ГлавнаяСтатьи

Из истории архитектуры

В истории архитектуры встречается немало примеров тщательнейшего отношения к отделке потолков.

На протяжении столетий своды зданий украшали резные деревянные балки и тонкая деревянная резьба, мозаика и дорогие ткани, лепнина и живопись.

Иногда в месте перехода потолка в стены шли профилированные тяги, округления и падуги; по центру размещали лепные розетки; иногда потолок украшали глубокие кессоны или орнаментированные балки.

Прекрасны были потолки в рубленых народных избах, созданные умелыми руками мастеров-искусников, сверкали великолепием потолки дворцов, которые гениальные художники и народные умельцы украшали огромными аллегорическими фресками и пасторальными сюжетами из идиллической поэзии, композициями в виде связанных цветочных венков и лепными растительными орнаментами.

В очень богатых дворцах потолки даже инкрустировались жемчугом и слоновой костью. Например, огромный дворцовый комплекс императора Нерона — «Золотой дворец», или «Золотой дом», возведенный на четвертом из семи холмов Рима, — был необычайно пышно отделан золотом, перламутром и драгоценными камнями. Вот помещениях с «агрессивной средой», то есть повышенной влажностью и температурой воздуха, таких, как ванная комната и кухня, в любом случае необходимо было ежегодно подновлять или полностью проводить вновь.

Сегодня альтернативой белому окрашенному потолку стали современные разработки, позволяющие не только затратить на оформление потолка меньше времени и сил, но и получить более качественный и долговечный результат. Потолок можно уже не только окрашивать или оклеивать обоями — на нем крепят листы гипсокартона, деревянную обшивку или лепнину и даже устанавливают дополйительные, так называемые фалынпотолки. Разновидностей фалынпотолков существует несколько: натяжные, из гибких полотнищ; подвесные — на каркасе, крепящемся к нижней плоскости базового потолка на специальных подвесах; подшивные, представляющие собой конструкцию, прикрепленную непосредственно к перекрытию.

Все эти современные покрытия имеют очень привлекательный внешний вид, безопасны в эксплуатации, за ними несложно ухаживать. А трудоемкая «ручная работа» допустима и оправдана лишь на стадии подготовительной обработки поверхности потолка при необходимости удаления старого покрытия. Если в потолке есть трещины и выбоины, их нужно аккуратно и добросовестно заделать, тщательно убрать предыдущий слой старой побелки.

Но даже в этом случае рабочий процесс, благодаря новейшим технологиям и материалам, существенно облегчен.

что пишет о его обстановке Светоний: «Столовые имели потолки с обшивкой из слоновой кости, которая вращалась, дабы можно было сыпать сверху цветы, а сквозь трубки брызгать благовониями...»

В России лепниной стали украшать здания только на рубеже XVII-XVIII вв. Но вскоре, в сочетании с монументальной живописью, она стала излюбленным приемом декорирования интерьера. Лепной декор часто превращался в своеобразную раму для большого потолочного плафона. Насыщенность такими украшениями сочеталась со сдержанным и строгим оформлением остальных поверхностей. Примеры такого декора можно найти во дворце Монплезир в Петергофе.

Думается, что многие наши современники, восхищаясь столь красочно описанной обстановкой в древнем дворце, согласятся с тем, что в современной городской квартире красивый потолок — хотя бы просто качественно отремонтированный — способен стать источником положительных эмоций.

Даже не будучи украшен драгоценными камнями, как во времена Светрния, он вполне способен внести приятную «нотку» в общий дизайн интерьера, положительно повлиять на настроение, эмоциональное состояние живущих в доме людей, следовательно, и на их самочувствие и здоровье.

Рельефные изображения могут быть выполнены из смеси скульптурной глины с песком и каолином (взятая в правильных пропорциях и без примесей, эта смесь имеет белый цвет), а также изготовлены из пластилина, воздушной извести, гипса, формопласта (один из видов пластмассы).

