействия на человека.

Опыт показал, что каждую из этих областей художественно-изобразительного языка можно изучать отдельно, раскрывая специфические ее стороны, но при одном условии — строгого соблюдения принципа единства частного с общим и зависимости первого от второго. Так следует рассматривать и роль цвета в организации архитектурно-пространственной формы. Многообразие проявления колористики в окружающем нас пространстве, в том числе и в архитектурной среде, сделало его весьма значительным фактором в композиции.

Выявление оптимального варианта цветовой гармонии в замысле архитектора является важнейшей частью его творческого процесса.

Значительные научные открытия в области физики света и цвета, раскрытие взаимосвязи психофизиологии с законами цветовых сочетаний и влияние их на развитие живых организмов отодвинули на второй план вкусовые и ремесленные способы решения цветовых композиций в производственной среде.

Наши творческие предложения теперь могут быть научно обоснованными и соответствовать объективным критериям эстетики окружающего нас пространства. Изобретение измерительных приборов, позволяющих точно определять наиболее эффективные гармоничные сочетания, получать различные колориметрические характеристики цветовых полей — все это поднимает науку о цвете на более высокий уровень, а практика решения цветовых композиций получает прочную научную основу формообразования. Разумеется, творческий потенциал художника, его эмоциональные эстетические критерии, наличие хорошего вкуса и общей художественной культуры нельзя заменить какими-либо машинами или устройствами. Однако рационализировать его работу, расширить круг его творческих возможностей, сэкономить время для разработки проектных предложений целесообразно и необходимо. В данное время уже создались такие условия, при которых мы можем качественно и со значительной экономией средств, труда и времени решать стоящие перед нами практические задачи в области эстетики производственных и городских комплексов.

Проблемой первостепенной важности для советской архитектуры на современном этапе ее развития является качество строительства, куда входит и решение эстетики производственных комплексов в самом широком смысле понимания этого слова. В отличие от стран капиталистической формации, труд человека в нашей стране приобрел новое экономическое и социальное содержание. Поэтому создание оптимальных условий на производстве, в которых он проводит треть своей жизни и где им создаются материальные ценности, имеет большое значение для прогресса общества.

В этой связи научно-исследовательский сектор и ряд кафедр ЛИСИ в содружестве с институтом «Гипроцемент» и другими организациями поставили перед собой задачу разработать и внедрить некоторые способы практического решения цветовых композиций для более совершенного выполнения декоративно-отделочных работ.

Следствием этого явилась разработка известного многим специального пособия «Руководство по цвету», изданного еще в 1967 году, научно-методическая структура построения которого была определена исходя из требований практики. Содержащиеся в нем сведения и материалы позволяют с большим успехом решать задачи окраски зданий. Это подтверждается множеством положительных отзывов, полученных нашим институтом.

Трудности в творческой работе архитекторов и художников возникают при разработке технической документации, передаваемой на производство. Эта часть проектирования, связанная с необходимостью доведения замыслов художника и результатов научных достижений в области изучения цвета до исполнителя, решена на сегодняшний день не в той мере, в какой это требуется.

Поэтому мы обратили внимание на эту сторону новых требований в организации отделочных работ. В число вспомогательных материалов включены специальные формы паспортов для отделки интерьеров промышленных зданий. Использование их на практике, по нашему мнению, значительно облегчит и улучшит связь проектировщиков с производством,

Для более производительного и удобного пользования материалами при осуществлении проектно-композиционных задач —окраски объектов в объем материалов «Руководства по цвету» входит специально изготовленный «Комплект рабочих колеров» на 420 оттенков в листах размером 60X40 см. Порядок расположения и нумерация содержащихся в нем цветовых образцов соответствует сводной таблице.

Пользование им позволяет быстро получать выкраски нужного размера при заполнении соответствующей графы паспорта или использовании цветовых наборов при составлении проектов разверток стен отделываемого помещения. Ряд таблиц, имеющихся в приложении этого руководства, включают сведения об объемах потребного количества красителей, их стоимости, цветоустойчивости и последовательности производства малярных работ и другое.

