ГлавнаяСтатьи

Фреска

Термин «фреска» происходит от итальянского выражения «a fresco» — письмо по сырому, еще свежему известковому грунту красками (пигментами), разведенными водой или краской. И сразу вспоминаются имена выдающихся мастеров фрески Рафаэля, Микеланджело, Андрея Рублева. Ведь это благодаря им и еще многим другим, чьи имена затерялись в веках и тысячелетиях, древнее искусство дошло до наших дней.

Прошли столетия, десятки столетий, но все так же насыщены солнцем, ярки, неповторимы краски настенных росписей Кносского дворца на Крите, все так же излучают мощную энергетику фрески эпохи Возрождения, эпохи, когда забота об убранстве дома, коллекционирование произведений искусства почитались достойным занятием. Все так же величественны, звенящи своей глубиной фрески соборов Киевской Руси, впитавшие в себя византийскую традицию. Причудливо-утонченно настенное убранство особняков времен модерна, уносящее нас в мир грез...

История фрески имеет «седую бороду» и известна, предположительно, еще со II тыс. до н. э. Есть сведения, что этот вид росписи использовали еще в эгейском искусстве. В наше время фреской стали называть практически любую стенную роспись, выполненную масляными, акриловыми, темперными красками по различным основам. Термин «фреска» стал расхожим и зачастую обозначает стенную живопись вообще. Истинное значение этого слова постепенно забывается, как забывается и сама технология работы.

А между тем во все времена, начиная с античности, фреской называлась работа водяными красками (без связующего) по свеженанесенному штукатурному грунту.

В свое время фреска была очень востребованной техникой живописи. Во многом способствовала этому доступность исходных материалов (извести, речного песка, керамической крошки), а также долговечность фресковой живописи. Ведь по замыслу древних строителей срок «жизни» фрески должен быть равным амортизационным срокам службы сооружений, ограждающие конструкции коих послужили основанием для фрески. И для того чтобы фреска радовала не только нас, но и наших потомков, мастер, пишущий фрески, должен придерживаться как соблюдения техники росписи, так и повышенных требований к качеству оснований и их подготовке, к составам и компонентам штукатурных растворов и технике их нанесения, к обработке поверхности верхнего штукатурного слоя, ще-лочестойкости, светостойкости и дисперсности пигментов.

Правильно выполненная фресковая роспись не разрушается, подобно темперной или масляной, ее не надо время от времени подновлять и переписывать, труд художника-иконописца не рассыпется от ветхости спустя 10-20 лет, но сохраняется столетия и тысячелетия. Пример тому — росписи катакомб, фресковые ансамбли церквей Греции, Италии, Франции, Германии, России и других стран. Однако при этом стоит помнить, что фрески чувствительны к окружающим условиям и лучше всего они способны сохраниться только в сухом и теплом климате, как, например, в Италии.

Нужно учитывать также и то, что фреска — это очень трудоёмкий вид живописи, требующий величайшего творческого напряжения, мастерства и, главное, — быстроты и точности в работе. Технология создания фресковых росписей как никакая другая технология художественного творчества буквально диктует мастеру, что, когда и как ему нужно делать. Особое внимание обращается на под-

бор состава известковых штукатурок, качество материалов, входящих в штукатурку, по которой исполняется фреска.

Так, первейшим условием качественной работы в технике фрески является хорошо приготовленная известь, являющаяся основой штукатурного грунта, который наносят на кирпичные, каменные поверхности при соблюдении следующих условий: – кирпичные поверхности не должны выделять солей, кладка выполняется обычно на известковых или смешанных растворах; – бетонные поверхности из обычных портландцемен-тов без специальной их подготовки непригодны для использования под фресковую роспись из-за известковых солей, выделяемых во время твердения из цементных растворов. Непригодны и поверхности из шлакобетона, содержащие сернистые соединения. В этих случаях делают защитную облицовку с укладкой керамических пористых плит с водонепроницаемой изоляцией или воздушной прослойкой между плитами и бетоном или же отделением штукатурки от бетона с нанесением ее на металлическую сетку, закрепленную на каркасе, с обязательным образованием воздушной прослойки толщиной 2-3 см между бетоном и штукатуркой; – поверхности из природного камня — неплотного известняка, туфа и песчаника — лучшие основания для фрески, но и они перед оштукатуриванием должны быть обработаны бучардой для более прочного сцепления со штукатуркой...