Сегодня дизайнеры смело экспериментируют не только с формой, но и с цветом потолков. Оказывается, даже простую окраску можно разнообразить, если подойти к работе с фантазией. Соответствующий цвет отделки и рисунок орнамента можно подобрать для потолка в каждом помещении квартиры. Потолок можно сделать как идеальным фоном для мебели и отделки стен, превосходно оттеняющим обстановку, так и доминирующим, привлекающим внимание элементом интерьера. Однако перед тем, как выполнять в квартире цветной потолок, желательно найти общее решение композиции: продумать общий замысел, который будет связывать воедино все помещения. Поэтому дизайнеры рекомендуют обязательно сделать эскизы потолков на общем плане, чтобы представить, как будет изменяться визуальное впечатление при переходе из коридора в кухню, из одной комнаты в другую.

Оттенок потолка должен отвечать назначению данной комнаты: где-то потолок будет очень нарядным, а где-то, возможно, несколько скромнее. Потолок в гостиной, спальне или кухне-столовой можно окрасить в голубой, жемчужно-серый или светло-салатный цвет или оклеить обоями нежных тонов. А потолок в детской можно оформить совсем иначе: например, украсить его светлыми рисунками, изобразить облака или птичек. Можно создать даже настоящее «звездное небо», наклеив на потолок обои со светящимися в темноте звездами. Днем эти звездочки почти незаметны, а с наступлением темноты они будут светиться примерно в течение часа.

В комнате с красивыми обоями потолок должен дополнять «тему стены», а однотонные и скромные обои позволят сделать декор потолка более впечатляющим.
Окрашенный потолок может из обособленного элемента превратиться в неповторимую часть общего интерьера и даже улучшить общее впечатление, смягчив неудачные пропорции. Так, широкое небольшое помещение можно визуально сузить, выполнив продольное членение потолка, а узкую и длинную комнату сделать шире, разделив потолок поперечной линией. Расширить пространство можно и другим способом, создав контраст в окраске потолка и стен.
В комнате со светлыми (голубоватыми или зеленоватыми) обоями потолок может быть окрашен под цвет обоев, но чуть интенсивнее (например, в охристо-зеленый или в голубовато-серый цвет), а швы стыков перекрытий — выделены более темными тонами.

Светлая окраска потолка позволит зрительно приподнять его, а цвет потемнее подойдет для создания впечатления более низкого потолка, чем в действительности.

Изменить пропорции помещения — например, зрительно увеличить или уменьшить его высоту — помогает не только окраска потолка, но и различные архитектурно-конструктивные приемы. Нужное впечатление создается в зависимости от фактуры потолочной отделки, ее цвета и освещения.

Это могут быть, например, объемно-структурные потолки из гипсо-картона с металлическими направляющими встроенных гранул полистирола, металлической фольги и других материалов; подвесные потолки со встроенными в них светильниками, имитирующими естественное дневное освещение (этот прием как бы лишает помещение верхнего перекрытия: световой плафон встраивается над центральной частью комнаты и окружается боковыми уступами).

В подвесной потолок могут быть встроены и точечные светильники с регулируемым углом поворота, что позволяет создать нужную интенсивность общего освещения в определенной точке комнаты. Кстати, по мнению дизайнеров, точечные галогенные светильники дают более приятный и комфортный для глаз свет, чем привычные люстры и подвесы с обычными электрическими лампами накаливания.

Подвесной или натяжной потолок хорошо подойдет для просторной и высокой комнаты: с его помощью можно замаскировать неровности, некрасивые балки или спрятать за его плоскостью так называемый «подсвет» — источники для скрытого освещения стен. Этот прием также позволяет зрительно расширить пространство, поскольку стены отражают свет и словно растворяются в его мягких лучах. В зависимости от фактурного покрытия стен таким приемом можно, при необходимости, подчеркнуть их материальность.