Однако оба эти пособия не решают главной и очень важной части работы, связанной с выявлением композиционного приема цветового решения в целом, требующей составления различных эскизов в цвете, сравнительного их анализа и выбора приемлемого варианта. Это процесс сложный и трудоемкий.

Для эффективного пользования колористическими материалами при цветовой организации интерьера цеха с включением расколеровки оборудования коллективом кафедры ЛИСИ в содружестве с институтом «Гипроцемент» разработан специальный универсальный альбом с трансформируемыми элементами, формирующими архитектурно-пространственную среду.

Характерной особенностью методики его построения является широкая и разносторонняя взаимозаменяемость колерных сопоставлений, в том числе и оборудования. Это устройство в его комплексном взаимодействии дает возможность с минимальной затратой времени и труда получить более 6000 вариантов цветокомпозиционных решений.

Важной частью общего объема материалов является специальное приложение в виде комплекта таблиц в количестве 35 штук с научными и нормативными данными по теории света и цвета, сведения из области психофизиологии цвета, рецептуры и составов красителей, нормалей окраски оборудования.

Другим удобным портативным приспособлением, разработанным на кафедре, является «цветоподобная линейка», служащая для определения желательных гармонических сочетаний колеров при окраске помещений. Принцип ее работы основан на подвижном сравнении колерных образцов. В состав данных входят психофизиологические характеристики цвета, рецептура колеров, сведения о расходе материалов, данные о пигментах и другое.

Проведенные научно-экспериментальные работы по внедрению в практику этих разработок свидетельствуют о необходимости принятия решений о быстрейшем внедрении их в производство. Нужно издать большим тиражом эти пособия. Получение возможности иметь все эти устройства в проектных мастерских, на предприятиях и стройках будет способствовать широкому внедрению в практику достижений промышленной эстетики в производственную среду.

О применении данных психофизиологического действия цвета в архитектурной практике

Работы И. М. Сеченова, П. П. Лазарева, Л. А. Орбели, С. В. Кравкова и других советских и зарубежных ученых показали, что характер зрительного восприятия влияет по-разному на функции всего организма человека.

Взаимосвязь органов чувств происходит благодаря изменениям в вегетативной нервной системе. Зеленоощущающий и красноощущающий аппараты глаза обладают вегетативной противоположностью и связаны с работой различных отделов нервной системы, регулирующей процессы обмена веществ во всех органах и тканях человеческого организма. Возможно, что наши органы чувств находятся в многосторонней и сложной связи через центральные (головной мозг), гуморальные (кровь) связи и условные рефлексы. «… цветовые воздействия на глаз, — по словам С. В. Кравкова, — влекут за собой перестройку нервной системы организма и тем самым меняют «физиологический фон», на который падают те или иные применяемые нами воздействия» *. Поэтому зачастую можно наблюдать изменение самочувствия человека и его работоспособности под действием тех или иных цветов.

Относящиеся к началу века исследования французского физиолога Ферре (1904 г.) и Стефанеско Гоанга (1911 г.) показали необходимость постановки проблемы влияния цвета на физиологические функции организма человека.

Опыты Ферре ставили целью изучение простейших случаев мускульной деятельности человека под действием разных цветов.

Результаты исследования говорят о том, что при очень кратковременной работе красный цвет повышает работоспособность, оранжевый, желтый, зеленый действуют так же, как дневной свет, синий и фиолетовый очень сильно снижают ее. При длительной работе наилучшие результаты наблюдаются под действием зеленого цвета. Опыты В. К. Шеваревой (1950 г.) подтвердили выводы Ферре. Мускульно-двигательная работоспособность пальца руки при зеленом освещении у всех испытуемых оказалась больше, чем при освещении красным светом той же яркости.

Эксперименты Е. С. Агранович, проведенные по методике Ферре, показали, что мышечная работоспособность детей также является наибольшей при зеленом и желтом освещении и наименьшей — при красном.

По данным Стефанеско Гоанга цвет возбуждает деятельность дыхания и кровообращения, при действии синего и фиолетового цвета дыхание становится медленным и поверхностным, пульс замедляется и слабеет. Зеленый цвет действует как спокойный, не вызывая ни бурного подъема деятельности дыхания и кровообращения, ни обратного явления упадка этой деятельности.

