ГлавнаяСтатьи

Искусство маляра по окраске потолка

Окрашивают потолок обычно до того, как производится ремонт пола и стен, чтобы случайные капли краски не испортили их отделку. При этом очень важна аккуратность и тщательность, даже если при этом снижается темп работы.

Профессиональные маляры считают, что скоростных методов при окраске вообще желательно избегать, иначе это неминуемо отразится на качестве.
Старинный способ отделки потолочной поверхности — это, конечно, же побелка с использованием хорошо известного «домашнего» средства — смеси из мела, синьки, клея, мыла и воды. Этим нехитрым рецептом пользовались, наверное, еще бабушки многих наших современников. Некоторые домашние мастера, предпочитающие пользоваться, проверенными материалами, и по сей день обрабатывают потолки побелкой. Однако у этого способа есть существенный недостаток: побелка недолговечна, выцветает от солнечных лучей и боится воды. Более прочной и долговечной будет отделка современными материалами, специально предназначенными для работы с потолком, — красками на водной основе. Такая краска создаст прочное и надежное белоснежное покрытие, которое допускает, кроме того, влажную уборку. Наносят краску валиком, кистью или пульверизатором.

Чтобы работать было удобнее, можно соорудить специальные подмостки, которые должны быть очень устойчивы и прочны, их поверхность не должна быть скользкой. В крайнем случае в качестве подмостков можно использовать обычные стол или стул. На рисунке изображены подмостки, используемые профессиональными малярами.

Если в помещении находится мебель, закончена отделка пола и стен, работа под потолком потребует большей аккуратности. Чтобы защитить мебель и пол от попадания краски, их рекомендуется закрыть большими кусками пленки, ткани или просто газетами большого формата. Использование хлопчатобумажной ткани для защиты пола и предметов обстановки более предпочтительно: ее легко стирать и она не скользит. Пленка же при попадании на нее краски или воды становится скользкой, а это небезопасно. С другой стороны, пластиковое покрывало, в отличие от ткани, не пропускает влагу.

Толщина пленки, которую представляет собой слой краски, зачастую составляет всего лишь долю миллиметра, но она должна быть очень пластичной и прочной, чтобы защищать поверхность от переносимых воздухом химических элементов и пыли.

Пористые поверхности, которые нелегко окрасить, а тем более покрыть эмалью (штукатурка, дерево и его производные, цемент, камень, кирпич), сначала необходимо покрыть слоем грунтовки-закрепителя, придающей поверхности необходимую плотность, чтобы краска не впитывалась.

Перед тем как начинать работать кистью, ее нужно некоторое время подержать в воде (около часа), чтобы размягчить щетину. Дело в том, что сухой волос оставляет заметные следы на поверхности. Эти следы существенно снижают качество отделки. Выдерживание кисти в воде перед работой целесообразно еще и потому, что мокрый волос, увеличиваясь в объеме, делает кисть более плотной и снижает вероятность выпадения щетины во время работы.

После того как кисть хорошо намокла, ее нужно просушить. Если есть возможность, то очень желательно непосредственно перед окраской потолка некоторое время поработать смоченной в краске кистью на грубой поверхности — бетонной или кирпичной, чтобы стерлись отдельные выступающие волоски, оставляющие полосы на окрашенной поверхности.

Некоторые домашние умельцы при работе с кистью обжигают ее кончик для выравнивания волоса. Однако профессиональные маляры утверждают, что так можно поступать только с кистями из чистого конского волоса. Обжигать кисти из щетины не рекомендуется, поскольку при этом может пострадать наиболее ценная часть щетины, так называемые «флажки».

Как уже говорилось, во время работы кисть рекомендуется поворачивать вокруг своей оси (так же, как и ; во время грунтования). В противном случае кисть будет изнашиваться неравномерно и быстро образует так называемую «лопатку» (так называют щетину, сточенную с одного края).

Перед применением краска должна быть хорошо размешана. Если на поверхности жидкости в банке образовалась толстая пленка засохшей краски, ее не следует прорывать: этот слой не растворяется, а попытки смешать его с остальной краской приведут только к появлению комочков. Нужно осторожно отделить лопаткой пленку от стенок банки, процедить краску через фильтр (марлю, частое сито, старый чулок) в другую емкость и тщательно перемешать.