Для оштукатуривания под фреску применяют известковые растворы с использованием воздушной строительной извести первого сорта с содержанием оксида магния не выше 3%. Гашеную известь в тесто добавляют только после годичного ее выдерживания, а известь-пушонку после смешивания с водой до тестообразного состояния выдерживают не менее двух недель. Для особо ответственной монументальной фресковой живописи рекомендуется использовать наиболее чистые разновидности извести, получаемые обжигом белого мрамора с содержанием углекислого кальция около 99%. Наполнителем для раствора служит промытый речной песок различного зернового состава в зависимости от назначения раствора.

Кроме этого, в качестве наполнителей может служить кварцевый песок, порошок известняка, дробленый кирпич или керамика, иногда в состав грунта включают органические добавки, например, солому, лен, пеньку и т. п. Наполнители предохраняют штукатурку, которая накладывается, как правило, в несколько слоев, от растрескивания.

Раствор для нижнего слоя грунта (части по объему): известь-тесто (влажностью 55%) — 1, речной песок — 3. Способ приготовления. В растворосмеситель загружают известь-тесто, вливают воду и во время перемешивания вводят песок. Перемешивают состав до однородного состояния. Приготовленный состав допускается хранить не более 2-3 суток, защищая его от высыхания.

Раствор для верхнего накрывочного слоя (части по объему): известь-тесто (влажность 55%) — 1, кварцевый песок или мраморный песок — 2-2,25.

Способ приготовления. Раствор готовят также как и предыдущий состав.

Примечание.

1. В случае применения высокосортной жирной извести из мрамора количество наполнителя может быть увеличено по составу предыдущего раствора до 3,5 части, а по составу этого раствора до 2,5 части.

2. При использовании для верхнего слоя в качестве наполнителя мраморной пудры раствор готовят в соотношении 1:1,5 или 1:1.

Вместо мраморного песка можно применять чистый кварцевый песок равномерной зернистости с размером зерен до 0,3 мм. Для получения очень гладкого лицевого слоя используют мраморную пудру, просеянную через сито с 900-1600 отв./см2.

Штукатурные растворы готовят с различным соотношением извести и наполнителя в зависимости от зернового состава песка и назначения раствора.

Очищенную от грязи и пыли поверхность накануне производства работ обильно смачивают. Смачивание повторяют за 1-1,5 ч до начала работ.

Первоначально на поверхность набрасывают обрызг толщиной не более 5 мм каждый. Число слоев зависит от гладкости поверхности. Каждый слой разравнивают полутёрком. Последующий слой наносят после подсыхания (побеления) предыдущего.

Выровненный последний слой грунта процарапывают волнистыми горизонтальными линиями глубиной 2 мм с расстоянием между ними 30 мм. Штукатурный грунт выдерживают 12 дней, смачивая его водой 2-3 раза в день, а в жаркую погоду, кроме того, прикрывают влажными рогожами или мешковиной.

Лицевой слой штукатурки наносят общей толщиной 10-12 мм, наращивая в 2-3 приема с толщиной каждого слоя около 5 мм. При применении для лицевого слоя растворов с мраморной пудрой общая толщина слоя дож-на быть 2-3 мм.

Не менее важным условием успешной росписи является и нанесение краски на мокрую штукатурку в тот короткий промежуток времени, пока раствор еще не «схватился» и свободно впитывает ее. Такой раствор художники-монументалисты называют «спелым». Писать по нему нужно легко и свободно, а главное — как только ход кисти теряет плавность, и краска перестаёт впитываться, надо заканчивать работу.

Таким образом, с одной стороны, эта техника не терпит спешки, а, наоборот, требует погруженности и сосредоточенности, полного внимания к себе хотя бы потому, что необходимо постоянно следить за поверхностью стены. С другой же стороны, главное условие фрески — как уже упоминалось выше, писать по сырому — не дает возможности и медлить. По крайней мере, совершенно очевидно то, что ни в коем случае нельзя одновременно работать над большими площадями.

Художник должен воплотить свой замысел в материале быстро, ловя считанные мгновения. Ибо специфика работы состоит в том, что писать фреску можно только на втором слое и всего в течение 6-12 часов, пока он остается сырым. Сырым настолько, чтобы краски не расплывались. Но при этом штукатурка не должна быть и слишком сухой.

В процессе высыхания штукатурки кристаллы извести «прорастают» через слой пигментов, таким образом очень прочно закрепляясь на поверхности стены. Проще говоря, штукатурка и краски становятся единым целым. Этим и объясняется неимоверная долговечность фресок.

