ГлавнаяСтатьи

Декоративные составы

В качестве материалов для выполнения сграффито предпочтительнее использовать известковые растворы, которые не очень быстро твердеют и, следовательно, позволяют без лишних сложностей выцарапывать рисунки.

В качестве наполнителя используется мелкая крошка, пески цветных каменных пород, кварцевые пески, порошок дробленого красного кирпича, каменная пудра и другие материалы. Зернистость песка для накрывочных слоев должна быть малой, величина зерен — от 0,1 мм до 0,5 мм, а для верхних слоев — еще мельче. Пигменты лучше применять минеральные, свето- и щелочеустойчивые.

Для сграффито применяются следующие пигменты: – черные и серые — жженая кость, перекись марганца, графит, молотый сланец, зола соломы, котельный шлак; – коричневые — умбра натуральная и жженая, сурик железный, марс коричневый, мумия натуральная и искусственная, челядь, редок сайд, литоль прочный шарлах, молотая черепица или кирпич; – желтые — охра золотистая и светлая, кадмий желтый; – зеленые — оксид хрома, изумрудная зелень, глауконит, зеленая земля; – синие — ультрамарин, кобальт; – белые — гашеная известь, титановые белила.

Ниже приведены несколько рецептов приготовления штукатурных растворов сграффито (в объемных частях), а также примерные составы для цветных декоративных слоев.

Рецепты приготовления штукатурных растворов сграффито (в объемных частях):
Белый цвет: белый песок — 3, известковое тесто — 1.
Красный цвет: белый песок — 3, известковое тесто — 1, мумия — 0,4.
Розовый цвет: белый песок — 2,5, известковое тесто — 1, красный кирпич (молотый) — 0,3—0,5.
Коричневый цвет: белый песок — 3,5, известковое тесто – 1, портландцемент — 0,3, золотистая охра — 0,3, умбра – 0,1.
Желтый цвет: белый песок — 3, известковое тесто — 1, охра — 0,2.
Синий цвет: белый песок — 3, известковое тесто — 1, ультрамарин — 0,3.

Варианты составов мя цветных декоративных слоев Двухслойное сграффито (% по массе):
Нижний слой {оранжевый): известковое тесто — 22,88, золотистая охра —г 2,4, литоль прочный шарлах — 0,12, красно-коричневая мумия — 0,6, кварцевый белый песок — 74.
Верхний слой (красный): известковое тесто — 60, золотистая охра — 5, литоль прочный шарлах — 5, мраморная пудра — 30.

Трехслойного сграффито (% по массе):
Нижний слой (зеленый): известковое тесто — 23, жженая кость — 3, оксид хрома — 1, кварцевый песок — 73.
Средний слой (розовый): известковое тесто — 22, железный сурик — 4, кварцевый белый песок — 74.
Верхний слой (желто-розовый): известковое тесто — 49, охра — 0,75, мумия — 0,25, мраморная пудра — 50.

К приготовлению известковых растворов следует подходить очень ответственно — важно правильно подобрать состав, чтобы получить штукатурный раствор нормальной жирности. Заметим, что известковые растворы можно приготавливать сразу большими порциями, поскольку они могут храниться в течение трех суток.

Вообще же для штукатурки сграффито нужно выбирать самые высококачественные материалы. Известковое тесто должно быть как можно чище, белее и хорошо процеженным. Лучшие результаты достигаются при использовании белой жирной извести с 5% оксида магния. Известь может загашиваться в тесто или в пушинку. Известковое тесто применяют только после двухмесячной выдержки, а пушонку заводского изготовления — через 1-2 дня после просеивания и замачивания.

Цветные пигменты затирают на воде, перемешивают с известковым тестом до получения одноцветной однородной массы и протирают через сито, со 193 отв./см2. В окрашенную известь вводят песок и перемешивают до однородного состояния. Цветные составы готовят одновременно для всего панно.

Перед тем как приступить к приготовлению цветного раствора, необходимо с максимальной точностью определить требуемое количество краски. При приготовлении штукатурных растворов сграффито важно иметь в виду, что сырой раствор имеет более насыщенный цвет, нежели уже высохший.