Вообще, краску рекомендуется перемешивать при каждом опускании кисти в емкость, чтобы предупредить образование осадка.

Чистота окрашиваемой поверхности во многом зависит от нажима на кисть и толщины наносимого слоя краски. Если на кисть нажимать слабо, то краска ложится в виде узких полос, часто толстым, грубым слоем. При этом остаются пропуски. От сильного нажима на кисть краска стекает с нее, образуя потеки, но в то же время под кистью остается более тонкий, легко растушевываемый слой краски. Поэтому целесообразно, приставив к поверхности кисть, нажимать на нее сначала несильно, однако по мере расходования краски постепенно увеличивать нажим и хорошо растушевывать краску.

Можно сделать валик из тряпки или поролона и укрепить его на ручке на 30-50 мм ниже кисти, чтобы предупредить стекание по ней краски.

Излишки краски слегка отжимают о край посуды, предупреждая стекание краски на пол. При окрашивании кисть рекомендуется держать перпендикулярно к поверхности или под небольшим углом, делая при этом равномерные взмахи и покрывая поверхность длинными широкими полосами – штрихами краски, которые хорошо растушевывают, чтобы не оставалось грубых полос. На рисунке схематически изображены приемы работы разными кистями.

Окрашенная поверхность должна быть совершенно гладкой. В этом существенную роль играет направление штрихов краски. Их следует перекрещивать под прямым углом.

На время небольших перерывов в работе волос кисти помещают в ведро с водой или разбавителем (можно даже оставлять кисть в рабочей краске). Но делать это нужно так, чтобы кисть не касалась волосом дна емкости, иначе она будет деформироваться.

Внимание! Кисти в деревянной оправе нельзя оставлять в воде на долгое время, поскольку это может их испортить.

Кисть в краску опускают примерно на треть длины щетины и, вынимая, слегка постукивают муфтой о бортик емкости, чтобы стряхнуть лишнюю краску. Вытирать кисть о бортик не нужно, чтобы не удалить слишком много краски; не следует также погружать кисть слишком глубоко в краску, чтобы лишняя краска не стекала по рукоятке. Мазок начинают, наклонив плоскую часть кисти близко к поверхности и по мере продвижения кисти постепенно увеличивая угол наклона. Начальные мазки направляют вверх и затем продолжают вниз по тому же участку или, если один мазок хорошо покрыл поверхность, по участку слева или справа от только что покрашенного. Кисть должна оставить тонкий ровный слой краски, который сольется с основным свежим слоем.

Некоторые любители малярного искусства при побелке потолка советуют надевать на кисть в несколько слоев... старый капроновый чулок. Выглядит такой «инструмент» немного забавно, однако с использованием его белильный раствор ложится более тонким и ровным слоем. Для большего удобства можно удлинить ручку кисти, надев на нее подходящую по диаметру алюминиевую трубку.

Существуют и другие интересные находки домашних умельцев. Например, один смекалистый мастер-любитель придумал освежать покрытие потолка с помощью тоненького кусочка поролона (толщиной примерно 1,5-2 мм), привязанного к... конической насадке пылесоса.

После окончания работы кисти нужно обязательно тщательно промывать. Для этого используют скипидар, уайт-спирит или керосин, а затем кисть моют в мыльной пене, пока вода не станет прозрачной. Для того чтобы отмыть кисть от клеевой краски, достаточно просто горячей воды. На время хранения волоски кисти можно слегка обернуть марлей, чтобы они не расходились.

Особенно тщательно мастера советуют ухаживать за кистями-торцовками и флейцами: их рекомендуется мыть не только после каждого дня работы, но даже на время перерыва. Кстати, масляная краска в банке дольше не засохнет, если положить на ее поверхность плотную бумагу, а сверху залить олифой или машинным маслом.

Кисть обычно используют для небольших пограничных участков, а большую площадь окрашивают валиком. Лучше всего окрашивать поверхность дважды, перекрестными мазками. Так красочный слой получится более равномерным, а следы валика не будут видны.

Для удобства работы можно использовать специальную емкость для валика — маленький плоский поддон с бортиками, в котором валик удобно прокатывать, пропитывая краской. Краску наливают примерно до половины емкости.