В 1934 г. Институтом гигиены труда в Москве были завершены эксперименты по определению влияния цветного освещения на физиологию организма человека. Исследования Я. Э. Нейштадта, Г. Б. Шубовой, М. И. Мрктычевой показали, что острота зрения повышается при желтом и белом, а снижается при синем освещении.

Аналогичным образом цветное освещение влияет на быстроту различения и производительность труда.

В исследованиях последних лет лаборатории цветового зрения МПС, руководимой проф. Е. Б. Рабкиным, при выполнении зрительной работы в условиях освещения разного цвета желтый, зеленый и белый цвета дали лучшие показатели. (Испытуемые вычеркивали определенные знаки в таблицах).

При желтом свете было вычеркнуто 314 знаков, при зеленом — 299, при белом — 297, при синем — 245 и, наконец, при красном — 236. Подобные же опыты, проведенные с детьми, показали, что наилучшее качество зрительной рабо1ы наблюдается при зеленом и желтом освещении.

Перечисленные исследования позволяют считать оптимальными с точки зрения действия на человеческий организм, цвета средней части спектра. Е. Б. Рабкин предлагает при окраске рабочих и учебных помещений отдавать предпочтение желтым, желто-зеленым, зеленым, зелено-голубым, голубым цветам в пределах по длине волны 575>>„>480 нм\ по светлоте 50%<р<70%; по насыщенности: 30%<Р<60%.

Как впервые было показано в лаборатории академика Л. А. Орбели, возбуждение колбочкового аппарата глаз связано с торможением палочкового аппарата и наоборот возбуждение палочкового аппарата с торможением колбочкового. Определенная доза раздражения цветным светом (наиболее эффективно красным) центральной части сетчатки может повлечь за собой заметное повышение последующей чувствительности палочкового зрения.

Опыты С. В. Кравкова и Е. Н. Семеновской показали, что после кратковременного засвета, возбуждавшего по преимуществу палочковый аппарат глаза, различительная чувствительность центрального, колбочкового зрения обнаруживает заметное обострение.

Очевидно, после предварительного воздействия ахроматических цветов, когда, в основном, работает палочковое зрение, чувствительность колбочкового зрения повышается, восприятие хроматических цветов обостряется. Чередование в окраске помещений ахроматических цветов с хроматическими должно быть наиболее эффективным.

Исследования Урбанчича, относящиеся к концу прошлого века, впервые показали, что раздражители звуковые, вкусовые, обонятельные и осязательно-температурные могут вызывать изменения в цветовых ощущениях.

Работы лаборатории С. В. Кравкова углубили исследования в области взаимодействия органов чувств. Они показали, в частности, что чувствительность к зелено-голубым цветам под влиянием звуков заметно повышается, а к цветам оранжево-красным снижается- Для желтых и фиолетовых цветов чувствительность под действием звуков не меняется.

Опытами Л. А. Шварц (1949 г.) было доказано, что в окружении зеленого цвета повышается слуховая чувствительность человека, а в условиях красного освещения снижается. При окраске помещений с повышенным уровнем шумов лучше использовать теплые цвета.

По этим соображениям в помещениях, где необходимо иметь наилучшую слышимость (в классах пения, в лекционных аудиториях), вероятно следует избегать применения оранжево-красных цветов. С. В. Кравков установил заметное ухудшение различительной (фотометрической) чувствительности зрения, наступающее при наличии каких-либо слуховых раздражений.

Если определенный вид деятельности требует особенно напряженной зрительной работы, то в помещении, отведенном для нее, должно быть тихо. (Сказанное имеет большое значение особенно при необходимости сравнивать достаточно яркие поля; при сравнении темных полей отрицательное действие слуховых раздражителей сказывается в меньшей степени) .

Осязательная чувствительность в условиях хорошего освещения значительно повышается по сравнению с темнотой. Действие цвета на организм человека может значительно измениться, если изменить общее физиологическое состояние организма.