Для создания фресок используются материалы только природного происхождения: натуральные красящие вещества, клеи на растительной или животной основе, льняные холсты. Краски, используемые при создании фресок, не вступают в химические соединения с известью. Это натуральные земляные пигменты (охра, умбра); марсы, синий и зеленый кобальт и т. п.; реже краски медного происхождения (голубец и др.); растительные (индиго и баканы), киноварь. Синие и черные краски наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Пигменты должны быть высокого качества, обогащенные отмучиванием и обожженные до выгорания органических примесей. Кроме того, они должны отличаться щелочестойкостью.

Помимо этого, пигменты должны иметь высокую тонкость помола (дисперсность), обеспечивающую полное обволакивание каждой частицы пигмента пленкой гидрата оксида кальция с последующим образованием сплошной пленки углекислой извести. До этого пигменты просеивают через сито № 0,071 и 0,06 с 6400 и 10000 отв./см2 соответственно.

Красочные составы для фресковой живописи готовят, перетирая на чистой воде необходимые пигменты в примерном соотношении 1:3 (пигмент:вода). Внешний признак рабочей консистенции — стекание с приподнятой кисти 1-2 капель. Пигменты для составов предварительно смешивают в сухом виде, точно подбирая по массе, ведя запись цветных компонентов и подбирая такое количество сухих смесей, которого должно хватить на всю работу. Одновременно уточняют количество воды для различных цветных примесей. Сухую пигментную смесь с водой смешивают из расчета однодневного использования, при этом заготовляют красочные составы всех требуемых на данный день цветов. Такая подготовка обеспечивает непрерывность работы в течение всего дня. Готовые красочные составы хранят в чашках из фарфора. Затирают пигменты водой с курантом на мраморной доске.

При фресковой росписи применяют кисти только с мягким волосом, так как кисти с жестким волосом разрушают свежую штукатурку, смешивая красочные составы с раствором накрывочного слоя, изменяя цвет. Для промывания кистей во время работы необходимо иметь посуду с чистой водой.

Некоторые пигменты, такие как охра красная, шун-гит, гематит, практически совсем не изменяют цвет, такие же краски, как лазурит, глауканит и др., при высыхании очень сильно светлеют. Поэтому мастер должен учитывать особенности работы с каждым пигментом и предвидеть конечный результат. Нужно помнить также, что тускнеет цвет и при использовании большого количества красочных слоев.

На странице 16 приводится таблица, с помощью которой мастер-альфрейщик2 сможет найти нужный оттенок при смешивании пигментов.

Выбор цвета, декоративная колеровка потолка и стен в интерьере — ремесло не менее древнее, чем искусство росписи. Более того, в их основе лежит сходство технических приемов, одни и те же материалы. Приступая к работе, художник непременно должен решить вопрос цветовой гаммы стен. Пренебрежение этим вопросом чревато потерей ценности панно. Главными критериями при выборе колера, как правило, являются стилистические установки архитектора, назначение помещения, степень его естественной освещенности, размеры, соотнесенность со смежными комнатами и прочими помещениями. Приемов, позволяющих разнообразно обыграть приятные особенности архитектуры или, наоборот, замаскировать некоторые ее недостатки, великое множество. И только от мастерства художника зависит, насколько они будут совершенны. В помещениях, куда не проникает естественный свет, решить проблему восприятия пространства только лишь путем подбора цвета стен и потолка нельзя, здесь необходимо позаботиться о правильной организации искусственного освещения.

Выполнению росписи предшествует ряд подготовительных работ. После того как решена окончательная композиция росписи и выполнен ее эскиз, делают ряд этюдов в соответствии с эскизом, тщательно изучают детали росписи, которые помогут быстрому исполнению фрески, исключая погрешности.

Затем делают картон — вспомогательный рисунок, точно воспроизводящий задуманную композицию. Картон выполняют в масштабе будущей росписи и в соответствии с ранее выполненным эскизом. Готовый картон устанавливают на место, подготовленное под фресковую роспись, определяют взаимодействие композиции будущей фрески с характером и пропорциями здания, создавая тем самым возможность своевременного внесения тех или иных исправлений. При больших размерах росписи, когда она не может быть выполнена в течение дня, рисунок фрески расчленяют на несколько участков. Членение делают по контурам отдельных деталей композиции, стремясь к тому, чтобы шов был малозаметным, сливался с линиями рисунка.

