ГлавнаяСтатьи

Художественное оформление экспозиций и выставок

Главное при художественном оформление выставок, экспозиций — найти зрительное, образное выражение основной идеи и предельно ясно и четко донести ее до зрителя.

Художественное оформление любой выставки должно представлять собой совершенно законченное единое целое. Цельной, простой и глубоко продуманной должна быть композиция выставки. Наиболее важное выделяют большим форматом иллюстративного материала, шрифтом, цветом. В отдельных случаях можно прибегать к приему контраста (большая фотография, например, рядом с маленькой кажется значительнее). Компоновать материалы надо разнообразнее, не повторяя часто одни и те же приемы. Большую роль играет точно найденное цветовое решение оформления выставки. Цветом можно усилить, подчеркнуть значимость экспоната или раздела выставки. Важно продумать и форму каждого стенда, щита, подставки, их пропорции, фактуру.

Широкий простор для фантазии и большие возможности эмоционального воздействия предоставляет пространственное решение выставки. Если помещение позволяет, не нужно ограничиваться размещением экспонатов на стенах и вдоль них, следует выдвигать важнейшие вперед, делать выставку многоплановой.

При размещении экспонатов следует учитывать характер освещения. При одностороннем освещении витрины стенды, щиты ставят перпендикулярно к простенкам между окнами. Если освещение двустороннее, их размещают так же, но по обеим сторонам помещения, оставляя проход посередине. Если освещение верхнее, экспозиционную мебель (стенды, витрины и т.п.) располагают вдоль стен и в центре.

Продумывая художественное оформление выставки, надо увязать его с постоянным оформлением того помещения, где будет находиться выставка, экспозиция.

Эскизный художественный проект. Необходимой частью подготовительной работы является составление эскизного художественного проекта, который наиболее полно раскроет художественный образ выставки, ее пластическое и цветовое решение. Он включает целый ряд материалов: план размещения выставки, развертку стен с нанесенными на нее стендами будущей выставки, эскизы стендов в цвете, монтажные листы.

Монтажные листы дают картину размеров экспонатов, расположения их на стенде (вычерчиваются они для каждого стенда выставки отдельно). Делают монтажные листы на миллиметровой бумаге, обычно в масштабе 1:10. Между экспонатами оставляют пространство 5—10 см (на больших стендах оно может быть значительней).

Добиваться полной симметрии (одинакового размещения экспонатов равной величины по обеим сторонам щита) не обязательно, важно, чтобы материал равномерно распределялся по площади. Так, например, несколько небольших экспонатов на одной стороне щита уравновесят два-три крупных экспоната на другой стороне. Нижнюю половину щита загружают больше. Вообще же надо избегать перегрузки стендов материалами, особенно текстами и декоративными элементами.

Большую помощь в подготовке выставки могут оказать красочные эскизы. По ним окрашивают стенды и экспонаты.
Если выставка займет несколько комнат, рекомендуется составить график движения посетителей, указав его направление стрелками-указателями (лучше по часовой стрелке).

Экспозиционный материал и его оформление. Подбор и изготовление изобразительных экспонатов (рисунки, репродукции, фотографии, муляжи и др.), декоративного материала — весьма ответственный момент в подготовке выставки. Выбор тех или иных экспонатов определит, насколько хорошо будет иллюстрировано и насколько глубоко раскрыто содержание каждого раздела выставки.

Фотографии. Многое можно показать на выставках с помощью фотографии. С большой выразительностью можно раскрыть какую-нибудь тему, используя в экспозиции монтаж из нескольких фотографий, снятых в разное время, в различных местах и масштабных соотношениях. Заострят внимание посетителей фотографии, в основу которых положен принцип смыслового контраста.

Эффектно выглядят на выставке фотографии крупного формата черно-белые или цветные. Тонированная фотография не теряет своей документальности. Так, в кремовый цвет можно окрасить черно-белую фотографию, опустив ее в чай. Надо иметь в виду, что после высыхания отпечаток темнеет, поэтому прекращать окрашивание следует тогда, когда цвет получился несколько светлее желаемого. Тонируют фотографию и раствором анилиновых красок (для бумажных тканей). Анилиновые краски наносят на поверхность фотографии ватным тампоном.

Чтобы улучшить качество черно-белых фотографий, сделать их более четкими, убрать дефекты, используют ретушь. Для ретуши требуются специальные («Ретушь») или обычные графитные карандаши, гуашь, черный анилин, акварель или тушь, кисточки, скребки (скальпель, косо переломленное лезвие безопасной бритвы или специально заточенный надфиль). Ретушировать надо очень осторожно, чтобы не исказить изображения, не потерять портретного сходства. Техника ретуши требует художественного чутья и навыка, она включает как основные элементы удаление (выскабливание) всего лишнего на негативе или позитиве и прорисовку их карандашами или красками. Удаляя или ослабляя с помощью ретуши второстепенные детали, усиливая основные, добиваются большой выразительности фотографии.