Потолок может быть и «светящимся» (источниками света служат люминесцентные лампы, лампы накаливания с зеркальным или диффузорным слоем). В этом случае на потолке монтируются подвешенные на тросах люверсные решетки и светорассеивающий экран — листы молочного стекла и плексигласа или рулонные покрытия из специальной светопропускающей пленки.

Иллюзию увеличения пространства дают и зеркальные потолки, которые, кстати, пользуются в настоящее время большой популярностью. Однако при использовании этого вида отделки требуется осторожность и чувство меры: во-первых, зеркальные потолки подходят не для всех помещений (в частности, их не рекомендуется устанавливать в ванной комнате), а во-вторых, зеркальная поверхность лишает пространство ограниченности, разрушает его, создает ощущение ирреальности и, как следствие, — вызывает у человека беспокойство, тревогу. Во избежание этого в случае, когда зеркальная поверхность устраивается по всей плоскости, дизайнеры рекомендуют встраивать в нее какие-либо декоративные элементы, определяющие положение зеркал.

Потолок может иметь не только способность визуально изменять размеры помещения, но и другие полезные и приятные особенности, например, звукоизолирующие свойства. Таковыми могут быть акустические подвесные потолки из перфорированных древесноволокнистых и древесно-стружечных плит, минераловатных плит из асбестового картона с прокладкой из минеральной шерсти, плит из пенополи-стирола и пенополиуретана.

Очень эффектен и такой вариант отделки, как комбинированные потолки. Они подчеркивают респектабельность жилища и могут стать своего рода «визитной карточкой» квартиры. Комбинированным можно сделать, например, потолок гостиной, прихожей или спальни. Это может быть сочетание подшивного и натяжного потолка или комбинация подшивного потолка с зеркальным подвесным, перекликающаяся с остальными элементами интерьера или, наоборот, резко контрастирующая с ними. Эффектно смотрится и такой потолок: яркая вставка неправильной геометрической формы, глянцевая или зеркальная, скомбинированная с матовым однотонным потолочным покрытием, например, натяжного потолка. Такие вставки очень привлекательно выглядят и в том случае, если выполняются на другом уровне относительно основного поля или в другой плоскости.

Кстати, западные производители создали интересную модель комбинированного потолка — сочетание натяжного потолка с подвесным потолком из строительно-осветительных панелей, на которых можно «рисовать» светом (например, создать уже упомянутый эффект «звездного неба») посредством специальных источников света и оптоволоконного кабеля.

На фоне такого потолка располагаются крошечные огоньки, имитирующие звездочки. Эти «звездочки» можно располагать любым образом, в зависимости от собственной фантазии. Сама же система очень легка и прочна, обладает звукоизоляцией и стойкостью к перепадам температур, проста в управлении: проводящие панели низкого напряжения, подключаемые к сети единственным проводом, зажигают гамму светильников. Кстати, с помощью специальных, очень маленьких разноцветных лампочек накаливания на таких потолках можно создавать и другие светящиеся панно самой разнообразной тематики: например, потолок в ванной комнате украсит морской сюжет, а детская комната превратится в волшебный мир благодаря сказочному сюжету, «нарисованному» на потолке светом.

Однако следует учитывать, что установка комбинированного потолка — сложная и дорогостоящая процедура, требующая больших затрат времени, сил и материалов. Кроме того, очень важно подобрать оптимальное цветовое сочетание элементов, учитывая возможные в будущем изменения стиля интерьера.
В любом случае; отделка потолка — ее форма, материал и цвет — должны находиться в гармонии с общим дизайном помещения и его стилем. Ведь, согласитесь, подчеркнуто современный потолочный декор комнаты, интерьер, которой выполнен в стиле «hi-tech», скорее всего не будет гармонировать с помещением, обставленным изящной старинной мебелью.

Как же сделать правильный выбор среди бесконечного потолочного многообразия? Давайте попытаемся разобраться.

