ГлавнаяСтатьи

Изготовление форм

Цель формовочных работ — получить точный рельеф (слепок) модели, т. е. форму для воспроизведения необходимого числа копий модели. В зависимости от материала модели, условий применения и требуемого числа готовых изделий формы изготовляют различных видов и сложности.

В лепном производстве распространены следующие виды форм: гипсовые — черновая, получистая и чистая (кусковые), эластичные — клеевые и формопластовые, комбинированные, цементные, бетонные, деревянные, металлические.

Черновые формы делают, как правило, с мягких моделей и используют только для получения одной гипсовой отливки, после чего форму расколачивают: отсюда название — форма в раско-лотку.

Чистые (кусковые) формы многократно используют для отливки в них изделий из гипса и цемента.

Эластичные формы снимают преимущественно с твердых моделей в тех случаях, когда требуется передать все мельчайшие ажурные детали.

По степени сложности формы бывают простые, состоящие из одной части, которые снимают с плоских моделей; средней сложности, состоящие из нескольких частей.

Подготовка моделей к формовке. Прежде чем приступить к изготовлению формы (формовке), модели соответствующим образом подготавливают.

Модель осматривают, устраняя обнаруженные дефекты. Трещины расшивают и заделывают гипсом, цементом, глиной и т.п. в зависимости от материала модели: пластичный раствор наносят несколько раз кисточкой до полного исправления поверхности, затем поверхность зачищают шкуркой. Когда все дефекты устранены, модель готова для формовки.

Мягкие модели из глины перед снятием гипсовой черновой формы пропитывают водой: опрыскивают два-три раза из пульверизатора до тех пор, пока они не примут влажный, матовый, но неблестящий вид. Излишки воды из углублений моделей удаляют мягкой кистью. Модели пропитывают водой, для того чтобы глина не впитывала воду из гипсовой формы, иначе гипс преждевременно высохнет, станет рыхлым, пористым и форма трудно будет сниматься с модели.

С совершенно высохшей глиняной модели нельзя снять черновую гипсовую форму, так как высохшая глина будет активно впитывать воду из гипсового раствора, задерживая его в порах, и форма будет испорчена. В этом случае рекомендуется снимать клеевую форму.

Чтобы снять черновую гипсовую форму с модели из пластилина или воска, модель покрывают тонким слоем шеллака (шеллакового лака) и затем мягкой кистью смазывают натуральной олифой или светлым чистым деревянным маслом.

С мягкой модели невысокого рельефа можно снять и клеевую форму. Для этого модель покрывают тонким слоем шеллака два-три раза с помощью мягкой кисти.

Подготовку твердых моделей начинают с отделения выступающих частей (приборов): намечают карандашом стыковую линию, по которой будут отрезать прибор, и лобзиком с волосяной пилкой отпиливают выступающие части.

Гипсовую модель перед формовкой слегка нагревают и обильно пропитывают горячей олифой. Через некоторое время ее покрывают шеллаковым лаком, а затем тонким слоем смазки (например, смесью стеарина, керосина и вазелинового масла). Необходимость нагрева модели вызвана тем, что стеарин плохо впитывается холодным гипсом (в отличие от керосина и масла) и остается на поверхности модели, в результате чего форма прилипает к модели.

Модели из полированного дерева и металлические перед формовкой покрывают тонким слоем шеллакового лака четыре-пять раз, модели из неполированного дерева — пеной из светлого мыла.

При формовке плоские модели крепят к поверхности: на гипсовом растворе — к мраморной доске, толстому стеклу или специально сделанной гипсовой плите; на винтах — к деревянным щитам.

Гипсовую плиту изготовляют следующим образом. На гладкой мраморной, стеклянной или деревянной поверхности очерчивают контур рельефа модели. Затем на расстоянии 5—6 см от него очерчивают второй контур. По большому контуру на гипсовом растворе укрепляют барьерчик (из деревянных брусков или полосок картона, фанеры или, если контур криволинеен, кровельного железа) высотой 2—5 см в зависимости от толщины и размера плиты. Плоскость внутри барьерчика покрывают смазкой и заливают до верха гипсовым раствором. Для большей прочности до заливки раствора укладывают арматурную сетку (металлические стержни толщиной 2—6 мм).

После затвердения раствора барьерчик удаляют и гипсовую плиту переворачивают нижней гладкой стороной вверх, на которой будут укреплять модель.

