ГлавнаяСтатьи

Изготовление гипсовых лепных украшений

Технология создания лепных украшений состоит из нескольких этапов. Сначала изготавливается оригинал (это может быть элемент из любого материала — пластилина, глины, дерева или камня). Оригинальную модель можно придумать и изготовить даже самостоятельно. С этого оригинала снимается слепок (форма) — своего рода негативное объемное изображение. И, наконец, с этой формы отливается лепное украшение — такое количество : .опий, какое необходимо. Таким образом, как уже было сказано, красота и точность отливки лепной детали во многом зависят от качества формы, в которой она изготавливалась.

При работе с гипсом необходимо учитывать его специфические свойства: быстрое схватывание и при этом нагревание и увеличение в объеме, склонность к повышенному короблению и малую водостойкость. В зависимости от конкретной работы эти особенности могут оказаться достоинствами или недостатками материала. Так, нагревание гипса отрицательно сказывается на отливке изделий из клеевых форм, поскольку клей разбухает и быстро приходит в негодность. Из-за коробления из гипса очень трудно отливать идеально соответствующие друг другу по форме и размерам изделия больших габаритов.

Чтобы увеличить прочность гипсовых отливок и сделать их более водостойкими, в гипсовое «тесто» часто вносят различные добавки — водные эмульсии синтетических смол, мылонафт и другие (иногда до 50 % от общей массы всего раствора).

Способность же гипса увеличиваться в объеме позволяет материалу заполнять мельчайшие углубления формы, создавая точнейший рельефный рисунок. Высокая скорость застывания хороша с точки зрения экономии времени, однако иногда может за-труднить работу.

Потолочные лепные украшения могут быть выполнены также в виде арабесок — изображений переплетающихся геометрических и растительных форм, а также гротеска — орнамента, включающего в себя причудливые фантастические изображения зверей, фигурки людей.

Через 6-8 минут гипс обычно твердеет. Поэтому для замедления схватывания гипса в него вводят специальные добавки (например, при добавлении мездрового клея, примерно 1 -2 % от массы гипса, процесс схватывания можно растянуть более чем на полчаса).

Прочность гипсовых изделий зависит от сорта и качества гипса, тонкости помола, соотношения воды и гипса, вида и количества заполнителей. Чем выше тонкость помола гипса, тем меньше воды потребуется, чтобы создать массу для отливки. Обычно, чтобы получить подвижную и удобную для работы массу, к общему количеству гипса добавляют пример но 35-45 % воды, но многие лепщии подбирают гипсовый раствор для выпои нения конкретной задачи опытным путем.

Изготавливая гипсовый раствор, ток нужно добавлять в воду, чтобы избежал образования комочков. Гипсовый раствор для лепки нужно использовать непосред ственно после приготовления. Потерявши подвижность раствор нельзя разводить дой вторично: он потеряет свои вяжущи свойства. Также лепщики не рекомендую заливать гипс слоями, поскольку велик рио того, что материал покоробится. Это может произойти и из-за неодинакового со держания воды в гипсовых растворах, и для изготовления моделей, по которым затем будут выполняться гипсовые отливки, используются разные приемы, в зависимости от сложности элемента: одни модели можно вытянуть, другие — только вылепить, при изготовлении третьих потребуется и лепка, и вытягивание (венки, гирлянды, потолочные розетки). В общих чертах принцип изготовления лепного элемента таков: сначала создается оригинальная модель, с которой отливается форма; после доработки формы по ней изготавливается нужное количество декоративных гипсовых элементов.

Например, венок выполняется в виде окружности, сплетенной из веток с плодами и листьев. Чтобы изготовить такую деталь, сначала изготавливается ее модель, по модели отливается форма и уже с помощью формы изготавливается непосредственно гипсовое украшение.

Лучше всего замешивать гипсовый раствор в количестве, необходимом для выполнения одной отливки. Перед заливкой формы гипсовым раствором ее покрывают соответствующей смазкой (разбавленные керосином стеарин, автол, тавот). Смазку лепщик готовит по специальному рецепту, исходя из того, какая чистота изделия ему необходима.

Готовые изделия для увеличения прочности можно пропитать специальными растворами — бариевой водой, алюмока-лиевыми квасцами, сернокислым цинком.

Глина — это горная землистая порода, широко распространенная в природе. Таим образом, для работы можно найти уже готовую глиняную смесь. В соединении с водой глина образует пластичную массу, которая, высыхая, сохраняет приданную ей форму, а после обжига при высокой температуре может приобрести почти каменную прочность. При оформлении интерьера глина используется в основном для изготовления отдельных элементов. В основном используется так называемая железистая жирная глина, как имеющая наилучшую пластичность. Глина служит главным сырьем для изготовления керамики.

