ГлавнаяСтатьи

Грунтовки и под известковую окраску

Грунтовка на известковом тесте с солью (состав № 1). На 10 л состава: 2,5 кг известкового жирного теста, 50—100 г поваренной соли. (Вместо соли можно взять 200 г алюмокалиевых квасцов.)

В 5 л холодной воды тщательно размешивают известковое тесто. В 2 л воды (лучше кипящей) растворяют соль или квасцы и вливают тонкой струйкой в разведенное известковое тесто, тщательно перемешивают и разбавляют водой до объема 10 л. Приготовленную грунтовку следует процедить через сито с отверстиями сечением не более 1×1 мм. Соль и квасцы закрепляют известь, и окраска не отмели-вается (не пачкает).

Лучшие по качеству грунтовки приготовляют на извести-кипелке или известковом тесте с добавлением мыла и олифы. Такие грунтовки называют мыловаром. Мыловар пригоден как под известковую, так и под клеевую окраски.

Грунтовка мыловар на извести-кипелке (состав № 2). На 10 л состава: 1—2 кг извести-кипелки (комовой негашеной), 200 г хозяйственного мыла 40%-го, 100 г олифы.

Мыло нарезают мелкими стружками и растворяют в 2—3 л кипящей воды. В горячую мыльную воду тонкой струей добавляют олифу, тщательно перемещивают до получения однородной мыльно-масляной жидкости без заметных слоев олифы. В 5 л воды гасят известь и во время ее кИпения (гашения) постепенно, помешивая, вливают в нее мыльно-масляную жидкость и тщательно все перемешивают до получения однородного состава. Доливают воду до объема 10 л и процеживют через си-го. У приготовленной грунтовки на поверхности не должны плавать капли масла.

Грунтовка мыловар на известковом тесте (состав № 3). На 10 л состава: 2—3 кг известкового теста (жирного), 200 г хозяйственного мыла 40%-го, 100 г олифы.
В 2—3 л кипящей воды растворяют мыло. В горячую мыльную воду вливают тонкой струей олифу, тщательно перемешивая. Полученную мыльно-масляную жидкость медленно вливают в известковое тесто, тщательно перемешивают, разбавляют водой до объема 10 л и процеживают через частое сито.
Грунтовка мыловар на извести-кипелке по качеству лучше.

Если поверхности сильно закопчены (пожелтели), то мыловар приготовляют по любому из рецептов, увеличивая количество мыла до 400 г, олифы до 300—400 г на 10 л состава. Грунтовка мыловар пригодна как под известковые, так и под клеевые окраски. Однако в окрасочных составах приходится применять щелочестойкие пигменты.

Для клеевых окрасок лучше приготовить купоросную или квасцовую грунтовку.

Грунтовки под к л е-е чту ю окраску (состав № 4). Купоросная грунтовка под клеевую окраску. На 10 л состава: 100—150 г медного купороса, 250 г хозяйственного мыла 40%-го, 200 г сухого животного клея, 25—30 г олифы, 2—3 кг мела.

В 3 л кипящей воды растворяют медный купорос, тщательно его перемешивая. В 2 л воды варят клей. Мыло также растворяют в 2 л воды в отдельной посуде, вливают его в клей и все тщательно перемешивают.

В горячую мыльно-клеевую жидкость при перемешивании тонкой струей вливают олифу, получая эмульсию. В эмульсию при постоянном перемешивании вливают тонкой струей раствор медного купороса (не наоборот!). После остывания полученной жидкости в нее добавляют мел и доливают водой до объема 10 л. Получается однородная зеленовато-голубоватая жидкость. Грунтовку процеживают через частое медное сито или марлю и сливают для хранения.

Квасцовая грунтовка под клеевую окраску (состав № 5). На 10 л состава: 150 г алюмокалиевых квасцов, 200 г хозяйственного мыла 40%-го, 200 г твердого животного клея, 25—30 г олифы, 2—3 кг мела.

В 3 л кипящей воды растворяют квасцы. Отдельно, в 2 л кипящей воды, растворяют клей. Мыло лучше также растворить отдельно в 2 л кипящей воды. В раствор клея вливают раствор мыла, перемешивают и добавляют при перемешивании олифу. В полученную мыльно-клеевую масляную эмульсию при постоянном перемешивании вливают раствор квасцов, остужают, всыпают просеянный мел и разбавляют водой до указанного объема. Грунтовку процеживают через частое сито и сливают для хранения.

