ГлавнаяСтатьи

Битумные и дегтевые вяжущие вещества и материалы на их основе

Нефтяные, природные битумы и дегтевые вяжущие материалы. Их свойства, марки и их применение. Существует много видов органических вяжущих материалов, однако наибольшее распространение в строительной промышленности получили битумы и дегти, подразделяющиеся на природные и нефтяные битумы и асфальтовые породы. Первые встречаются в природе в естественном состоянии, вторые представляют собой известняки, песчаники и доломиты, пропитанные природным битумом, и, наконец, последние получают, удаляя легкие и средние фракции из нефти. Дегти являются продуктом сухой перегонки (без достаточного доступа воздуха) каменного угля, древесины и торфа. В процессе этой перегонки получается сырой и отогнанный деготь, соляровое масло и пек. Из этих разновидностей вяжущих наиболее распространены битумы, дегти и пеки, которые вследствие общности свойств часто называют битуминозными материалами. Эти вещества при обычной температуре окружающей среды находятся в твердой или полутвердом состоянии, цвет их изменяется от темно-бурого до черного с маслянистым блеском. Битуминозные органические вещества состоят из сложных углеводородов и их неметаллических производных, которые хорошо растворимы в бензоле, сероуглероде, хлороформе и других органических растворителях. При повышении температуры они быстро теряют вязкость и переходят в жидкое состояние. Если температура понижается, то происходит обратный процесс, т.е. они переходят в твердое или полутвердое состояние.

При воздействии в течение длительного времени солнечных лучей ухудшаются физические и механические свойства этих веществ, они становятся хрупкими, теряют пластичность и начинают разрушаться или, как говорят, битуминозные вещества начинают стареть. Особенно интенсивно подвергаются старению дегти, поэтому материалы, изготовленные на их основе, менее долговечны, чем изделия, полученные на основе битумов.

Битуминозные вяжущие коррозионноустойчивы, обладают хорошей сопротивляемостью против разъедающего действия кислот и щелочей, они интенсивно прилипают к металлам, камню-, древесине и другим материалам. На основе этих вяжущих изготовляют дорожные покрытия, кровельные и гидроизоляционные материалы и лаки, при этом органические вяжущие предварительно подогревают До температуры от 160 до 180 °С. Отечественной промышленностью выпускается большое количество различных битумных и дегтевых материалов.

Асфальтовый раствор состоит из асфальтового вяжущего (смесь битума и измельченных до порошкообразного состояния горных пород) и песка или мелкого гравия. В зависимости от крупности мелкого заполнителя расход вяжущего составляет 8—10% массы смеси; обычно применяют-раствор состава 1 : 2,5 и 1 : 5. Компоненты смешивают при нагреве асфальтового вяжущего до 160—180 °С. Дегтевые растворы готовят аналогично, только в качестве вяжущего применяют деготь. Асфальтовый или дегтевый бетон представляет собой рационально подобранную смесь, состоящую из асфальтового или дегтевого вяжущего, мелкого заполнителя и щебня или гравия. Этот материал применяют для устройства дорожных покрытий и кровель промышленных зданий.

Рулонные кровельные материалы изготовляют на листовой и волокнистой‘основе. В первом случае применяют кровельный картон, стеклополотно, картон асбестовый; во втором — асбестовое волокно. Наиболее широко используют картон кровельный, обработанный битумом, или дегтем. Тогда получается покровный материал в виде рубероида или толя и беспокровный — пергамин. Рубероид изготовляют путем пропитки картона кровельного легкоплавким битумом с последующим покрытием с обеих сторон тугоплавким битумом. Выпускается также прокладочный рубероид. “Пергамин кровельный— кровельный картон, обработанный битумом,’ но без покровного слоя. Толь кровельный является менее долговечным материалом, чем рубероид. При изготовлении дегтебитумных кровельных материалов кровельный картон пропитывают составленным или отогнанным дегтем, а затем на верхнюю и нижнюю поверхность наносят покровный слой из битума.

Битумная и дегтевая кровельные мастики состоят из органического вяжущего и порошкообразного заполнителя, обычно минерального происхождения. Мастики используют для приклеивания рулонных кровельных материалов.