Цементные (бетонные) растворы используются в основном для изготовления штукатурных смесей, архитектурных деталей для фасадов и парковых украшений

Чтобы изготовить модель, требуется специальный шаблон (поз. 2 на рисунке), имеющий нужный профиль (повторяющий сечение детали). Данный шаблон устанавливают на плоскости (на рисунке это гипсовая плита (1), закрепляя его штифтом (3), установленным в центре, который будет играть в дальнейшем роль оси вращения. Таким образом при движении вокруг этого штифта шаблон опишет правильную окружность. Модель, как правило, выполняется из глины. После вытягивания на профиле выполняют детализацию: стеком рисуют контуры перевязи, лепят листики и плоды. Затем, как уже было сказано, по модели отливают форму для непосредственного изготовления гипсовых элементов.

Наиболее простой представляется технология изготовления модели для гипсовой круглой потолочной (скульптур). Это наиболее прочный и долговечный материал (особенно в сравнении с гипсом).

Объемные детали из этого материала обычно выполняют двухслойными (верхний слой —декоративный), вставляя внутрь металлическую арматуру. Для большей прочности в цементные растворы добавляют заполнители — кварцевый песок, гранитный щебень, мраморную крошку, керамзит.

Современная промышленность выпускает портландцемент, шлакопортланд-цемент, пуццолановый портландцемент и их разновидности. Основной и наиболее распространенный гидравлический вяжущий материал — портландцемент. Пластифицированный портландцемент выпускается промышленностью четырех ш рок: М 300, 400, 500, 600.

Некоторые разновидности BOCKOBI серно-смоляного пластилина обладав способностью затвердевать при нагревании (Friendly Glay, Piomat, Sculpey).

Способностью быстро затвердевш обладает и терракота — материалу весу и внешнему виду очень напоминав щий глину. Терракота используется имущественно для выполнения отдел ных декоративных элементов, посколы полностью затвердевает через сутки па ле того, как материал освобожден отгер метичной упаковки (с каждым часом ра( пакованная терракота все больше терм свою пластичность).

В данном случае достаточно иметь только шаблон с профилем розетки — дополнительной художественной обработки модели не потребуется. Сначала в центре доски крепится радиусная рейка с вбитыми в ее конец двумя гвоздиками с отрубленными шляпками, которые процарапывают след окружности (будущей розетки). После этого внутрь окружности помещается глина (или гипс), то есть основа для модели, на центральный штырь надевается шаблон и модель розетки вытягивается по тому же принципу, что модель венка в предыдущем случае.

После того как модель готова, с нее снимается форма. Тип формы для отливки выбирают в зависимости от характера модели. Так, профессиональные лепщики специально изготавливают формы из гипса для моделей с гладкими поверхностями, клеевые формы — для моделей со множеством мелких деталей (поскольку в этом случае форма хорошо передает все тонкости рельефа и легко снимается). После того как форма готова, в ней изготавливают нужное количество отливок.

Последовательность этапов работы в данном случае (создание комбинированной формы для гипсовых отливок) демонстрирует следующий рисунок.

Для изготовления форм можно использовать и другой современный материал — полимерное вещество формопласт. Фор-мопластовые детали имеют повышенную термостойкость (их можно размягчить только при температуре свыше 100°С). Они, кроме того, не боятся воды, долго сохраняют эластичность и прочность. Некоторым недостатком этого материала является то, что при минусовой температуре он становится хрупким.

Кроме того, при лепных работах используется целый ряд вспомогательных материалов. В частности, это технический желатин и мездровый столярный (или костный) клей, из которых выполняют формы для отливки сложных орнаментированных изделий.

Из новых материалов, используемых сегодня для изготовления красивых лепных потолочных украшений, следует отметить в первую очередь вспененный полиуретан (пенополиуретан) и полистирол.

Пенополиуретан, или вспененный полиуретан, представляет собой продукт смешивания химических компонентов, вспенивающихся при соединении (реакция с выделением газа). Этот материал считается наиболее популярным для изготовления декоративной лепнины. Получают изделия методом прессования в специальных формах.

Умение изготавливать гипсовые элементы может оказаться полезным, например, при необходимости заменить поврежденный фигурный профиль гипсового карниза.