Если поверхности сильно закопчены и их приходится огрунтовы-вать не один, а два-три раза, первую огрунтовку выполняют крепким горячим составом с температурой 70…80°С. Вторую огрунтовку выполняют несколько более слабым теплым составом (40…50СС). Третью огрунтовку выполняют самым слабым составом, слегка тепловатым или холодным. Снижение температуры необходимо для того, чтобы каждая последующая грунтовка не могла расплавить ранее нанесенную. Каждый новый слой наносят по хорошо высохшему (не менее суток) предыдущему.

Часто спрашивают, а можно ли грунтовать составом без мела? Можно, но окрашивать тогда приходится два-три раза, так как укрыть окрасочным составом за один раз темно-зеленую грунтовку практически невозможно. В первую грунтовку добавляют 1 кг мела, во вторую — 2—2,5, в третью — 3—4 кг на 10 л воды. При этом первая окраска должна быть выполнена хорошо заклеенным составом, вторая — заклеенным слабее (т. е. содержащим меньше мела), а третья — нормально заклеенным.

Мел вводят только просеянный через частое сито. Однако готовую грунтовку все же следует процедить через сито или марлю, чтобы в ней не оказалось нерасплавленных кусочков мыла или клея.

Олифу добавляют в грунтовки для придания эластичности образующейся пленке. Увеличение количества олифы вдвое против указанного в рецепте улучшает качество грунтовки. (Однако дальнейшее увеличение количества олифы нежелательно, так как к ней будет плохо прилипать окрасочный состав.) Вливать мыло в купорос без олифы нельзя, потому что мыло в нем свертывается.

Грунтовки разной крепости получают за счет увеличения или уменьшения либо количества воды против указанного в рецепте, либо количества купороса, квасцов и мела. Груи. товка должна быть израсходована за срок не более 2 сут. Свежеприготовленная грунтовка самая лучшая.

Грунтовки под масляную окраску. Дляогрунтовки поверхности под масляную окраску используют олифу в чистом виде или с добавкой небольшого количества пигментов или тертой краски. Чем выше качество олифы, тем выше качество огрунтовки и тем лучше сцепляется с нею краска. Пигменты или краску добавляют в олифу для того, чтобы во время работы видеть оставленные пропуски и вовремя их исправлять. Пигмент или краску (лучше всего охру, сурик, мумию) берут в количестве до 10% массы олифы. Чтобы олифа глубже проникала в деревянные и оштукатуренные поверхности, ее подогревают, добавляют пигменты и олифят за один-два раза. Второй слой наносят только по хорошо высохшему первому.

Состав для проолифки (состав № 6): олифа (лучше натуральная) — 1000 г, пигмент или тертая краска (охра, сурик, мумия) — 50—100 г.
Пигменты или тертые краски добавляют в олифу и тщательно перемешивают.

Выполняя улучшенную или высококачественную окраску, поверхности сначала грунтуют, шпатлюют, затем перед окраской тщательно олифят. Лучше выполнить не проолифку, а огрунтовку жидкой краской такого же цвета, что и основной состав.

Состав для огрунтовки (состав № 7): натуральная олифа — 1000 г, густотертая масляная краска — 600—1200 г.

Олифу вливают в краску, все тщательно перемешивают и процеживают через частое сито.

Подмазочные пасты применяются для заделки трещин, выбоин и других мелких неровностей на поверхности. Пасты наносят шпателем, разравнивают, после сушки зачищают и приступают к огрунтовке.

Подмазочные пасты под клеевую окраску. Гипсомеловая паста на клею (состав № 8): гипс — 1 кг, мел — 2—3 кг, 2— 5%-ный раствор клея — до рабочей густоты.

Гипс и мел перемешивают между собой. В противень наливают раствор клея, при помешивании высыпают туда тонкой струей гипсомело-вую смесь, и все тщательно перемешивают до однородного состояния. Густота пасты регулируется добавкой смеси или клеевого раствора.

Купоросная паста (состав № 9): гипс — 1 кг, мел — 2 кг, эмульсия — до рабочей густоты.

Для приготовления эмульсии берут 1 л купоросной грунтовки, добавляют в нее 150 г 10%-ного раствора клея и все перемешивают. Эмульсию наливают в противень, высыпают туда тонкой струей гип-совомеловую смесь, тщательно все перемешивая до однородного состояния.

Подмазочные пасты под масляную окраску. Масляно-клеевая паста (состав № 10): олифа — 1 кг, 10%-ный раствор столярного клея 100 г, мел (до рабочей густоты) — 2,5—3 кг.

В приготовленный горячий клеевой раствор при тщательном перемешивании вливают тонкой струей алифу. Полученную эмульсию наливают в противень, всыпают туда тонкой струей мел, тщательно все перемешивая. Густоту регулируют добавкой мела или эмульсии.