Начнем с того, что в известных опытах Ферре деление цветов на две группы – стимуляторов и депрессоров оказалось зависящим от времени дня или от состояния испытуемого. Утром возбуждали: красный, оранжевый, желтый и зеленый; как депрессоры выступали синий и фиолетовый. Результаты вечерних опытов показали, что цвета, бывшие утром депрессорами, на утомленного испытуемого действуют как стимуляторы (синий, фиолетовый), а те, которые были стимуляторами— как депрессоры. В условиях, когда работоспособность, естественно понижена, раздражения тем более ослабляют работу, чем они сильнее. В экспериментах Л. А. Шварц в состоянии сонливости слуховая чувствительность у испытуемых падала при зеленом освещении, а при красном повышалась. Ее же опыты (1948 г.) свидетельствуют о том, что эмоционально положительные состояния (от сладкого, теплого) дают повышение чувствительности к длинноволновой части спектра, а эмоционально отрицательные состояния (от горького, холодного) к коротковолновой части спектра.

Эти данные нельзя безоговорочно принимать для практического использования. Они требуют еще экспериментальной проверки. Однако, опираясь на них, можно говорить о существовании связи между эмоциональным состоянием человека и его цветовосприятием.

Естественно, что гармоническое сочетание цветов в отделке помещений, вызывающее чувство эстетического удов-тетворения, положительно сказывается на состоянии организма человека, на его работоспособности.

Опыты Е. С. Агранович подтверждают, что всякая смена цвета освещения вызывала неизменно повышение работоспособности детей. Обеспечение новизны цвета едва ли не самое важное требование при окраске интерьеров.

Монохроматическая окраска ведет к цветовому утомлению, неравномерно нагружает разные отделы вегетативной нервной системы, полихромное же решение благоприятно действует на организм человека любого возраста, на его работоспособность.

Вопросы взаимодействия органов чувств нужно знать и внимательно учитывать на практике, т. к. раздражения, даже слабо нами ощущаемые, могут оказать постепенно пагубное воздействие на наш организм и на чувствительность зрения.

Дальнейшее изучение связи органов чувств открывает перспективы искусственного обострения тех или иных видов чувствительности, путем применения определенного раздражителя.

Физиологическому действию цвета всегда сопутствует эмоциональная сторона цветовосприятия. Это осложняет исследования цвета. Очень многие явления, относящиеся пока к чисто психологическим, имеют в основе своей ассоциации, возникающие при наблюдении отдельных цветов.

К таким психологическим явлениям относится явление «теплых» и «холодных» цветов.

Например, оранжевый цвет напоминает огонь, раскаленные предметы, отсюда его психологическое воздействие: горячий, возбуждающий.

Голубой напоминает небо, море, воду, он кажется поэтому холодным, освежающим, успокаивающим.

В США проводились опыты с большой группой испытуемых, которые показали, что самым «теплым» является красно-оранжевый цвет; наиболее «холодной» — зона сине-зеленых Цветов. Область холодных больше, чем область теплых цветов.

Явление «теплых» и «холодных» цветов может быть использовано при окраске интерьеров, когда необходимо корректировать «цветовой климат» помещения.

В целом ряде литературных источников можно найти при-меры, доказывающие такую возможность. К примеру, в одном

из экспериментов работающие в помещении, где стены и обору, дование были окрашены в «холодные» цвета, жаловались на холод в нем; а находившиеся в окружении «теплых» цветов считали, что в комнате тепло, тогда как температура в сравниваемых помещениях была объективно одинаковой.

При окраске архитектурных форм очень часто приходится сталкиваться с цветами, имеющими различный «зрительный в е с». Одни из них производят впечатление более «тяжелых», другие — более «легких» в зависимости от того, с какими предметами они ассоциируются.

Существует ряд исследований в этой области, относящихся к началу XX века. Это эксперименты английского психолога Е. Буллоу, американских исследователей Де Кампа (1917 г.) и М. Монро (1925 г.).

Главный вывод, следующий из работы Е. Буллоу: это правило светлоты. Светлые цвета кажутся легче темных, и это распространимо не только на ахроматические, но и на хроматические цвета.