Черновая гипсовая форма. Снятие черновой формы с мягкой модели требует мастерства и внимательности, большое значение здесь имеют опыт, практика. Как развести гипс, в какой степени смазать форму, с какой быстротой заливать его в форму и т. п. — всему этому можно научиться на практике. Следует посмотреть хотя бы раз, как отливает форму опытный мастер, а затем сформовать несколько моделей самому, сначала лучше несложных.

Черновая форма состоит из двух слоев гипсового раствора. Раствор для первого слоя подкрашивают, добавляя 3 —7 г краски на 1 л воды; большее количество краски размягчит гипс, и он будет плохо раскалываться. Раствор подкрашивают, чтобы отличить первый слой формы от модели и от второго неокрашенного слоя; когда при расколотке доходят до окрашенного слоя, соблюдают особую осторожность, чтобы не повредить модель. Гипсовый раствор должен быть густым, но в то же время обладать достаточной текучестью. По консистенции раствора оба слоя одинаковы. Толщина первого слоя (2—8 мм) зависит от размера формуемой модели. Толщина второго слоя должна быть для небольших моделей не менее 30 мм, для больших — не менее 50 мм. Гипс для второго слоя может быть более крупного помола, чем для первого.

Черновая гипсовая форма в зависимости от размеров модели, ее рельефа и конфигурации может быть простой (цельной) или сложной (из двух и более раковин).

Черновые формы выполняют из гипса на ровном деревянном щите с гипсовым или глиняным грунтом (рис. 6.18, а). Модель формуют в горизонтальном положении, укладывают ее вместе со щитом на верстак, смазывают деревянные части щита и грунта смазкой, а модель слегка опрыскивают водой. Затем на модель быстро и равномерно наносят ровный слой цветного гипсового раствора (оплеск) (рис. 6.18, б) с помощью лопатки или, если модель большого размера, рукой. Как только раствор начнет схватываться, поверхность насекают или процарапывают, в результате чего образуются небольшие бугорки 4, суживающиеся книзу. Это улучшает сцепление первого слоя со вторым. Чтобы форма была прочнее, на первый слой до его затвердения укладывают каркас (рис. 6.18, в) из дранок (для небольших форм) или арматурной проволоки 6 (для больших).

Второй неокрашенный слой, который должен будет поддерживать тонкий верхний слой, наносят после схватывания первого слоя (рис. 6.18, г), чтобы между слоями не оставалось пустот, иначе при извлечении мягкой модели из формы первый слой отстанет от второго и форма будет испорчена.

Сразу после затвердения второго слоя форму осторожно отделяют от модели (рис. 6.18, д). Чтобы форма легче снималась, сверху на Н|ее и встык между нею и щитом наливают воду. Затем между Щитом и гипсовой формой осторожно вводят деревянные клинья П. Подбив слегка деревянный клин и немного расшатав форму, клин вынимают, и в образовавшееся отверстие вновь наливают немного воды. Затем опять вставляют клин и повторяют вновь всю операцию до полного отделения формы от модели.

Рис. 6.18. Изготовление простой черновой гипсовой формы:.
а — глиняная модель, укрепленная на щите; б — нанесение первого слоя из цветного гипсового раствора; в — укладка и крепление арматуры; г — нанесение второго слоя из неокрашенного раствора; д — отделение формы от модели; е — удаление остатков глины из формы; 1 — глиняная модель; 2 — деревянный щит; 3 — слой цветного гипса; 4 — бугорки; 5 — насечка поверхности; 6 — арматура из проволоки; 7 — примораживание гипсовым раствором; 8 — плоскость опоры при перевертывании; 9 — второй слой гипсового раствора; 10 — форма; 11 — деревянный клин; 12 — скребок; 13 — перевернутая форма

Снятую форму готовят для отливки. Ее осторожно очищают от оставшейся глины (рис. 6.18, ё) деревянными стеками или скребками 12 или вымывают под небольшим напором воды. Следы глины на форме удаляют с помощью самой глины: комком мягкой глины прокатывают оставшийся в форме тонкий слой глины. Форму, очищенную от глины, промывают водой, особенно осторожно глубокие места (мягкой кистью), чтобы не повредить стенки форм.

Перед тем как залить гипсовый раствор, форму слегка смазывают свежим березовым щелоком (или стеариновой смазкой), который, заполняя поры гипсовой формы, делает ее поверхность гладкой и образует тонкую жировую пленку. Эта пленка облегчит отделение формы от гипсовой модели.