Лаковая паста (состав № 11): по-Дмазочный лак — 1 кг, 10%-ный раствор столярного клея — 100 г, мел (до рабочей густоты) — 2,5—3 кг.
Лак смешивают с раствором столярного клея, получая эмульсию. На этой эмульсии замешивают мел с тщательным перемешиванием до однородной тестообразной массы.

Шпатлевки. Поверхности, подвергаемые окраске, не всегда бывают гладкими и их приходится исправлять шпатлеванием. При высококачественной окраске шпатлевание выполняют за два-три раза.

Под разные виды окраски применяют свои шпатлевки. Мел для шпатлевок должен быть сухим и тонким, просеянным через частое сито.

Шпатлевки должны иметь консистенцию рыхлого теста. Густые шпатлевки трудно разравнивать.

Шпатлевки под клеевую окраску. Клеевая шпатлевка (состав № 12): 10%-ный раствор клея — 1 кг, олифа — 25 г, мел (до рабочей густоты) — около 2,5 кг.
В горячий клеевой раствор добавляют олифу и перемешивают до получения однородной эмульсии. На этой эмульсии затворяют мел до получения шпатлевки требуемой густоты. Олифу вводят для того, чтобы шпатлевка была прочной, медленнее сохла, легче наносилась и разравнивалась по поверхности.

Клеевая шпатлевка с мылом (состав № 13): 10%-ный раствор клея — 1 кг, олифа — 25 г, мыло —15 г, мел (до рабочей густоты) — до 2,5 кг.

Готовят по отдельности клеевой и мыльный растворы, затем все смешивают. Можно поступить и так: нарезать мыло тонкими стружками, положить в горячий клеевой раствор и перемешивать до тех пор, пока мыло полностью не разойдется и не получится однородная эмульсия. В горячую эмульсию вливают тонкой струей олифу, тщательно перемешивая до тех пор, пока не получится однородная мыльно-мас-ляно-клеевая эмульсия. На этой эмульсии замешивают мел. Мыло облегчает разравнивание шпатлевки по поверхности.

Шпатлевка на растительном клее (состав № 14): 5%-ный клеевой раствор — 1 кг, олифа (лучше натуральная) — 30 г, мел (до рабочей густоты) — около 2,5 кг.
Из муки или крахмала готовят 5%-ный клейстер; в горячий клейстер вливают тонкой струей олифу, тщательно перемешивая. В полученную эмульсию добавляют мел и также все тщательно перемешивают.

Клеевая шпатлевка с грунтовкой (состав № 15): 10%-ный раствор клея — 150 г, купоросная или квасцовая грунтовка — 900—1000 г, мел (до рабочей густоты) — около 2,5 кг.

Купоросную грунтовку смешивают с клеевым раствором. На полученном растворе замешивают мел.

Шпатлевки под масляную окраску. Полумасляная шпатлевка на натуральной олифе (состав № 16): натуральная олифа — 1 кг, растворитель (скипидар или лаковый керосин) — 250 г, сиккатив — 50 г, жидкое мыло — 20 г, 10%-ный раствор клея — 200 г, мел (до рабочей густоты) — около 2,5 кг.

Мыло строгают тонкими стружками, кладут в горячий клеевой раствор и тщательно перемешивают. Можно мыло отдельно растворить в небольшом количестве воды, влить в клеевой раствор и перемешать. В полученный мыльно-клеевой раствор тонкой струей при тщательном перемешивании вливают сначала олифу, затем растворитель и сиккатив. В полученную эмульсию постепенно вводят мел при тщательном перемешивании.

Полумасляная шпатлевка на олифе-оксоли (состав № 17): олифа-оксоль — 1 кг, сиккатив — 50 г, жидкое мыло — 20 г, 10%-ный раствор клея — 200 г, мел (до рабочей густоты) — около 2500 г. Приготовляют, как и состав № 16.

Масляная шпатлевка (состав № 18): натуральная олифа — 1 кг, сиккатив — 100 г, мел (до рабочей густоты) — около 2,5 кг.

Олифу смешивают с сиккативом, получая эмульсию, в которую добавляют мел, и все перемешивают. Эта шпатлевка высыхает медленно, но имеет повышенную прочность. Применять ее следует при подготовке полов, оконных переплетов, подоконников, наружных дверей и других поверхностей, подверженных воздействию влаги.



Читать далее:
Окрашивание поверхности известковыми составами
Различные малярные составы
Подмазки под масляную окраску
Подмазки под клеевую окраску
Проолифка и грунтовка под масляную окраску
Грунтовки под клеевую окраску
Грунтовки под известковую окраску
Приготовление различных огрунтовочных составов
Вспомогательные материалы для малярных работ
Растворители и разбавители для малярных работ



Ваш отзыв