Большинство читателей, наверное, согласится с утверждением, что представление об уюте и комфорте всегда индивидуально. Красота домашней обстановки, окружающей человека, определяется как личным вкусом и фантазией хозяина, так и его впечатлениями от многоликого, многогранного окружающего мира. Подсказать интересное решение может как поразившая своей красотой резьба, лепнина или роспись на потолке в зале дворца-музея, так и современный проект интерьера, созданный архитекторами-дизайнерами и строителями и «воплощенный в жизнь» в квартире знакомых или представленный на красочной фотографии в специальном иллюстрированном журнале.

На первый взгляд может показаться, что самое простое решение — с максимальной точностью скопировать понравившийся, уже реализованный проект. Однако каким бы сильным ни было это искушение, дизайнеры все же не советуют поддаваться соблазну. Ведь основная задача всех, а тем более эксклюзивных дизайнерских разработок — создание комфортного фона для улучшения микроклимата в конкретном доме. Не стоит забывать и о том, что геометрические очертания потолка, цвет его поверхности и фактура материала, из которого он выполнен, существенным образом способны повлиять на психоэмоциональное состояние человека. Бесстрастное и сухое копирование может привести к тому, что домашняя атмосфера, в которой человек чаще всего оказывается наедине с самим собой и может отдохнуть от суеты и ежедневных стрессов, окажется неживой, холодной и неуютной.

К тому же каждому виду отделки присущи свои качества, которые можно определить как достоинства или недостатки в зависимости от субъективной оценки и конкретной ситуации.

Поэтому основное решение всегда остается за хозяином дома, который принимает его, сообразуясь со своими возможностями, пожеланиями и предпочтениями.
Хочется отметить лишь несколько основных требований, которые необходимо соблюдать вне зависимости от сделанного выбора. На эти моменты, кстати, обращают внимание и профессиональные дизайнеры.

Во-первых, для того, чтобы отделку помещения можно было назвать безупречной, в процессе работы не должно быть незначительных мелочей: каждый этап должен выполняться добросовестно и тщательно. Ведь внезапно обнаруженный дефект потолочной отделки будет невозможно спрятать за картиной или ковром, как случайные детские каракули на обоях или истершийся лак на паркете. И во-вторых, очень желательно привлекать к работе только профессиональных строителей, специалистов высокой квалификации, в идеальном случае — сотрудников крупных респектабельных фирм. Помимо того, что сами материалы довольно дорогостоящи, фирмы-производители качественных моделей современных потолочных конструкций подчеркивают, что отличный результат может быть гарантирован только при соблюдении всех технологических требований в процессе установки. А для этого необходимы специальные знания и опыт, который не может заменить ни одна, даже самая подробная, книга. Поэтому и данное издание представляет собой не практическое руководство, а скорее информационный сборник, в котором подробно описаны различные конструкции существующих потолочных покрытий, методика и последовательность работ по их выполнению. Информация, собранная в этой книге, призвана помочь читателю сравнить различные виды потолочных покрытий и четко определить, какого типа потолок больше всего подойдет для каждого помещения квартиры.

В заключение хочется напомнить, что хотя изложенной в книге информацией автор обязан внимательному изучению новейших журналов и справочных изданий последних лет, но наука и техника постоянно идут вперед. Возникают новые идеи, предлагаются все новые и новые интересные разработки. Так что читателю, предпочитающему всегда получать только самую последнюю информацию, следует продолжать внимательно следить за новинками в специализированных салонах, а также изучать свежие журналы и книги по данной тематике, постоянно появляющиеся на рынке.



Читать далее:
Установка натяжного потолка
Материалы для изготовления натяжных потолков
Пленочные потолки Bio-Pruf
Потолок натяжной
Последовательность монтажа подвесных потолков
Потолки из пластика
Специальные подвесные потолки
Деревянные подвесные потолки
Подвесные потолки из гипсовых плит и гипсокартона
Металлические потолки



Ваш отзыв


 



Главная