Модели из мягкого пластилина перед формовкой или опрыскивают керосином, или покрывают жидким гипсовым раствором с помощью мягкой кисти, иначе первый слой гипсового раствора будет скатываться с пластилина из-за его жирности, образуя множество пузырьков на поверхности модели. Формы с моделей мягкого пластилина надо готовить быстро во избежание пропитывания пластилином гипса.

Клеевая форма. Лепные украшения для отделки внутренних помещений зданий отливают главным образом в эластичных формах, разновидностью которых являются клеевые (желатиновые). Преимущество клеевой формы по сравнению с гипсовой заключается в том, что клей (желатин) благодаря своей эластичности позволяет снимать форму с модели любой сложности.

Клеевые формы бывают открытые без кожуха для моделей с невысоким рельефом и закрытые с кожухом для моделей с более высоким рельефом.

Открытые формы изготовляют тогда, когда требуется отлить небольшое число несложных деталей, так как эти формы быстро деформируются и в них получают меньше отливок, чем в закрытых.

Модель укрепляют на плите 1 (рис. 6.19, а) так, чтобы расстояние от контура модели до края плиты составляло 5—6 см. На расстоянии 2—3 см от края плиты 1 устанавливают барьерчик 3 (деревянный, картонный, железный) для задержания наливаемого на модель клея. Высота барьерчика должна быть не менее чем на 1 см выше самой высокой точки модели. Обильно смазывают ^модель, дают ей постоять 15—20 мин, чтобы смазка немного впиталась, а затем постепенно удаляют излишки смазки кистью до тех пор, пока на модели не остается штрихов от кисти. Барьерчик внутри тоже смазывают.

Подготовленную модель полностью заливают клеем (рис. 6.19, б). Толщина слоя клея 1—2 см зависит от высоты рельефа формуемой модели. После полного застывания клея барьерчик удаляют, форму снимают и промывают насыщенным охлажденным раствором, квасцов (дубят), предварительно посыпав ее лицевую сторону тальком. Без присыпки тальком квасцы не впитываются в жирную поверхность формы.

Удалив из углублений формы излишки клея, форму сушат около часа, вторично промывают квасцами, а затем выдерживают в течение 5—6 ч. Снятую форму (рис. 6.19, в) во избежание повреждений укладывают на гладкую и ровную поверхность.

Рис. 6. 19. Изготовление открытой клеевой формы с плоской модели низкого рельефа: а — устройство деревянного барьерчика вокруг плоской модели; б — заливка модели жидкой клеевой масой (разрез); в — вид готовой клеевой формы, снятой с модели; 1 — гипсовая плита; 2 — модель барельефа; 3 — деревянный барьерчик; 4 — гипсовая подмазка; 5 — ковш с клеевой массой; б — клеевая масса

Клеевая форма эластична, поэтому она повторяет любую неровность поверхности, на которой лежит. В связи с этим при отливке изделий открытую форму помещают в гипсовый футляр, для чего изготовленную форму, надетую на модель, смазывают и устраивают в ней лунки для замков. Накладывают на форму гипсовый раствор слоем 2—3 см, армируют его и разравнивают. Когда гипсовый раствор затвердеет, футляр снимают с формы, а форму с модели.

Футляр с внутренней стороны покрывают два-три раза шеллаковым лаком, чтобы форма не поглощала влагу из сырого гипса.

Иногда, когда с твердой или мягкой модели надо получить одну или несколько отливок, форму изготовляют способом наливки клея в наплавку. Процесс изготовления такой формы аналогичен процессу изготовления открытой формы, но модель заливают клеем только на 1/2 или 3Д высоты барьерчика. А затем медной лопаткой клей вычерпывают из углублений и наносят на высокие места, с которых он стекает до тех пор, пока не застынет. Толщина клеевого слоя такой формы до 2 см.

Формы, сделанные в наплавку так называемым открытым способом, просты, быстры в изготовлении.



Читать далее:
Техника безопасности при реставрационных работах
Ремонт и реставрация архитектурной лепнины
Технология реставрации коринфской капители
Изготовление лепнины
Изготовление моделей
Инструменты и приспособления
Выполнение моделей и лепка архитектурных деталей
Технология реставрации камня
Технология ремонта облицовочных поверхностей и склеивания камня
Абразивные инструменты



Ваш отзыв