Если предполагается делать орнаментальный рисунок с повторяющимися фрагментами, то для этого изготавливают шаблон-трафарет, для чего на плотный лист бумаги или картона переносят рисунок или орнамент. Затем по этим контурам прокалывают отверстия диаметром примерно 2 мм с интервалом 15-20 мм. Отверстия выполняют шилом, гвоздем или булавкой, причем лучше всего используемый колющий инструмент затупить, поскольку кромки прорванной бумаги могут закрывать проделанные отверстия. Прокалывание выполняют на мягкой древесине.

Трафарет укрепляют на отделываемой поверхности. (Если предполагается, что трафарет будет использоваться многократно, то предварительно его следует упрочить, пропитав олифой и просушив под листом фанеры с грузом.) После чего подготовленный заранее марлевый мешочек наполняют просеянным мелом или сухой просеянной краской. При этом краска должна быть такого цвета, чтобы ее следы были отчетливо видны на поверхности штукатурки. Впоследствии таким мешочком наносят удары по трафарету с проделанными отверстиями, в результате чего (после того как трафарет будет снят) на стене останется четкий контур рисунка, оставленный краской или мелом. По этому рисунку впоследствии и выполняют выцарапывание.

Отделка цветных рисунков. Для обработки рисунка по контурам применяют долота, стэки, а для фона — царапки, ложки, зубчатки и косари (рис. 19).

При обработке контуров рисунка долото следует держать под углом 60 градусов, предохраняя линию контура от разрушения (рис. 20).

По мере затупления рабочую часть инструментов необходимо подтачивать — тупой инструмент разрушает цветной слой штукатурки, особенно по контурам.

Для проведения выцарапывания необходим влажный и мягкий штукатурный слой, нанесенный за 5-6 часов до начала работ. Если штукатурка слишком сухая, выцарапывание выполнять практически невозможно, так как сухой слой очень сложно снять. Поэтому накрывочный слой необходимо наносить небольшими участками, чтобы его можно было обработать до того, как штукатурка не высохнет.

Швы между отдельными участками получаются малозаметными при соблюдении точности в дозировке применяемых цветных растворов и при выполнении стыкования отдельных участков по контуру рисунка.

Дефекты, возникшие во время работы, исправляют в такой последовательности: срезают поврежденные места по контуру рисунка, заполняют их свежим раствором того же цвета, подрезают и подчищают контуры и плоскости в соответствии с рисунком. Пестрота орнаментального рисунка скрывает небольшую разницу в цвете.

После длительной эксплуатации свежесть сграффито легко восстанавливается проекабливанием поверхностей рельефа и шлифованием крупнозернистой шкуркой гладких мест с последующим промыванием водой, чистой или со щелочью. При промывании предохраняют нижний слой штукатурки от потеков грязной воды.

С многослойным и тонкослойным сграффито обычно работают художники, это довольно сложная работа. Однако двух- и даже трехслойное сграффито вполне по силам домашнему мастеру в тех случаях, когда речь идет о небольшом орнаментальном рисунке или об изготовлении номера дома из декоративной штукатурки на фасаде.

Рис. 20. Прием процарапывания рисунка долотом по контуру

Зачастую оформленные сграффито участки могут быть совсем небольшими — например, только под карнизами или только над дверными проемами.

Подобная отделка заключается в следующем. Один или несколько верхних тонких слоев нацарапывают до обнажения нижнего штукатурного слоя, имеющего другую расцветку, и в результате получается рельефный многоцветный рисунок, что очень красиво. Причем в данном случае открывается большая возможность для творческой деятельности, так как помимо выбора цветовой гаммы мастер-отделочник может выполнять самые разнообразные орнаменты и рисунки — начиная от самых простых орнаментов и заканчивая серьезными художественными композициями.



Читать далее:
Окрашивание поверхности известковыми составами
Различные малярные составы
Подмазки под масляную окраску
Подмазки под клеевую окраску
Проолифка и грунтовка под масляную окраску
Грунтовки под клеевую окраску
Грунтовки под известковую окраску
Приготовление различных огрунтовочных составов
Вспомогательные материалы для малярных работ
Растворители и разбавители для малярных работ



Ваш отзыв