Контуры расчлененного рисунка переносят на поверхность двумя способами. Когда картон не предполагают сохранить, его разрезают по границам членения на отдельные выкройки, которые и прикладывают по мере надобности к расписываемой поверхности, определяя ежедневные границы росписи и необходимую площадь свежего накрывочного слоя для росписи на следующий день. Если картон необходимо сохранить, с него снимают кальку, перенося на нее линии членения на отдельные участки, а иногда и отдельные линии рисунка. По линиям “членения рисунка делают проколы, и, используя кальку как трафарет для припороха, переносят тампонированием рисунок на поверхность. Для тампонирования3 применяют сухие пигмент ы: порошок угля, охру.

При тщательно приготовленных трафаретах в отдельных случаях можно выполнять и объемные фресковые орнаментальные росписи.

Техника. Накануне росписи, обычно во второй половине дня, необходимый участок грунта, смоченный в течение первой половины дня несколько раз водой, накрывают раствором общей толщиной 10-12 мм, наращивая послойно в 2-3 приема и отделывая верхний слой затиркой. На другой день, проверив прочность поверхности накрывки, приступают к росписи. Как только участок росписи, намеченный на данный день, закончен, приступают к обрезке до грунта излишне наложенного накры-вочного слоя точно по шаблону (выкройке) ножом с коротким и острым лезвием. Отметив по шаблону с некоторым запасом- участок росписи следующего дня, по хорошо смоченному грунту наносят накрывочный слой, избегая повреждения ранее сделанной росписи, и прикрывают его влажной мешковиной.

Таким образом, нужно иметь в виду, что работа живописца должна быть строго согласована с работой штукатура. Надо заштукатурить такую площадь стены, которую успеет покрыть живописью художник до затвердения слоя.

На Руси было принято расписывать храмы в летний период, причем лишь через несколько лет после построения церкви, чтобы стены хорошо просохли. Начинали роспись с верхних частей здания и алтарей. Мастера наносили на стену грунт участком такого размера, который они должны были покрыть живописью в течение дня, пока грунт сырой. Обычно это была одна композиция, чтобы дневной шов — место примыкания следующего участка грунта — пришелся на декоративную рамку, обрамляющую живописную сцену. Как правило, это была площадь 6-9 м2.

Художники наносили грунт, заглаживали его поверхность, размечали вертикальные и горизонтальные линии, уточняя место изображения на стене. Затем делался предварительный эскиз всей композиции, который выполнялся жидкой краской (желтой, красной, коричневой или черной). Иногда основные линии эскиза усиливали графьей.

Затем мастера покрывали нимб и всю голову святого охрой и поверх нее накладывали серовато-зеленый тон. По нему в два приема писали более светлые выпуклые части: сначала светло-желтой краской, затем известковали белилами.

Рисунок лица выполнялся сначала красно-коричневой краской (обводка глаз, носа, бровей), потом темно-зеленой, почти черной. Аналогично писались и одежды: по основному тону (зеленому, розовому, синему) прокладывались широкие полосы пробелов. Тени выполнялись красной краской. Если возникала необходимость, художник прописывал детали и поверх высохшей штукатурки.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что фресковая работа требует от мастера очень высокой квалификации, твердости руки, верного и точного глазомера. Можно говорить о том, что у мастера, пишущего фрески, право на ошибку отсутствует, так как написанное исправить невозможно.

Сама техника письма заставляет прибегать к лаконичному художественному языку и пользоваться традиционными, веками отрабатывавшимися приемами.

В наше время фреска находит широкое применение в художественном оформлении интерьеров и зкстерьеров, позволяя создавать исторические стилизации, обыгрывать пространство согласно единому художественному замыслу. В интерьере она выполняет ту же роль, что и произведения живописи, позволяя решить дизайн помещения в утонченном и изысканном стиле (рис. 1).

Помещения, в которых человек проводит значительную часть жизни, не всегда, к сожалению, такие, о каких он мечтал. Они могут быть как слишком тесными, так и, напротив, громадными и неуютными. Проблему совершенствования пространства для жизни можно легко решить путем использования несложных, но очень эффективных методов оптической коррекции помещения, создания иллюзии изменения размеров комнаты при помощи света, цвета, форм и материалов.

Создание живописных настенных и потолочных «обманок» — это всегда актуальный декораторский прием, традиция, уходящая корнями в античную Грецию и Рим. Безотказно действующее средство, когда необходимо зрительно расширить границы помещения — фреска, которая позволяет, не ломая стен и не снося крышу, создавать желанный интерьер.