Типографские и литографские многоцветные издания. Удачно подобранные для экспозиции выставки портреты, плакаты, репродукции картин и другие типографские и литографские многоцветные издания могут украсить ее. Нередко используют цветные вкладыши и вырезки из журналов.

Фотографии, портреты, репродукции картин, рисунки обычно наклеивают на паспарту или берут под маску и окантовывают вместе со стеклом.

Паспарту — картонный лист, на который наклеивают рисунок или фотографию. Паспарту больше по размерам, чем наклеиваемый на него экспонат, поэтому вокруг экспоната остаются поля (рамка). Следует рассчитать так, чтобы боковые поля были одинаковы, верхнее поле соответствовало им по размерам, а нижнее было примерно вдвое шире, так как на нем помещают подпись или этикетку.

Маской называется рамка из картона, плотной белой или цветной бумаги. Экспонаты, помещенные под маску, хорошо смотрятся. Она накладывается на экспонат и прикрывает его поля.

Изготовляют и специальные конверты, куда можно вкладывать под стекло то один, то другой экспонат (особенно это удобно при сменной экспозиции). Стекло с равным ему по размеру куском картона склеивают бумажными или тканевыми полосками, причем одну из сторон не заклеивают, а прикрепляют к ней откидной картонный клапан, который закрывают, когда экспонат поместят под стекло. С обратной стороны конверта приклеивают бумагой петли для подвески.

Диаграммы. Диаграммы позволяют наглядно сопоставить количественные соотношения, изменения (увеличение, рост или уменьшение, снижение и т.д.), помогают установить связь между явлениями и причинами, их порождающими. Приступая к изготовлению диаграммы, нужно выбрать подходящую в данном случае форму, найти правильные масштабы, соответствующий иллюстративный материал.

Диаграммы бывают самых различных видов: столбчатые, линейные (с кривой показателей), секторные и др. Вместо столбиков можно взять изображение предметов в разных масштабах в зависимости от того, что показано. Для диаграмм фоном могут служить соответствующие теме рисунки (при условии, чтобы они не мешали, а помогали понять диаграмму).

Картограммы, схемы, чертежи. Раскрытию темы выставки служат также картограммы, схемы и чертежи. Картограммы — карты с нанесенными на них условными обозначениями — позволяют дать представление об определенной местности. Схемы и чертежи используют для наглядного показа проектов новых зданий, демонстрации устройства механизмов.

Надписи, подписи, объяснительные тексты {этикетки). Надписи — заголовки выставки и ее разделов — делают обычно крупным шрифтом. Заголовок выставки, когда она размещена на одном стенде, делают прямо на нем. Если выставка занимает несколько стендов, заголовок помещают над центральными стендами. В некоторых случаях для заголовка отводят целую стену, дополняя его эмблемой, рисунком.

Для выполнения заголовков применяются академический, обыкновенный, а также различные декоративные шрифты. Выбор шрифта должен определяться темой выставки. Заголовки для планшетов делаются более мелкими и строгими по рисунку шрифтами. Здесь применимы различные варианты начертания рубленого шрифта (узкий, жирный, светлый, наклонный). Для подписей под экспонатами используется и курсивный шрифт.

Объяснительные тексты (этикетки) выполняют на плотной бумаге черной тушью или набранным текстом при помощи ЭВМ на форматах А4, А5.

Декоративное оформление. Для декоративного оформления выставки используют эмблемы, орнаменты и др. Они должно соответствовать раскрытию темы выставки.

Эмблема может занять на выставке центральное место, если несет в себе какое-либо важное символическое значение, обобщенно выражает основную идею, тему выставки, помогает найти их образное решение.

Декоративные детали могут быть плоскостными или объемными. Изготовляют их из самых различных материалов: картона, пластиков, оргстекла, металла и др.
Монтаж выставки. После завершения работы над экспозиционным материалом и его оформлением в соответствии с утвержденным эскизным художественным проектом приступают к монтажу выставки.

Хорошо продуманный эскизный художественный проект позволит быстро и правильно смонтировать выставку. Пользуясь им, легко определить, где и как разместить подготовленные экспонаты. Правильность подвески экспонатов проверяют отвесом (вертикали) и натянутым шпагатом (горизонтали).

Когда монтаж полностью закончен, еще раз тщательно проверяют, достаточно ли полно раскрыто содержание выставки, не нарушена ли логика экспозиции. В готовой выставке каждая погрешность замысла видна ясней, чем в проекте. Если есть необходимость, вносят исправления, заменяют экспонаты, надписи и только тогда открывают выставку.



Читать далее:
Техника исполнения и начертания шрифтов
Архитектурные пропорции - «Золотое сечение»
Виды художественно-графических работ
Материалы художественно-графических работ
Художественно-оформительские и графические работы



  1. Отличная статья.

    — Анна · май 23, 00:29 · #

  2. Понравилось, но мне нужно более конкретно. Спасибо!

    — Светлана · ноя 10, 16:53 · #

Ваш отзыв