Гидроизоляционные материалы применяют для предохранения конструкций от разрушающего воздействия воды. К этим материалам относят гидроизол, борулин, металлоизол и изол. Гидроизол изготовляют путем пропитки асбестовой бумаги битумом, выпускается гидроизол двух марок — ГИ-1 и ГИ-2. Этот материал обладает высокими гидроизоляционными и теплоизоляционными свойствами. Металлоизол представляет собой алюминиевую ленту или фольгу, покрытую с обеих сторон битумом. В .комбинации с другими гидроизоляционными материалами металлоизол применяют для оклееч-ной гидроизоляции гидротехнических и подземных сооружений. Он обладает высокой водонепроницаемостью, прочностью и пластичностью, однако при работе изолируемого сооружения в условиях низких температур применять металлоизол не разрешается. Изол получают из резино-битумного вяжущего, пластификатора, асбеста и антисептика. Этот рулонный материал приклеивают к поверхности нефтяным битумом или битумными мастиками?

Транспортирование, хранение и приемка органических вяжущих. Одним из важнейших условий сохранения технических свойств органических вяжущих является правильная и рациональная организация их транспортирования и хранения. Битум транспортируется по железным дорогам на большое расстояние в специально оборудованных цистернах емкостью 12—50 т. Цистерны оборудованы змеевиками для подогрева вяжущего, иногда цистерны покрывают тепловой изоляцией, что позволяет транспортировать битумные материалы на расстояние 600—1000 км в жидком состоянии.

При хранении битума необходимо соблюдать правила, основными из которых являются предотвращение засорения битума посторонними примесями (глина, песок и пр.) и ограждение его от воды. Примеси, попадающие в битум, не только ухудшают его качество, но и вредно отражаются на котках для разогрева битума, уменьшая срок их службы вследствие перегрева и прогорания днища. Особенно сильно снижаются технологические свойства битума от наличия в нем воды. В этом случае при нагревании битума образуется пена и вяжущее выплескивается из котла. Хранится битум в специальных битумохранилищах, защищенных от попадания вредных примесей и воды. В процессе приемки битума необходимо осуществлять технический контроль за его качеством. Для этого отбирают средние пробы и испытывают свойства битума согласно техническим условиям и стандартам; устанавливают марку битума и проверяют соответствие прилагаемого к партии битума паспорта с результатами, полученными при испытаниях; устанавливают пригодность партии битума для производства намеченных работ; систематически наблюдают за качеством битума в процессе работ. Способы транспортирования и хранения дегтевых материалов мало отличаются от способов транспортирования, и хранения битумов. Однако вследствие ядовитости дегтевых материалов необходимо особенно тщательно соблюдать правила техники безопасности и охраны труда рабочих. При хранении дегтевых материалов и особенно пека следует учитывать их подверженность размягчению под действием тепла и возможность вследствие этого растекания и засорения.

Технико-экономические показатели. В настоящее время в строительной промышленности широко применяют рубероид, лергамин и толь различных марок для мягкой кровли, удельный вес их составляет 50% всех видов выпускаемых кровельных материалов. Это объясняется тем, что мягкие кровли особенно эффективны в конструкциях железобетонных крыш.

Промышленность рулонных материалов является материалоемкой отраслью. Затраты на. картон, битумные и дегтевые продукты составляют в общих издержках производства 75—80%, поэтому необходимо строго соблюдать производственные нормы расходования материалов и постоянно снижать стоимость кровельного картона. Большое значение имеет улучшение использования оборудования, применяемого для изготовления рубероида, пергамина и толя; необходимо довести коэффициент использования оборудования по календарному времени до 92—95%.

Одним из резервов резкого снижения трудоемкости и повышения производительности труда в этой отрасли промышленности является широкое внедрение комплексной механизации и автоматизация технологических процессов изготовления мягкой кровли.



Читать далее:
Покрытие полов рулонными, мастичными и плиточными материалами
Малярные и обойные работы
Теплоизоляционные работы
Кровли из рулонных и мастичных материалов
Кровли из асбестоцементных материалов, черепицы и листовой стали
Монтаж стальных конструкций промышленных зданий
Монтаж железобетонных конструкции промышленных зданий
Монтаж конструкции гражданских зданий
Методы и способы монтажных работ
Бетонные работы



Ваш отзыв