А чтобы краска не капала с валика, можно непосредственно под ним укрепить небольшой поддон. Этот поддон можно сделать, кстати, из подручных материалов — жести или пластмассы (например, от использованной канистры).

Пропитывать валик краской нужно умеренно, чтобы не создавать неровный слой. Окрашивать потолок, как правило, начинают примерно в метре от угла, ведя валиком по направлению к углу. Первое движение валиком должно быть «от себя». Можно начать с того, что распределить по потолку обильный слой краски. Для этого, не отрывая валика от поверхности, на потолке рисуют зигзагообразную линию (напоминающую букву «W»), а затем заполняют промежутки.
Работают валиком с равномерным нажимом, не отрывая от поверхности и делая движения крест-накрест. По мере расходования краски сила нажима на валик увеличивается.

Краска должна быть тщательно растушевана, поэтому рекомендуется прокатывать валиком по одному и тому же месту несколько раз так, чтобы полосы краски накладывались друг на друга и перекрывали соседние на 4-5 мм.

Специалисты советуют класть отечественную краску не менее чем тремя слоями, импортную — двумя, выдерживая время для просушки каждого слоя, которое обычно указывается на упаковке краски.

Специалисты также рекомендуют строго выдерживать определенные в инструкции промежутки времени, необходимые для высыхания красочного слоя: это обязательное условие для получения прочной и красивой поверхности. Дело в том, что, высыхая, краска проходит несколько «стадий» — от состояния «до отлипа», как выражаются маляры, когда красочный слои еще сохраняет пластичность, но к нему уже не прилипает пыль, и до полного высыхания, когда краска окончательно полимеризуется и покрытие становится твердым. Эти этапы учитываются производителем при указании временного промежутка между нанесением последующих слоев краски.

Для того чтобы предохранить рукава одежды от попадания краски, можно изготовить нарукавники из обычных целлофановых пакетов, отрезав у них дно. На руки рекомендуется надеть резиновые перчатки.

Пятна от водоэмульсионной краски смываются уксусом, а очистить руки от масляной краски можно, натерев их растительных маслом, а затем вымыв теплой водой с мылом.

При работе валиком удобно пользоваться сеткой, натянутой на рамку размером 200×300 мм и помещенной в ванночку или просто в старое чистое ведро. Эта сетка служит для отжимания избытка краски, чтобы не было потеков. Сетку можно заменить куском обычной кровельной стали или жести с пробитыми в нем частыми отверстиями, который устанавливается в емкость шероховатостями вниз, или просто фанеркой или тонкой дощечкой, в которой в шахматном порядке (через 2-5 мм) просверливают несколько отверстий диаметром 12-15 мм. Такие приспособления изображены на следующих рисунках.

При окрашивании потолка валиком окунают валик в краску, отжима-, ют ее излишки, проводя им по сетке, подносят к поверхности и с нажимом ведут его в нужном направлении.

Краску наносят в 2-3 приема, тщательно просушивая каждый слой.

Для нанесения побелки можно также воспользоваться пульверизатором, позволяющим наносить покрытие тонким и ровным слоем. Окрасочный состав процеживают через частое сито или марлю и наполняют им банку для работы не больше чем на три четверти ее объема. Оптимальная длина струи распыляемой краски должна быть в пределах 40-70 см.

Осуществлять побелку пульверизатором удобно, стоя на подмостках и держа пульверизатор на одинаковом расстоянии от поверхности. Работают, передвигая его плавными кругообразными движениями. Чтобы не перенасытить поверхность краской, не рекомендуется долго задерживать пульверизатор на одном месте. Определить предел насыщения поверхности краской можно по появлению на окрашиваемом участке глянцевого оттенка вместо матового.
Профессиональные маляры используют для окраски потолков водными составами специальные краскопульты — электрические или ручные, а также краскораспылители.



Читать далее:
Установка натяжного потолка
Материалы для изготовления натяжных потолков
Пленочные потолки Bio-Pruf
Потолок натяжной
Последовательность монтажа подвесных потолков
Потолки из пластика
Специальные подвесные потолки
Деревянные подвесные потолки
Подвесные потолки из гипсовых плит и гипсокартона
Металлические потолки



Ваш отзыв