М. Монро проводила сравнение цветов одного цветового тона и одинаковой светлоты, но разной насыщенности. Результатом исследования явился вывод: цвета более насыщенные кажутся легче, чем слабо насыщенные. Однако различие «весомости» цветов, отличающихся по насыщенности, менее явно, чем при сравнении цветов разной светлоты.

По данным Б. Теплова тяжесть цвета в значительной степени зависит от фактурности: цвета с грубой фактурой тяже! лее цветов с гладкой поверхностью.

Немецкий и швейцарский психологи Г. Фрилинг, К. Ауэо в книге «Человек+цвет+пространство» отмечают, что цвет вех принимается как тяжелый в том случае, если он характеризуется содержанием красного или долей черного цвета.

Полюс тяжести цветового круга находится в фиолетовом цвете, полюс лег кости—в лимонно-желтом. Все синие и зеленые тона могут производить впечатление более или менее тяжелых только в зависимости от их светлоты (от содержания белого или черного) желтый цвет уже с незначительной примесью красного будет казаться более тяжелым, чем желто-зеленый. Охра содержит не только некоторое количество красного, но и черный, поэтому она воспринимается как тяжелый тон.

В целом вопрос «весомости» цвета изучен очень мало, хотя имеет несомненно очень большое значение и при окраске архитектурных объектов и при создании произведений монументальной живописи, и в орнаментике. Гармоническое построение

картины едва ли не в первую очередь зависит от того, насколько уравновешены в ней отдельные цветовые пятна.

Окраска архитектурных форм, конструктивных элементов, предметов декоративного убранства, мебели должна быть уравновешена в пространстве. Все перечисленные исследования касались изучения «весомости» цветов на плоскости, что же касается цветового равновесия в пространстве, то по этому вопросу не имеется никаких данных. Можно утверждать: пол п помещениях лучше окрашивать в более весомый, чем стены цвет, а потолок в более легкий; потолок, окрашенный в более тяжелый, чем стены цвет, кажется расположенным ниже своего фактического положения, вызывает неприятное ощущение давления сверху, угрозы.

Итак для практики архитектурной полихромии могут быть полезны следующие выводы:
1. При цветовой отделке рабочих и учебных помещений следует отдавать предпочтение желтым, желто-зеленым, зеленым, зелено-голубым цветам ( = 480—575 нм; р = 50—70%; Р = 30—60%)- Длительное действие этих цветов повышает работоспособность человека.
2. В помещениях, где необходимо добиваться наилучшей слышимости (в классах пения, в лекционных аудиториях) лучше избегать применения красно-оранжевых цветов как основных, т. к. под действием этих цветов снижается слуховая чувствительность.
3. Чередование при окраске помещений ахроматических цветов с хроматическими усиливает эффект, производимый цветами, снимает зрительное утомление.
4. Смена цветов ведет к повышению работоспособности. В особенности это относится к детям, поэтому для окраски тех помещений детских учреждений, где ребенок находится длительное время, разумно использовать комбинации цветов, отличающихся по цветовому тону.
5. В случаях, когда необходимо корректировать «цветовой климат» помещения, можно рекомендовать пользоваться явлением «теплых» и «холодных» цветов. Холодные помещения (вестибюли) лучше окрашивать в «теплые» цвета; слишком теплые (горячие цеха, кухни столовых) — в «холодные» цвета.
6. Применение «тяжелых» и «легких» цветов поможет корректировать объемио-пространственное решение интерьера (зрительно снизить слишком высокий потолок, создать иллюзию большего или меньшего объема).



Читать далее:
Опыт содружества в реализации научных исследований
Шрифт в визуальных коммуникациях промышленного предприятия
Об активизации процесса художественного воспитания архитекторов
Соразмерные изображения архитектурных перспектив (эмметрозы)
Функциональные основы художественного конструирования рабочих мест и участков
Организация архитектурно-пространственной среды производственного здания
Об основных принципах функционального формообразования производственной среды
Роль художника в формировании производственной среды
Цвет в архитектуре тепловых электростанций
Использование декоративных свойств отделочных материалов



Ваш отзыв