Рис. 1. Панно на стене в изголовье в спальне (технология фрески) и роспись на потолке

Рис. 2. Комната, оформленная фресками

Изобретение техники росписи стен в виде «фресок-обманок» исторически приписывают древнеримскому зодчему Северу, прибегавшему к визуальным мистификациям. На фресках изображались «понарошечные», но выглядевшие настоящими гиперреалистические виды ландшафтов. Они воспринимались более чем натурально и вводили в заблуждение всякого их созерцающего. Казалось, что нарисованные дальние дали есть не что иное, как продолжение помещения. И оно не заканчивается стеной, а мчит в виртуальные пространства. Если же не одна, а несколько стен интерьера были пейзажными — возникало ощущение необъятного простора, дающего возможность хотя бы мысленно «разгуляться». Как видно, с тех пор проблема дефицита жилых площадей по-прежнему сопровождает человечество — обман зрения все так же остается популярным. Только теперь и способов побольше, и техники побогаче. Непременное для всех способов условие — вид должен изображать пейзажные дали, способные уводить как можно дальше... Эффектное сочетание предметов реальных и нарисованных может стать главной изюминкой интерьера (рис. 2,3).

Фреска способна полностью преобразить интерьер. С ее помощью стены помещения как бы по мановению волшебной палочки раздвигаются, и появляется возможность не выходя из стен здания очутиться, например, в дивном античном саду, покрытом росой... (рис. 4)

Не менее прекрасно, проснувшись утром, оказаться не в обычной комнате с поднадоевшими обоями, а, скажем, на солнечном морском побережье, где со скал слетают в бушующую морскую пену чайки, а прибрежную зону украшают диковинные растения (рис. 5).

Фрески, которые не создают иллюзию пространства, не «разрушают» плоскость стены, хорошо смотрятся в минималистичных интерьерах. Они стилизованны, декоративны, с изысканным силуэтом линий, часто с использованием рельефов-фактур (рис. 6).

Стилистика фрески выбирается и предлагается, в зависимости от эстетических вкусов и пожеланий клиента, предназначения помещения, а также его фирменного стиля. Среди сюжетов картин преобладают классические пейзажи, натюрморты, животные, орнаменты, древнегреческие и древнеримские мифологические персонажи (рис. 7).

Рис. 3. Фреска-обманка

Рис. 4. С помощью фрески стены бассейна способны «раствориться» в утреннем тумане античного сада

Рис. 5. Спальня, оформленная фресками

Рис. 6. Дверной проем по обе стороны оформлен панно, выполненными в технике фрески

Рис. 7. Комната, оформленная фресками

Рис. 8. Пример оформления ванной комнаты при помощи технологии фрески

Поскольку рисунок наносится вручную, точное воспроизведение каталожного образца невозможно. Таким образом, каждая фреска приобретает свои неповторимые нюансы и становится уникальным творением. Суть заключается в слиянии дизайна интерьера, живописи, декора, уюта, игры света и тени. По желанию заказчика готовое изображение может быть специальными приемами слегка позолочено, «состарено», может быть имитирован откол росписи, а для придания глубины покрыто воском, чтобы создать атмосферу эпохи Возрождения (рис. 8).

С успехом применяются фрески и в оформлении потолков. Подсветка используется для того, чтобы сделать работу более выразительной, и в зависимости от освещения она приобретает различный колорит и рисунок.

Размеры фресок могут быть любыми, от нескольких десятков сантиметров до десятков метров. Можно выбрать фреску по каталогу или стать автором оригинального сюжета и заказать фреску по собственным эскизам.

Рожденная классикой роспись перешагнула ее границы. Сегодня она встречается не только в интерьерах, выполненных в стиле барокко, рококо, классицизма или ампира. Современная архитектура тяготеет к эклектике, поэтому интерес к росписи растет. Современный жилой интерьер от так называемых евроремонтов возвращается к классике. А где классика там и живопись, в том числе — живопись на стенах и потолках. Однако, к сожалению, мастеров, способных профессионально и стильно работать в технике фрески, — единицы. Оформление стен под силу лишь профессионалам. И оно становится на порядок сложнее, если в интерьере планируется еще и роспись потолка.

Хорошо «сделанная» стена может удивительно «работать» при разном освещении. Если сотворенное пространство подлинно, в нем хочется находиться долго, оно способно дарить радость, новизну бытия, заряжать энергией. И сколько бы десятилетий ни простоял ваш дом, его фрески будут жить и дарить вам радость.



Читать далее:
Установка и устройство подоконников
Установка деревянных окон
Алюминиевые окна
Пластиковые окна в квартире
Перекос переплетов
Ремонт профильного стекла
Ремонт штучного стекла
Ремонт брусков обвязки
Трещины подоконной доски
Ремонт поврежденных оконных переплетов, укрепление стыков и шипов



Ваш отзыв