Качество лепнины зависит от материала формы, в которой отливается декоративная деталь. Сегодня крупные производители используют для ,з-готовления лепнины металлические (из легированной стали или алюминия) или силиконовые формы. Лепнину, для создания которой используются металлические формы, представляют фирмы NMC (отливки из алюминиевых форм) и бельгийская компания ORAC N.V. – производитель полиуретановой лепнины Orac Decor (отливки из стальных форм). Из силиконовых форм отливают лепные украшения, в частности, фирмы Balle Decor, Gaudi Decor, Европласт.

Полиуретан тверд и прочен. Этот материал не деформируется с течением времени — не трескается, не осыпается.

Пенополиуретан легче гипса, причем обладает замечательным свойством изменять со временем своего цвета. Эта материал является безопасным для здоровья человека, поскольку не выделяв ядовитых веществ и запахов.

Полиуретановую лепнину можно окрашивать любыми водорастворимыми mi масляными красками. Нельзя использовать лишь нитрокраски и нитролаки. Изделия стаким покры! тием выдерживают окраску химическш неактивными красками. В европейском щ терьере лепнину чаще всего окрашиваю (несколько больший по размеру, чем повреждение). Это место нужно аккуратно очистить от пыли и посыпать мелом (особенно это касается сложных узоров). После этого при помощи пласта глины (толщиной 1,5-2 см), также посыпанного мелом, чтобы глина не прилипала к карнизу, изготавливают форму для отливки. Глину плотно прижимают к рисунку и накладывают на нее поочередно слой гипса, плотную ткань и еще один слой гипса (чтобы зафиксировать пластичную глину и не деформировать форму при снятии с узора). Для лучшего схватывания поверхность глиняного слоя можно покрыть насечками. По прошествии примерно получаса глину и слои гипса с тканью снимают, получив форму для изготовления фрагмента узора, в которую и заливают первый тонкий слой гипса. При изготовлении отливки ее нужно слегка покачивать, чтобы пузырьки воздуха поднялись на поверхность — после этого заливают второй слой гипса и выравнивают основание ребром линейки. После этого гипсу нужно дать хорошенько застыть.

Поврежденный участок карниза снимают с помощью острого деревянного шпателя так, чтобы он оказался меньше отливки. Застывший гипсовый фрагмент вынимают из формы и при необходимости подгоняют основание и края с помощью формовочного мастерка для того, чтобы деталь плотно встала на место. На тыльной стороне фрагмента делают насечки и крепят его с помощью специального клея. Если между старой и новой лепной отделкой образовались стыки, их аккуратно маскируют гипсом.

Однако поскольку все вышеописанные процессы — как реставрация, так и самостоятельное изготовление лепных украшений, — скорее всего, используя различные эффекты — золочение, патинирование, потертость, — создающие иллюзию романтического налета времени. Однако ламинированная полиуре-тановая лепнина считается менее долговечной, чем грунтованная.

Изделия из полиуретана прекрасно переносят влажную уборку.

Лепные детали из вспененного полиуретана имеют четкий рельеф и точные размеры. Поэтому в процессе монтажа детали точно подходят друг к другу, не требуя технологической подгонки, а рельеф сохраняет свою четкость даже после многократного окрашивания.

Декоративные лепные элементы для украшения потолка могут быть выполнены и из другого современного материала— полистирола. Впервые гладкие потолочные просели (карнизы) из полистирола появились в Европе (в Бельгии) около полувека назад.

Это разнообразные гибкие декоративные плинтусы и молдинги, которые производятся по специальной технологии методом экструдирования (вытягивания) изделий из расплавленной массы или методом вспенивания. Однако изделия, изготовленные вторым способом, считаются менее качественными: зачастую они имеют зернистую поверхность и не очень четкий рисунок — недостатки, которые, к сожалению, усугубляются при окрашивании лепных деталей.

Лепка имеет бесконечно много секретов и тонкостей, — недаром, с точки зрения опытных мастеров, без определенной подготовки) практически невозможно полностью-овладеть всем процессом и выполнить работу за один прием. Чтобы не жалеть о потраченном времени, силах и материале, лучше поручить эту работу профессионалам или украсить-потолок готовыми лепными элементами, изготовленными промышленным способом.



Читать далее:
Потолочное покрытие, имитирующее балочную структуру
Отделочные панели МДФ
Древесноволокнистые плиты
Древесностружечные панели
Подшивной потолок из натурального дерева
Каркас для подшивного потолка
Подшивной потолок из гипсокартона
Потолок подшивной
Установка плитки на потолок
«Жидкие гвозди»



  1. Всем добрый день, подскажите, где можно найти лепщика из глины, для долгого плодотворного сотрудничества??

    — Иван · сен 26, 08:39 · #

Ваш отзыв


 



Главная